ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы

  • Дмитрий Игоревич Каминченко Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-3193-3423

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-3-24-39

Ключевые слова:

политическая коммуникация; политический имидж; имиджево-ролевой конструкт; информационное общество; Интернет; сетевая идентичность; социальные медиа

Аннотация

Работа посвящена изучению имиджа регионального лидера в современном политико-коммуникативном пространстве Интернета. Проводится анализ основных имиджево-ролевых конструктов, используемых главой одного из субъектов Российской Федерации на интернет-платформе Instagram. Вводится определение понятия «имиджево-ролевой конструкт». Теоретический базис исследования составляет теория информационного общества и концепт сетевой идентичности. В качестве основных прикладных методов анализа использованы качественно-количественный контент-анализ и сравнительный анализ. Информационный массив исследования составили записи губернатора Нижегородской области, размещенные на его официальной интернет-странице в Instagram, в период с 25 декабря 2019 г. по 7 октября 2020 г. Результаты исследования позволили установить, что, чаще остальных, в сообщениях главы региона отражены такие имиджево-ролевые конструкты, как «организатор» и «кризисный менеджер». Наивысший интерес аудитории вызвали записи, где проявляются такие имиджево-ролевые конструкты, как «кризисный менеджер», «строитель», «хозяйственник» и «человек, знающий и чтущий историю страны/города». На основе проведенного исследования сформулированы практические рекомендации, касающиеся возможности усиления поддержки главы региона с помощью более частого использования сообщений, в которых должны найти своё отражение конкретные имиджево-ролевые конструкты.

Биография автора

Дмитрий Игоревич Каминченко, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии

Библиографические ссылки

Ачкасова, В. А., Корнеева, К. В. (2017) ‘Репутация и имидж власти. Медиастратегии формирования’, Управ¬ленческое консультирование, 1(97), сс. 159‒165. [Achkasova, V. A., Korneeva, K. V. (2017) ‘Reputation and image of the power. Mediastrategies of formation’ [Reputatsiya i imidzh vlasti. Mediastrategii formirovaniya], Administrative Consulting, 1(97), pp. 159‒165. (In Russ.)].

Ачкасова, В. А., Быков, И. А., Кузьмина, А. М. (2017) ‘Продвижение в социальных сетях как одна из компетенций специалиста по рекламе и связям с общественностью’ Российская школа связей с общественностью, 9. сс. 179‒188. [Achkasova, V. A., Bykov, I. A., Kuz'mina, A. M. (2017) ‘Social media marketing as a professional competence for education in public relations and advertisement’ [Prodvizhenie v sotsial'nykh setyakh kak odna iz kompetentsii spetsialista po reklame i svyazyam s obshchestvennost'yu], Russian School of Public Relations, 9. pp. 179‒188. (In Russ.)].

Белинский, А. В. (2012) ‘Проблемы формирования положительного имиджа современного политика’, Вестник Пермского университета. Политология, 1, сс. 150‒155. [Belinskii, A. V. (2012) ‘Problems of forming a positive image of a modern politician’ [Problemy formirovaniya polozhitel'nogo imidzha sovremennogo politika], Bulletin of Perm University. Political Science, 1, pp. 150‒155. (In Russ.)].

Букреева, О. В. (2011) ‘Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров’, Полис. Политические исследования, 5, сс. 117‒122. [Bukreeva, O. V. (2011) ‘The image of the Russian Government and political leaders in the conceptual space of demotivational posters’ [Obraz rossiiskoi vlasti i politicheskikh liderov v kontseptual'nom prostranstve demotivatsionnykh posterov], Polis. Political Studies, 5, pp. 117‒122. (In Russ.)].

Быкова, Е. В. (2015) ‘SMM ‒ эффективный инструмент продвижения в цифровую эпоху PR’, Российская школа связей с общественностью, 7. сс. 84‒89. [Bykova, E. V. (2015) ‘SMM ‒ An effective tool for the promotion of the digital PR’ [SMM ‒ effektivnyi instrument prodvizheniya v tsifrovuyu epokhu PR], Russian School of Public Relations, 7. pp. 84‒89. (In Russ.)].

Быков, И. А. (2017) ‘Twitter как основной инструмент избирательной кампании Дональда Трампа’, Российская школа связей с общественностью, 9. сс. 115‒123. [Bykov, I. A. (2017) ‘Twitter as a main tool in the electoral campaign of Donald Tramp’ [Twitter kak osnovnoi instrument izbiratel'noi kampanii Donal'da Trampa], Russian School of Public Relations, 9. pp. 115‒123. (In Russ.)].

