Языком «квартирной склоки»: десакралицация советского искусства в романе Ивана Шевцова «Тля» (1964 г.)

Авторы

  • V. V. Abashev Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

И. М. Шевцов, публичная история искусства, эстетический дискурс, культурная политика, роман «Тля»

Аннотация

Роман И.М. Шевцова «Тля» (1964), вызвавший по выходе в свет общественно-литературный скандал, рассматривается в контексте публичной истории советского искусства. Одной из причин остракизма романа было фатальное несовпадение его риторики с динамикой эстетических и дискурсивных предписаний КПСС в первой половине 1960-х гг.: от посещения Хрущевым выставки в Манеже до подводящей итоги встречам руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства статьи «Искусство героической эпохи» (июль 1964). Построенный на риторике и идеологии борьбы с космополитизмом роман Шевцова мог отвечать первой фазе этого процесса, но к выходу его в свет партийная риторика существенно изменилась. В течение полутора лет эстетические и дискурсивные предписания КПСС эволюционировали от полной непримиримости к отступлениям от канона к более гибкой и толерантной формуле многообразия художественных форм и стилей на основе единого творческого метода, к декларации  соревнования художественных индивидуально­стей. В новом риторическом контексте роман Шевцова выглядел сталинистским вызовом партийной политике. Не менее существенной причиной общественного отторжения романа оказалась вольная или невольная десакрализация сферы искусства. Деконструируя доминирующую риторику искусства как героического служения, Шевцов обнажил камуфлируемую ею конкуренцию за позиции в поле искусства. По словам одного из критиков, «сложный процесс борьбы советской интеллигенции за утверждение принципов социалистического реализма Иван Швецов свел к склокам, дрязгам, возне вокруг куска жирного пирога». Смещение фокуса с высокой риторики художественной жизни на ее повседневную подоплеку литературный истеблишмент воспринял как травмирующее разоблачение. doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-89-97

Биография автора

V. V. Abashev, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Докт. филол. наук, проф., зав. кафедрой журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета

Библиографические ссылки

Библиографический список

Булгаков М. Мастер и Маргарита. М.: Худож. лит., 1988. 384 с.

Васнецов А. Молодые художники служат народу // Правда. 1963.14 янв.

Войнович В. Шапка. М.: Изографус; ЭКСМО, 2002. 448 с.

Высокое призвание советского искусства – служить народу, делу коммунизма. Осмотр руководителями партии и правительства Выставки произведений московских художников //Правда. 1962. 2 дек.

Герасимов А. Своевременно! //Труд. 1963. 9 янв.

Герчук Ю. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже 1 декабря 1962 г. М.: Нов. лит. обозрение, 2008. 320 с.

Гришунин А.Л. Пасквиль //Краткая лит. энциклопедия. М., 1968. Т.5. Стлб. 641, 615.

Жуков Н., Ушенин Х., Швецов И. Против критиков-антипатриотов в батальной живописи //Красная звезда. 1949. 16 марта.

Жутовский Б. Я болен временем //Огонек. 1989. №15. С.18.

Записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС «О состоянии советского изобразительного искусства». 6 июля 1954 г. URL: http://www.doc20vek.ru/node/1614 (дата обращения: 22.10.2016).

Искусство героической эпохи //Коммунист. 1964. № 10. С.25–48.

Кашин О. Один против мирового сионизма. В гостях у Ивана Шевцова, создателя «Тли» // Русская жизнь. 2007. 7 дек. URL: http://rulife.ru/mode/article/427/ (дата обращения: 22.06.2017).

Лактионов А. Уважение и любовь народа – высшая награда: Заметки художника // Правда. 1963. 4 янв.

Лактионов А. [Письмо в редакцию] // Лит. газ. 1964. № 119, 17 дек.

Митрохин И. Русская партия. Движение русских националистов в СССР. 1953–1985 гг. М.: Нов. лит. обозрение, 2003. 624 с.

Непомнящий В. Сто-ты-сяч-ным тиражом! //Знамя. 1965. №1. С.234 –237.

Николаев Ник. Салопница пишет роман //Огонек. 1964. 2 нояб. С.30.

Огнев Гр. Кривое зеркало пошлости: памфлет-рецензия //Комсомольская правда. 1964 г.

нояб.

Паперный З. Агрессивное невежество //Юность. 1964. №12. С.82–84.

Пленум ЦК КПСС. 18–21 июня 1963 г.: Стеногр. отчет. М., 1964. 320 с.

Синельников М. Жизни вопреки //Лит. газ. 1964. 12 нояб.

Синявский А. Памфлет или пасквиль? //Новый мир. 1964. №12. С.228 –235.

Шевцов И.М. Тля: роман-памфлет. М.: Сов. Россия, 1964. 284 с.

Шевцов И.М. Тля: Антисионистский роман. М.: Изд-во ин-та рус. цивилизации, 2014. 816 с.

Эльяшевич Арк. Многообразна, как жизнь //Лит. газ. 1964. 3 сент.

