Инвариантность принципов философствования и уникальность философских воззрений
DOI:
https://doi.org/10.17072/207605902024141832Ключевые слова:
философия, философствование, сциентизм, онтология, бытие, существование, отношение, человек, мирАннотация
Проблематика статьи и актуальность ее темы обусловлены тем, что на рубеже XXXXI столетий в самом существовании человечества появились две новые проблемы: 1) человек, способный уничтожить мир и всё человечество; 2) развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта, которые уже привели к тому, что для человека действительность стала опосредована виртуальной реальностью, угрожающей сделать нынешнего человека «лишним звеном» в таком виртуализированном мире. Еще столетие назад будущее мировой философии многие видели в развитии позитивизма, эмпиризма, энергетизма, эмпириокритицизма и других «измов», связанных с научным познанием и социологией. Однако этим будущим оказалось не столько философия науки, сколько сама наука и связанные с ней техника и технологии, кардинально меняющих облик нашего мира и человека в этом мире. По этой причине философия, не отказываясь от научной эпистемологии, пошла другим путем – феноменологии, философской антропологии (онтологии человека), экзистенциализма, а позднее постмодернизма, сделавших проблему духовной и телесной природы человека центральной. В условиях радикальной трансформации мира, казалось бы, навсегда ушедшая в прошлое онтологическая проблематика, стала вновь актуальной. Сам предмет философии стал пониматься не сциентистски как «познание наиболее общих законов развития природы, общества и мышления», а онтологически как отношение «Человек – Мир», однако это требует ясного понимания того, что есть отношение, которое обусловливает как инвариантность принципов философствования, так и уникальность философских воззрений.Библиографические ссылки
Козловский В. Лекции по современной философии. Авторизованный перевод Лидии Симсон – С.Петербург, Издательство «Вестника знания» В.В. Битнера, 1911. – 164 с. 2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. – 526 с. 3. Гегель Г. Различия между системами философии Фихте и Шеллинга // Кантовский сборник. Вып. 13. – Калининград, 1988. С. 127 – 157. 4. Румянцева Т.Г. Проект вечного мира И. Канта и его трансформация в учении И.Г. Фихте. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2023, №2. С. 36–42. 5. Кант И. Рукописи 1764 года / Кант И. Соч.: В 6 томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1964. – 485 с. 6. Шелер М. Положение человека в космосе (Перевод Филиппов А.). // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Москва: Издательство «Прогресс», 1988. C. 31–95. 7. Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб, 1998. – 384 с. 8. Делёз Ж., Гваттари Ф. АнтиЭдип: Капитализм и шизофрения – Екатеринбург: 9. УФактория, 2007. – 672 с. 10. Circulars WCP 2024 (wcprome2024.com) 11. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1976. – 544 с. 12. Маркс К. – И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Т. 38. С. 424–427. 13. Аристотель. Категории / Аристотель. Соч. Т. 2. – M., 1978. – 687 с. 14. Шрейдер Ю.А., Бирюков Б.В. Отношение / Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. 4.– М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001. С. 175–177. 15. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – 452 с. 16. Кант И. Критика чистого разума – М.: Мысль, 1994. С. 86. – 591 с. 17. Поппер К. Что такое диалектика? – Вопросы философии. 1995. № 1. С. 118–138. 18. Емельянов Б.В. Избранные страницы русской философии. – Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2007. – 236 с. 19. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.