Теории ценностей и проблема целостности мировоззрения личности
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-20-28Ключевые слова:
аксиология, деонтология, методология, истина, ценность, аксиологические теории, потребность, интерес, личностьАннотация
Статья посвящена обоснованию взаимозависимости проблемы целостности личности и ответов на методологические вопросы аксиологии, возникших в классической и неклассической парадигме. Рассматриваются вопросы истории аксиологии с точки зрения определения ее предмета, основных категорий и направлений, функций, поиска единой методологии, создания общей и широкой типологии ценностей, позволяющей выходить на решение практических задач. Охарактеризованы причины повышенного интереса в рамках данной проблематики к философии И.Канта, а также теоретическая локализация ценностей в рамках классического подхода, создающая ценностную ситуацию, образованную тремя компонентами: оценивающим, оцениваемым и оцениванием, что привело к оформлению следующих концепций ценностей: субъективистской, субъектно-объективистской; объективистской и волюнтаристской трактовок. Показано, что при существующей разнице акцентов указанные точки зрения в рамках классического подхода стремятся к единству, в то время как постнеклассические персоналистические модели являются их следствием и поддерживают плюрализм теорий в рамках теории ценностей. Обосновано положение о парадоксальности природы ценностей: источником ценностей выступает разум, одновременно человек действует в соответствии с изначальными экзистенциальными предпочтениями. Существенным фактором выступает несовпадение этического и практического аспектов, неоднозначность отношения этики норм и принципов и эмпирической этики, противоречивость процесса формирования этики ответственности. Онтологический аспект позволяет определить природу и выявить источники и способы функционирования ценностей; в гносеологическом аспекте ценность рассматривается как необходимый элемент процесса познания; в антропологическом аспекте ценности выступают в качестве результата экзистенциальных смыслов. В целом источником воспроизведения запроса на общую теорию ценностей и соответствующую единую методологию является личность и общество.Библиографические ссылки
Нагой Ф.Н. Постмодернизм и «ностальгия» по классическому единству мира: проблемы развития современной философии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3(3). С. 81–84.
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. М: ACT, 2002. 368 с.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // «Время и бытие» (статьи и выступления). М.: Республика, 1993. 447 с.
Бергсон А. Философская интуиция // Путь в философию: Антология. М.: ACT, 2001. С. 203–218.
Виндельбанд В.От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / пер. с нем. А.И. Введенского. М.: КАНОН–пресс: Кучково поле, 1998. 496 с.
Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78–278.
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 161–513.
Ильенков Э.В. Идеал // Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Л. Геркулова. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.
Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 363–
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 69–103.
Шохин В.К.Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: РУДН, 2006. 457 с.
Руденко А.М.Социовитальные ценности смысложизненной интенциональности экзистенции человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3. С. 165–172.
Федотова В.Г.Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 45–55.
Дегтярев Е.В., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б.Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 21–27.
Лосский Н.О. Ценность и бытие. Париж: YMCA PRESS, 1931. 135 с.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
Микешина Л.А.Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 6–17.
Столович Л.Н.Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
References
Nagoy F.N. [Postmodernism and nostalgia for the classical unity of the world: problems of modern philosophy development]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences]. 2015, no. 3(3), pp. 81–84. (In Russian).
Marcuse H. Odnomerniy chelovek: Issledovanie ideologii razvitogo industrial’nogo obschestva [OneDimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society]. Moscow, AST Publ., 2002. 368 p. (In Russian).
Heidegger M. [Letter on Humanism]. Vremya i bytie [On Time and Being]. Moscow, Respublika Publ., 1993, 447 p. (In Russian).
Bergson H. [Philosophical intuition]. Put’ v filosofiyu. Antologiya [Way to philosophy. Anthology]. Moscow, Izdatelstvo AST Publ., 2001, pp. 203–218. (In Russian).
Windelband W. Ot Kanta do Nitsshe: Istoriya novoy filosofii v ee svyazi s obschey kul’turoy i otdel’nymi naukami [From Kant to Nietzsche: The history of the new philosophy in its connection with the general culture and individual sciences]. Moscow, KANON– press: Kuchkovo pole Publ., 1998, 496 p. (In Russian).
Kant I. [Religion within the limits of reason alone]. Kant I. Traktaty i pis’ma [Kant I. Treatises and letters]. Moscow, Nauka Publ., 1980, pp. 78–278. (In Russian).
Kant I. [Critique of the Power of Judgment]. Kant I. Sochineniya: v 6 t. [Kant I. Works: in 6 vol.]. Moscow, Nauka Publ., 1980, vol. 5, pp. 161–513. (In Russian).
Ilenkov E.V. [Ideal]. Filosofskiy entsyklopedicheskiy slovar’ [Article in the Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 814 p. (In Russian).
Rickert H. O sisteme tsennostey [About system of values]. Rickert H. Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Sciences of nature and sciences of culture]. Moscow, Respublika Publ., 1998, pp. 363–391. (In Russian).
Rickert H. [Sciences of nature and sciences of culture]. Kul’turologiya. XX vek: Antologiya [Culturology. XXth century: Anthology]. Moscow, Respublika Publ., 1995, pp. 69–103. (In Russian).
Shokhin V.K. Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl’ [Philosophy of values and early axiological thought]. Moscow, RUDN Publ., 2006, 457 p. (In Russian).
Rudenko A.M. [Social and vital values of the meaningful intentionality of human existence]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions]. 2012, no. 3, pp. 165–172. (In Russian).
Fedotova V.G. [Classical and nonclassical in social knowledge]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and present]. 1992, no. 4, pp. 45–55. (In Russian).
Degtyarev E.V., Vildanov Kh.S., Vildanova G.B. [Role and meaning of a reflection in axiological knowledge and in formation of personal system of values]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university]. 2008, no. 32, pp. 21–27. (In Russian).
Lossky N.O. Tsennost i bytie [Value and Existence], Paris, YMCA PRESS Publ., 1931, 135 p. (In Russian).
Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical theory of value]. Saint Petersburg, Petropolis Publ., 1997, 205 p. (In Russian).
Mikeshina L.A. [Modern development of the concept «value»]. Tsennosti i smysly [Values and meanings]. 2009, no. 1, pp. 6–17. (In Russian).
Stolovich L.N. Krasota. Dobro. Istina: Ocherk istorii esteticheskoy aksiologii [Beauty. Goodness. Truth: Essay of a history of esthetic axiology]. Moscow, Respublika Publ., 1994, 464 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.