СИМВОЛЫ КРЯШЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ПРИЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ТЕЙЛОРА

Авторы

Ключевые слова:

идентичность, кряшены, национализм, национальное движение, символы, теория признания Ч. Тейлора, этнополитическая мобилизация

Аннотация

Анализируются символы кряшенского субэтнического национального движения, которые были сформированы на протяжении всего периода этнополитической мобилизации кряшенского населения с середины XIX в. до наших дней. Исследование выполнено на основе «теории признания» Чарльза Тейлора и этносимволического подхода к исследованию национализма. В политике признания, согласно Чарльзу Тейлору, для складывания подлинной и гармоничной идентичности субъекту, помимо сформированного самосознания, всегда необходимо признание значимых других. Когда субъект не получает признания, то он может начать требовать это признание и бороться за него. Для этого первичные “исторические” символы национальные движения используют для актуализации своей этничности посредством достижения внешнего признания. Если этого не происходит, то запускается процесс создания новых символов, на основе уже существующих.Результатом исследования стала классификация символов кряшенского субэтнического национализма. Была разработана схема трансформации символов этнополитической мобилизации кряшен от их источника (миссионерской деятельности Н. Ильминского) до придания переписи населения 2002 г. статуса отдельного синтезируемого символа – мифомотора.Отдельное внимание уделено первичным “историческим” символам “Православия” и “Кряшенского языка”, как формирующим внутреннее самосознание этнической группы и воспроизводимым на протяжении всех этапов развёртывания кряшенского субэтнического национального движения.  DOI: 10.17072/2218-1067-2019-3-88-98

Биография автора

Андрей Денисов / Andrey Denisov, Академия наук Республики Татарстан

научный сотрудник Центра исламоведческих исследований

Библиографические ссылки

Денисов, А. Е. (2018) '“Кряшенский вопрос” во всероссийской переписи населения 2002 года: попытка политизации этничности', Вестник РУДН. Серия: Политология, Т. 20, 3, сс. 323–333. [Denisov, A. E. (2018) '“Kryashen question” in the All-Russian census of 2002: the attempt to politicize ethnicity' [“Kryashenskii vopros” vo vserossiiskoi perepisi naseleniya 2002 goda: popytka politizatsii etnichnosti], RUDN Journal of Political Science, Vol. 20, 3, pp. 323–333. (In Russ.)].

Колчерин, А. (2016) 'Кряшенская миссия. Уроки прошлого', Кряшенское историческое обозрение, 2, сс. 94–99. [Kolcherin, А. (2016) 'Kryashens mission. Lessons from the past' [Kryash-enskaya missiya. Uroki proshlogo], Kryashen Historical Review, 2, pp. 94–99. (In Russ.)].

Кююн, Э. (2015) 'Роль сохранения языка как символа при формировании идентичности', Ежегодник Финно-угорских исследований, 2, сс. 19–28. [Küün, E. (2015) 'Role of Survival of the Language as a Symbol upon Formation of Identity' [Rol’ sokhraneniya yazyka kak simvola pri formirovanii identichnosti], Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2, pp. 19–28. (In Russ.)].

Мильруд, Р. П. (2013) 'Язык как символ культуры', Язык и культура, 2, сс. 43–60. [Millrood, R. P. (2013) 'Language as a symbol of culture' [Yazyk kak simvol kul’tury], Language and Culture, 2, pp. 43–60. (In Russ.)].

Петров, А. П. (2008) 'Проблема мессианства и его философский смысл', Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 74-1, сс. 390–393. [Petrov, А. P. (2008) 'Messianism and its philosophic sense' [Problema messianstva i ego filosofskii smysl], Scientific Journal of Herzen University, 74-1, pp. 390–393. (In Russ.)].

Письма Н. И. Ильминского к крещеным татарам (1896). Казань: Типолитография Императорского Университета. [N. Il’minsky’s letters to the baptized Tatars [Pis’ma N.I. Il’minskogo k kreshchenym tataram] (1896). Kazan: Emperor’s University Publ. (In Russ.)].

