Художник между властью и сопротивлением: проблемы идентификации
Ключевые слова:
власть, политический режим, сопротивление, демократизация, дискурс, культура, легитимация, нонконформизмАннотация
В данной статье анализируется проблема соотношения официальной и не-официальной культуры. Данное различение не является очевидным и становится частью тактики самого художника в диалоге с властью, выступая его реакцией на существующую политическую ситуацию. В качестве кейса выступает советский культурный дискурс. Рано или поздно художник делает выбор либо в пользу сотрудничества с властью, либо занимает сторону оппозиции к существующему режиму. Довольно жёсткие «правила игры», существовавшие в СССР, всячески понижали значение неофициальной культуры, делая акцент на разрешённой, официальной культуре, с помощью которой демонстрировались достижения социалистического строительства. Анализ рассматриваемого процесса позволяет охарактеризовать становление такого яркого явления, как нонконформизм, в контексте советского искусства. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2017-2-47-59Библиографические ссылки
Андреева Е. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва – Ленинград 1946–1991. М., 2012. 464 с. [Andreeva E. The angle of inconsistency. Schools of nonconformism. Moscow − Leningrad 1946–1991. Moscow, 2012. 464 p.].
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 615 с. [Barthes R. Selected works:TheSemiotics. Poetics. Мoscow, 1989. 615 p.].
Дьяконов В. Коллекционер трагедий. URL: http://artguide.com/posts/1178 (дата обращения: 07.04.2017). [Dyakonov V. Collector of tragedies. Available at: http://artguide.com/posts/1178 (accessed: 07.04.2017)].
Забельшанский Г. Портрет коллекционера в интерьере времени. URL: http://www.svoykrug.com/portretofthecoll.html (дата обращения: 02.04.2017). [Zabel’shanskiy G. Portrait of a collector in the interior of time. Available at: http://www.svoykrug.com/portretofthecoll.html (accessed: 02.04.2017)].
Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. 428 с. [Ivanov V. The native and universal. Moscow, 1994. 428 p.].
Кантор М. Одного достаточно. М., 2010. 255 c. [Kantor M. One is enough. Moscow, 2010. 255 p.].
Кантор М. «Художника на рынке, скорее всего, обманут». URL:
https://www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml (дата обращения: 07.04.2017). [Kantor M. "An artist in the market is likely to be deceived". Available at: https://www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml (accessed: 07.04.2017)].
Луман Н. Власть. М., 2001. 256 с. [Luhmann N. The Power. Moscow, 2001. 256 p.].
Недель О. Оскар Рабин. Нарисованная жизнь. М., 2012. 288 с. [Nedel A. Oscar Rabin. Painted life. Moscow, 2012. 288 p.].
Нонконформизм. Русское и советское искусство 1958−1995. СПб., 2010. 339 с. [Nonconformism. Russian and Soviet art 1958–1995. St. Petersburg, Palace Editions, 2010. 339 p.].
Павленский П. О Русском акционизме. М., 2016. 288 с. [Pavlenskiy P. About Russian actionism. Moscow, 2016. 288 p.].
Ройзман Е. Собрание музея художников Екатеринбурга // Урал. 2007. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2007/4/ro9.html (дата обращения: 02.04.2017). [Roizman E. Collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts //Ural. 2007. No. 4. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2007/4/ro9.html (accessed: 02.04.2017)].
Скиперских А.В. Право на сопротивление: политико- философская ретроспектива. // Социум и власть. 2015. № 5. С. 67–72. [Skiperskikh A.V. The right to opposition: political and philosophical retrospective // Society and Power. 2015. No. 5. P. 67–72].
Унксова М. Нонконформизм в русском искусстве. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения // http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm (дата обращения: 07.04.2017). [Unksova M. Nonconformism in Russian art. Existential aspects of nonconformism and basic movements. Available at: http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm (accessed:
04.2017)].
Фуко М. Восставать бесполезно? // Неприкосновенный запас. 2011. № 5. (79). С. 16−20. [Foucault M. Is it useless to revolt? // NZ. 2011. No. 5. (79). P. 16–20.].
Эдуард Лимонов. Проповедь вторника 7 февраля: "Запахло 91-ым годом...". URL: http://limonov-eduard.livejournal.com/190282.html (дата обращения: 02.04.2017). [Limonov Eduard. The sermon on Tuesday, February 7: "It smelled like 1991 year...". Available at: http://limonoveduard.livejournal.com/190282.html (accessed: 02.04.2017)].
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.