Василенко, С. А., Дебольская, А. А. (2020) ‘Женщина-политик: эволюция имиджа на примере Терезы Мэй и Юлии Тимошенко’, Азимут научных исследований: экономика и управление, 3 (32), сс. 33‒36. [Vasilenko, S. A., Debol'skaya, A. A. (2020) ‘Woman in politics: evolution of the image based on the example of Theresa May and Yulia Tymoshenko’ [Zhenshchina-politik: evolyutsiya imidzha na primere Terezy Mei i Yulii Timoshenko], Azimuth of Scientific Researches: Economics and Management, 3(32), pp. 33‒36. (In Russ.)].

Вилков, А. А. (2020) ‘Образы будущего в политологическом и публичном дискурсах современной России’, Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 1, сс. 64‒68. [Vilkov, A. A. (2020) ‘Images of the future within political science and public discourses of modern Russia’ [Obrazy budushchego v politologicheskom i publichnom diskursakh sovremennoi Rossii], Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 1, pp. 64‒68. (In Russ.)].

Гаман-Голутвина, О. В., Никитин, А. И. (ред.) (2020) Современная политическая наука: Методология. Москва: Изд-во Аспект Пресс, 776 с. [Gaman-Golutvina, O. V., Nikitin, A. I. (eds.) (2020) Contemporary Political Science [Sovremennaya politicheskaya nauka: Metodologiya]. Moscow: Izdatelstvo “Aspekt-Press”. 776 p. (In Russ.)].

Головченко, А. В. (2018) ‘Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России’, Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 4, сс. 457‒462. [Golovchenko, A. V. (2018) ‘Image inversions of liberal leadership in modern Russia’ [Imidzhevye inversii liberal'nogo liderstva v sovremennoi Rossii], Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 1, pp. 64‒68. (In Russ.)].

Демочко, С. В. (2014) ‘Имидж идеального политика в глазах российских избирателей: данные социологических опросов’, Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 24, сс. 41‒45. [Demochko, S. V. (2014) ‘Image of an ideal politician in the eyes of Russian voters: data of sociological surveys’ [Imidzh ideal'nogo politika v glazakh rossiiskikh izbiratelei: dannye sotsiologicheskikh oprosov], Intellektual''nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya, 24, pp. 41‒45. (In Russ.)].

Дурдин, Д. М. (2000) ‘"Образ" политического лидера и возможности его изменения’, Полис. Политические исследования, 2, сс. 133‒151. [Durdin, D. M. (2000) ‘The "image" of a political leader and the possibility of his change’ ["Obraz" politicheskogo lidera i vozmozhnosti ego izmeneniya], Polis. Political Studies, 2, pp. 133‒151. (In Russ.)].

Зарубина, Н. Н., Носкова, А. В. (2019) ‘Образы России: размышляя об эпохах перемен’, Полис. Политические исследования, 2, сс. 173‒183. [Zarubina, N. N., Noskova, A. V. (2019) ‘Images of Russia: reflecting on the eras of change’ [Obrazy rossii: razmyshlyaya ob epokhakh peremen], Polis. Political Studies, 2, pp. 173‒183. (In Russ.)].

Иванов, В. Г., Иванова, М. Г. (2019) ‘Образ политического лидера в отечественных политологических исследованиях’, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 3, сс. 558‒576. [Ivanov, V. G., Ivanova, M. G. (2019) ‘The image of a political leader in the Russian political studies’ [Obraz politicheskogo lidera v otechestvennykh politologicheskikh issledovaniyakh], RUDN Journal of Political Science, 3, pp. 558‒576. (In Russ.)].

Каминченко Д. И. (2020) ‘Детерминанты измерения сетевой идентичности’ в: Соколов А. В., Фролов А. А. (ред.) Возможности и угрозы цифрового общества: материалы конференции. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: Изд-во ООО «Цифровая типография», сс. 100‒104. [Kaminchenko, D. I. (2020) ‘Determinants of network identity measurement’ [Determinanty izmereniya setevoi identichnosti] in: Sokolov A. V., Frolov A. A. (eds.) ‘Opportunities and threats of the digital society’: Сonference proceedings [Vozmozhnosti i ugrozy tsifrovogo obshchestva]. Yaroslavl, pp. 100‒104. (In Russ.)].

Каминченко Д. И. (2019) ‘Типы сетевой идентичности в современном обществе’ в: Акопова Т. С. (ред.) Современное российское общество: социально-политические тренды и вызовы: материалы конференции. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, сс. 90‒95. [Kaminchenko, D. I. (2019) ‘Network identity types in modern society’[Tipy setevoi identichnosti v sovremennom obshchestve] in: Akopova, T. S. (eds.) ‘Contemporary Russian society: socio-political trends and challenges’: Сonference proceedings [Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo: sotsial'no-politicheskie trendy i vyzovy: materialy konferentsii]. Yaroslavl, pp. 90‒95. (In Russ.)].