Севастьянов, И. В. (2017) 'Кряшены Татарстана: религия и проблема этнического самоопределения', Проблемы истории, филологии, культуры, 4, сс. 345–361. [Sevast’yanov, I. V. (2017) 'The Kryashens of Tatarstan: religion and problem of ethnic self-determination' [Kryasheny Tatarstana: religiya i problema etnicheskogo samoopredeleniya], Journal of Histor-ical, Philological and Cultural Studies, 4, pp. 345–361. (In Russ.)].

Сидоркин, А. М. (2014) 'Аутентичность – Диалогичность – Признание: не совсем вероятное путешествие', Человек.ru., 9, сс. 213–218. [Sidorkin, А. М. (2014) 'Authenticity – Dialogicality – Recognition: an improbable journey' [Autentichnost’ – Dialogichnost’ – Priznanie: ne sovsem veroyatnoe puteshestvie], Chelovek.RU, 9, pp. 213–218. (In Russ.)].

Фукуяма, Ф. (2004) Конец истории и последний человек. Mосква: OOO «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак». [Fukuyama, F. (2004) The End of History and the Last Man [Konets isto-rii i poslednii chelovek]. Moscow: OOO «Izdatel’stvo AST: ZAO NPP «Ermak» Publ. (In Russ.)].

Armstrong, J. (1982) Nations before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press.

Benjamin, J. (2013) 'Thinking Together, Differently: Thoughts on Bromberg and Intersubjectivity', Contemporary Psychoanalysis, Vol. 49, 3: In Honor of Philip M. Bromberg, pp. 356–379.

Bottici, Ch. (2007) A Philosophy of Political Myth. Cambridge: Cambridge University Press.

Chhim, Chris and Belanger, Eric (2017) 'Language as a public good and national identity: Scotland’s competing heritage languages', Nation and nationalism, Vol. 23, 4, pp. 929–951.

Habermas, J. (2001) Justification and Application: Remarks on Discourse Ethics. Cambridge: MIT Press.

Hroch, M. (1996) 'Nationalism and national movements: comparing the past and the present of Central and Eastern Europe', Nations and Nationalism, 2, pp. 35–44.

Hutchinson, J. (2005) Nations as zones of conflict. London: SAGE Publications.

Malešević, Siniša. (2018) 'Nationalism and the longue durée', Nation and nationalism, Vol. 24, 2, pp. 292–299.

Mu, G. M. (2015) 'A meta-analysis of the correlation between heritage language and ethnic identity', Journal of Multilingual and Multicultural Development, Vol. 36, 3 pp. 239–254.

Nurieva, F. Sh., Kadirova, E. Kh, Kuzmina, Kh. Kh. and Khadieva, G. K. (2016) 'Translation practice and educational activities of the Christian missionary N.I. Ilminsky', European Journal of Sci-ence and Theology, Vol. 12, 6, pp. 113–121.

Shabalina, E. P. and Boagi, N. M. (2013) 'Peculiarities of education in folk pedagogy', European Journal of natural history, 4, pp. 27–30.

Smith, A. (2009) Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. New York: Routledge.

Taylor, C. (1989) Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge: Harvard Uni-versity Press.

Taylor, C. (1994) 'The Politics of Recognition' in: Gutmann, A. (ed.) Multiculturalism: Examining the politics of recognition. Princeton: Princeton University Press, pp. 25–73.

Taylor, C. (1995) Philosophical Arguments. Cambridge: Harvard university press.

Thompson, S. (2006) The political Theory of recognition: a critical introduction. Cambridge; Malden: Polity Press.

Загрузки

Опубликован

2019-10-02

Как цитировать

Andrey Denisov А. Д. /. (2019). СИМВОЛЫ КРЯШЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ПРИЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ТЕЙЛОРА. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 13(3), 88–98. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/2595