Практика этнической мобилизации через призму теории национализма Джона Хатчинсона (на примере Кряшенского движения)
Ключевые слова:
арийский миф, Джон Хатчинсон, идентичность, интеллигенция, кряшены, национализм, национальные движения, национальные символы, родноверие, этническая мобилизацияАннотация
В статье анализируется теория национализма Джона Хатчинсона и впервые делается попытка изучить кряшенское движение в контексте данной теории. В ходе исследования определяются ключевые характеристики кряшенского движения (конструкт этнополитической мобилизации; первоначальная особая роль православных миссионеров; этапы чередования культурного и политического национализма; особенности идентичности; особое значение мифа о происхождении и др.) DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2017-4-49-61Библиографические ссылки
Баркарь Е.В. Старокрещённые и новокрещённые татары // Альманах «Альфа и Омега». 2009. № 57. URL: http://www.pravmir.ru/ starokreshhyonyie-i-novokreshhyonyie-tataryi/ (дата обращения 09.06.2017). [Barkar’ E.V.
Old-baptized and new-baptized Tatars // Alpha and Omega. 2010. No. 57. Available at: http://www.pravmir.ru/starokreshhyonyie-i-novokreshhyonyietataryi/ (accessed 09.06.2017)].
Баркарь Е.В. Роль православных миссионеров в формировании идентичности кряшен // Научный журнал. 2016. № 4. С. 45–49. [Barkar’ E.V.The role of Orthodox missionaries in the formation of Kryashens' identity // Science Magazine. 2016. No. 4. P. 45–49].
Илизарова В.В. Этническая идентичность кряшен и институты её поддержания // Этносоциум. 2012. № 11. С. 84–90. [Ilizarova V.V. Ethnic identity of the Kryashens and institutions of its maintaining // Etnosocium. 2012. No. 11. P. 84–90].
Исхаков Р.Р. Освещение истории и религиозной культуры татар-кряшен волго-уральского региона в дореволюционной историографии // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 20–56. [Iskhakov R.R. Interpretation of history and religious culture of the Kryashensin the Volga-Ural region in pre-revolutionary historiography // Kryashen Historical Review. 2015. No. 1. P. 20–56].
Исхаков Д.М. Перепись населения и судьба нации // Татарстан. 2002. № 3. С. 18–23. [Iskhakov D.M.The census of population and fate of the nation // Tatarstan. 2002. No. 3. P. 18–23].
Мавлютова Г.Ш. Христианизация мусульман Тобольской губернии в начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 201–206. [Mavlyutova G. Sh. Christianization of Muslims of Tobolsk Province at the beginning of the 20th century // Tomsk State University Journal. 2016. No. 411. P. 201–206].
Никитина Г.А. Кряшены Удмуртии: этнокультурный портрет // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2012. № 5–3. С. 73–81. [Nikitina G.A.The Kryashens in Udmurtia: ethnocultural portrait // Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology. 2012. No.5. P. 73–81].
Овчинников А.В. Арийский миф в национализмах современного Татарстана // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415. С.86–101. [Ovchinnikov A.V. The Aryan myth in nationalisms of modern Tatarstan // Tomsk State University Journal. 2017. No. 415.P. 86–101].
Сулейманова Ю.Ф. Процесс христианизации нерусских народов
Оренбургского края и проблема обратного перехода в ислам в XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2011. № 1 (96). Выпуск 17. С. 145–150. [SuleimanovaYu.F. The process of Christianizing of non-Russian people in Orenburg region and the problem of reverse conversion to Islam in the 19th century // Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Politicalscience. 2011. No. 1 (96). Issue 17. P. 145–150].
Титова Т.А., Хуснутдинова К.Ю. Этноконфессиональная группа кряшен: трансформация идентичности и современные этнокультурные процессы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (67).
С. 199–202. [Titova T.A., Khusnutdinova K.Yu. Ethno-confessional group of the Kryashens: transformation of identity and contemporary ethno-cultural processes // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2016. No. 5 (67). P. 199–202].
Титова Т.А. Внутригрупповая консолидация и межконфессиональная дистанция православного населения Республики Татарстан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культуралогия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (часть 1). С. 183–186. [Titova T.A. Intra-group consolidation and inter-confessional distance of Orthodox population in the Republic of Tatarstan // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2014. No. 12. Part 1. P. 183–186].
Этнография татарского народа. Казань, 2004. 287 с. [Ethnography of the Tatar people. Kazan, 2004. 287 p.].
AitamurtoKaarina. Paganism, Traditionalism, Nationalism. Narratives of Russian Rodnoverie. N.Y., 2016. 222 p.
Conversi Daniele. Mapping the field: theories on nationalism and the ethnosymbolic approach // Nationalism and Ethnosymbolism. History, culture and ethnicity in the formation of nations. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. P. 15–30.
Existing Research Review Republic of Tatarstan / Edited by V. Sakaev. February 2015. Available at: http://www.allmeet.org/upload/D2.1%20Existing%
research%20reviews%20Tatarstan%20-%20final%20version%20EN.pdf (accessed 29.09.2017).
Hutchinson John, Delanty Gerard, Kaufmann Eric, ÖzkirimliUmut, Wimmer Andreas. Debate on John Hutchinson's “Nations as Zones of Conflict” // Nations and Nationalism. 2008. Volume 14. Issue 1. P. 1–28.
Hutchinson John. Nationalism and war. Oxford: Oxford University Press, 2017. 240 p.
LaruelleMarlène. Alternative identity, alternative religion? Neo-paganism and the Aryan myth in contemporary Russia // Nation and Nationalism. 2008. No. 14 (2). P. 283–301.
Shnirelman Victor. Hyperborea: the arctic myth of contemporary Russian radical nationalists // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2014. Vol. 8 (2). P. 121–138.
Titova T.A., Kozlov V.E., Guschina E.G. Ethno-Confessional Group of the Kryashens: Transformation of Identity and Modern Ethno-Cultural Processes // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. No. 4. P. 260–267.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.