Канюков, А. Н. (2018) ‘Убедить россиянина. Структура убеждающего воздействия в формировании имиджевых характеристик депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга’, Вестник Пермского университета. Политология, 2, сс. 124‒146. [Kanyukov, A. N. (2018) ‘To convince the russians. structure of persuasive influence in shaping image characteristics of St. Petersburg Legislative Assembly deputies' [Ubedit rossiyanina. Struktura ubezhdayushchego vozdeistviya v formirovanii imidzhevykh kharakteristik deputatov Zakonodatel'nogo sobraniya Sankt-Peterburga], Bulletin of Perm University. Political Science, 2, pp. 124‒146. (In Russ.)].

Курманина, Т. С. (2017) ‘Особенности формирования имиджа региональных политических лидеров’, Вестник науки и образования, 8 (32), сс. 44‒46. [Kurmanina, T. S. (2017) ‘Peculiarities of forming image of regional political leaders’ [Osobennosti formirovaniya imidzha regional'nykh politicheskikh liderov], Herald of Science and Education, 8(32), pp. 44‒46. (In Russ.)].

Ленец, А. В., Сергеева, Д. С. (2018) ‘Языковая манифестация коммуникативной стра-те¬гии дискредитации как способа конструирования имиджа политика в виртуальном пространстве (на мате¬ри-але предвыборных твитов Д.Трампа)’, Вестник Томского государ¬ственного университета. Филология, 52, сс. 98‒ 111. [Lenets, A. V., Sergeeva, D. S. (2018) ‘Language manifestation of the discrediting communicative strategy as a way of political image formation in the virtual space (as exemplified in pre-election tweets by D. Trump)’ [Yazy¬ko-vaya manifestatsiya kommuni¬kativnoi strategii diskreditatsii kak sposoba konstruiro¬vaniya imidzha politika v virtual'nom prostranstve (na materiale predvybornykh tvitov D.Trampa)], Tomsk State University Journal of Philology, 52, pp. 98‒111. (In Russ.)].

Нейматова, А. Я. (2011) ‘Проблема имиджа в политике и политической науке’, Вестник МГИМО Университета, 2 (17), сс. 268‒269. [Neimatova, A. Ya. (2011) ‘Image in politics and political science’[Problema imidzha v politike i politicheskoi nauke], MGIMO Review of International Relations, 2(17), pp. 268‒269. (In Russ.)].

Палитай, И. С. (2018) ‘Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014‒2017 гг.)’, Полис. Политические исследования, 2, сс. 150‒162. [Palitai, I. S. (2018) ‘Trans-for¬mation of images of power and political leaders of Great Britain under the influence of Brexit (on materials of European and American media, 2014‒2017)’ [Transformatsiya obrazov vlasti i politicheskikh liderov Veliko-britanii pod vliyaniem Brexit (na materialakh evropeiskikh i amerikanskikh SMI za 2014‒2017 gg.)], Polis. Political Studies, 2, pp. 150‒162. (In Russ.)].

Пищева, Т. Н. (2011) ‘Политические образы: проблемы исследования и интер¬пре-тации’, Полис. Политические иссле-дования, 2, сс. 47‒52. [Pishcheva, T. N. (2011) ‘Political images: Problems of research and interpretation’ [Politicheskie obrazy: problemy issle¬dovaniya i interpretatsii], Polis. Political Studies, 2, pp. 47‒52. (In Russ.)].

Селиверстова, Ю. А. (2011) ‘Имидж полити-ческого лидера: создание, внедрение, актуализация’, Власть, 1, сс. 71‒73. [Seliverstova, Yu. A. (2011) ‘Image of a political leader: creation, implementation, update’ [Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizatsiya], Vlast’, 1, pp. 71‒73. (In Russ.)].

Синеокая, Н. А. (2017) ‘Имидж политика, формируемый в современных элект-ронных СМИ (на примере женщин-политиков Германии)’ в: Доманский, Ю. В., Бердникова, М. А. (ред) Фило-логия и просветительство. Научное, педагогическое, краевед¬ческое на¬сле-дие Н. М. Лебедева. Материалы кон-ференции. Тверь: ООО «СФК-офис», сс. 235‒242. [Sineokaya, N. A. (2017) ‘The image of a politician formed in modern electronic media (on the example of female politicians in Germany)’ [Imidzh politika, formiruemyi v sovre-mennykh elektronnykh SMI (na primere zhen¬shchin-politikov Germanii)] in: Doman¬skii, Yu. V., Berdnikova, M. A. (eds.): Philology and enlightenment. Scientific, pedagogical, local history heritage of N.M. Lebedev. Сonference proceedings. [Filologiya i prosvetitel'stvo. Nauchnoe, pedagogicheskoe, kraeved-ches¬koe nasledie N.M. Lebedeva. Mate-ria¬ly konferentsii], pp. 235‒242. (In Russ.)].