Colombo D. Can Paintings Talk? An Ékphrastic Polemic in Post-Stalin Russia // Fictional Artworks. Literary Ékphrasis and the Invention of Images /Ed. by V. Cammarata and V. Mignano. Szczecin: Mimesis International, 2017. Р. 87–112.

References

Bulgakov, M. (1988), Master i Margarita [Master and Margarita], Khudozhestvennaya literatura, Moscow, Rus-sia, 1988, 384 p.

Colombo, D. (2017), “Can Paintings Talk? An Ékphrastic Polemic in Post-Stalin Russia”, in Cammarata, V. & V. Mignano (eds.), Fictional Artworks. Literary Ékphrasis and the Invention of Images, Mimesis International, Szczecin, Poland, pp. 87-112.

Elyashevich, Ark. (1964), “As diverse as life”, Literaturnaya gazeta, September 3.

Gerasimov, A. (1963), “In a timely manner!”, Trud, January 9.

Gerchuk, Y. (2008), “Krovoizliyaniye v MOSH”, ili Khrushchev v Manezhe 1 dekabrya 1962 goda, [“Hemor-rhage in the MOSH”, or Khrushchev in the Manege on December 1, 1962], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 320 p.

Grishunin, A.L. (1968), “Lampoon”, in Kratkaya literaturnaya entciklopediya [A brief literary encyclopedia], Moscow, Russia, V.5, pp. 614, 615. “The Art of the Heroic Age” (1964), Kommunist, №10, pp. 25–48.

Kashin, O. (2007), “Odin protiv mirovogo sionizma. V gostyah u Ivana Shevtsova, sozdatelya Tli” [“One against world Zionism. Visiting Ivan Shevtsov, creator of the novel Tlya”], Internet-zhurnal «Russkaya zhizn», Decem-ber 7, available at: http://rulife.ru/mode/article/427/ (accessed 22.06.2017) Laktionov, A. (1963), “Respect and love of the nation is the highest reward. Notes of the artist”, Pravda, January 4. Laktionov, A. (1964), [“Letter to the editor”], Literaturnaya gazeta, December 17.

Mitrokhin, I. (2003), Russkaya partiya. Dvizheniye russkih natsionalistov v SSSR. 1953 – 1985 gody [The Rus-sian Party. Movement of Russian nationalists in the USSR. 1953–1985], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Mos-cow, Russia, 624 p.

Nepomnyashchiy, V. (1965), “One hundred thousand copies”, Znamya, №1, pp. 234–237.

Nikolaev, Nik. (1964), “Salopnitsa writes a novel”, Ogonek, November 2, p.30.

Ognev, Gr. (1964), “A curved mirror of vulgarity. Pamphlet review”, Komsomolskaya pravda, November 12. Papernyy, Z. (1964), “Aggressive ignorance”, Yunost, №12, pp. 82 – 84.

Plenum TSK KPSS. 18 – 21 iyunya 1963 goda. Stenographicheskiy otchet [Plenum of the Central Committee of the CPSU. June 18-21, 1963. Verbatim report] (1964), Politizdat, Moscow, Russia, 320 p.

Sinelnikov, M. (1964), “Contrary to the life”, Literaturnaya gazeta, November 12. Sinyavsky, A. (1964), “A pamphlet or lampoon?”, Novyi mir, №12, pp. 228–235. Shevtsov, I.M. (1964), Tlya: Roman-pamflet, [The Aphid: Novel-pamphlet], Sovetskaya Rossiya, Moscow, Rus-sia, 284 p.

Shevtsov, I.M. (2014), Tlya: Antisionistskiy roman, [The Aphid: The anti-Zionist novel], Institut russkoy tsivili-zatsii, Moscow, Russia, 816 p.

“The high calling of Soviet art is to serve the nation, the cause of communism. Heads of the party and govern-ment inspect the exhibition of works of Moscow artists” (1962), Pravda, December 2.

Vasnetsov, A. (1963), “Young Artists Serve the Nation”, Pravda, January 14.

Voynovitch, V. (2002), Shapka, [The Fur Hat], Izographus, EKSMO, Moscow, Russia, 448 p.

Zhukov, N., Ushenin, H., Shevtsov, I. (1949), “Against critics-antipatriots in battle painting”, Krasnaya zvezda, March 16.

Zhutovskiy, B. (1989), “I’m sick of time”, Ogonek, №15, p.18.

Zapiska Otdela nauki i kultury TSK KPSS «O sostoyanii sovetskogo izobrazitel`nogo iskusstva», 6 iyulya 1954 [Note of the Department of Science and Culture of the CPSU Central Committee “On the state of the Soviet fine arts”, July 6, 1954] (1954), available at: http://www.doc20vek.ru/node/1614 (accessed 22.10.2016).

Загрузки

Опубликован

2019-11-23

Как цитировать

Abashev, V. V. (2019). Языком «квартирной склоки»: десакралицация советского искусства в романе Ивана Шевцова «Тля» (1964 г.). ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 38(3), 89–97. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2712