Тарасов, И. Н. (2007) ‘Электоральное измерение образов политических лиде-ров (на примере стран центрально-восточной Европы)’, Известия Сара-товского университета. Новая серия. Серия: Социология. Полито¬логия, 2, сс. 90‒97. [Tarasov, I. N. (2007) ‘Elective images measurement of political leaders (on example of the countries of Central-East Europe)’ [Elektoral'noe izmerenie obrazov politicheskikh liderov (na primere stran tsentral'no-vostochnoi Evropy)], Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2, pp. 90‒97. (In Russ.)].

Толкалов, А. С. (2013) ‘Сущность поли¬ти-ческого имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления’, Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 2, сс. 72‒75. [Tolkalov, A. S. (2013) ‘Content of the political image: Russian and foreign experience of theoretic comprehension’ [Sushchnost' politicheskogo imidzha: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt teoreticheskogo osmysleniya], Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2, pp. 72‒75. (In Russ.)].

Фадеева, Л. А. (2017) ‘Сетевая идентичность’ в: Семененко, И. С. (ред.) Иден¬тич-ность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Москва: Изд-во Весь мир, сс. 535‒539. [Fadeeva, L. A. (2017) ‘Network identity’ [Setevaya identichnost] in: Semenenko, I. S. (eds.) Identity: The individual, society and politics. An encyclopedia [Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoe izdanie]. Moscow: Izdatelstvo “VES MIR”, pp. 535‒539. (In Russ.)].

Филатова, О. Г. (2020a) ‘Главы российских регионов в социальных сетях: аудит публичных коммуникаций’, PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект, 23, сс. 6‒16. [Filatova, O. G. (2020a) ‘Heads of russian regions in social media: audit of public communications’ [Glavy rossiiskikh regionov v sotsial'nykh setyakh: audit publichnykh kommunikatsii], PR and advertising in a changing world: Regional aspect, 23, pp. 6‒16. (In Russ.)].

Филатова, О. Г. (2020b) ‘Главы субъектов РФ в блогах и социальных сетях: тренды коммуникаций начала 2010-х и 2020-х гг.’, Южно-российский журнал социальных наук, 2, сс. 26‒41. [Filatova, O. G. (2020b) ‘Heads of subjects of the russian federation in blogs and social networks: communication trends in the early 2010s and 2020s’ [Glavy sub"ektov RF v blogakh i sotsial'nykh setyakh: trendy kommunikatsii nachala 2010-kh i 2020-kh gg.], South-Russian journal of social sciences, 2, pp. 26‒41. (In Russ.)].

Шелекасова, Н. П. (2000) ‘Бессознательные аспекты имиджа политического лидера’, Полис. Политические исследо-вания, 4. сс. 130‒131. [Shelekasova, N. P. (2000) ‘Unconscious aspects of the image of a political leader’ [Bessozna-tel'nye aspekty imidzha politicheskogo lidera], Polis. Political Studies, 4, pp. 130‒131. (In Russ.)].

Шестопал, Е. Б., Вагина, В. В., Пасс, П. С. (2019) ‘Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами’, Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики), 4 (95), сс. 67‒86. [Shestopal, E. B., Vagina, V. V., Pass, P. S. (2019) ‘New trends of Russian citizens' perception of authorities’ [Novye tendentsii v vospriyatii vlasti rossiiskimi grazhdanami], The Journal of Political Theory, Political Philosophy and Sociology of Politics Politeia, 4(95), pp. 67‒86. (In Russ.)].

Шмелева, О. Ю. (2017) ‘«Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения’, Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 4, сс. 23‒36. [Shmeleva, O. Yu. (2017) ‘"The image of the State" as a category of political science: theoretical and methodological aspects of studying’ [«Obraz gosudarstva» kak kategoriya politicheskoi nauki: teoretiko-metodo¬logicheskie aspekty izucheniya], Political expertise: POLITEX, 4, pp. 23‒36. (In Russ.)].

Larsson, A. O. (2017) ‘Top users and long tails: Twitter and Instagram use during the 2015 Norwegian Elections’, Social Media + Society, April-June, 2. pp. 1–12, DOI:10.1177/2056305117713776.

Parmelee, J. H., Roman, N. (2019) ‘Insta-Politicos: Motivations for Following Political Leaders on Instagram’, Social Media + Society, April-June, 2, pp. 1–12, DOI:10.1177/2056305119837662.

Turnbull-Dugarte, S. J. (2019) ‘Selfies, policies, or votes? Political party use of Instagram in the 2015 and 2016 spanish general elections’, Social Media + Society, April-June, 2, pp. 1–15, DOI:10.1177/20563 05119826129.

Загрузки

Опубликован

2021-10-19

Как цитировать

Каминченко, Д. И. (2021). ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 15(3), 24–39. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-3-24-39

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии