УСЛОЖНЯЯ КАРТИНУ МИРА
Ключевые слова:
Г. А. Янковская, визуальный поворот, культурная история, культура сталинизма, фотопрактика, советская жизнь, социальная история искусства, публичная история, юбилей, жизнь историкаАннотация
Статья, приуроченная к юбилею Галины Янковской, представляет собой коллаж разных по стилю и композиции фрагментов. Три автора используют дату в биографии историка как повод для размышлений о междисциплинарных направлениях в современной исторической науке, играют жанрами исторического повествования. Е.Ю. Зубкова делится своим видением развития историографической ситуации по истории позднего сталинизма, о перекличках в его интерпретации. И.В. Нарский вообразил сценарий разговора, который мог бы состояться между ним и Г.Янковской о ключевых проблемах визуального исторического исследования и новой культурной истории. Участники воображаемой дискуссии отталкиваются от обсуждения вышедших в 2007–2008 гг. монографий о советских художниках эпохи сталинизма и советской семейной фотопрактике, чтобы затронуть ряд волнующих их вопросов. Среди них – влияние развития страны в 1990-е гг. на траектории исследовательских интересов молодых российских историков, происхождение визуального поворота и его связь со смещением интереса историков с событий, структур и процессов на «обычного» человека, перспективы и трудности работы с изображением как историческим источником. Г.А. Орлова в первой части своего раздела ставит вопрос об экранной природе юбилея. Она контекстуализирует и проблематизирует утверждение юбиляра о том, что профессиональный историк должен усложнять картину мира. Во второй части результаты курирования биографической беседы с Галиной Янковской представлены в виде девяти тематических картин-эпизодов. Обсуждается специфика жизни на реке при позднем социализме и река как форма организации темпорального опыта историка.Библиографические ссылки
Бурдин Е.А. Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России. М.: РОССПЭН, 2011. 398 с.
Добренко Е. Сталинская культура двадцать лет спустя (обзор) [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2009. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/1/stalinskaya-kultura-dvadczat-let-spustya.html (дата обращения: 17.03.2024).
Завадский А. И., Исаев Е.М., Кравченко А.В., Склез В.М., Суверина Е.В. Публичная исто-рия: между академическим исследованием и практикой // Неприкосновенный запас. 2017. №. 2. С. 22–34.
Зубкова Е. А. Советская жизнь как предмет исторической реконструкции // Российская ис-тория. 2019. №. 5. С. 3–14.
Кертман Л.Е. Законы исторических ситуаций // Вопросы истории. 1971. № 1. С. 55–68.
Колоницкий Б. И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой ми-ровой войны. М.: НЛО, 2010. 664 С.
Кукулин И. Фотографическое печенье «Мадлен» (рец. на кн.: Нарский И. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историо-графический роман). Челябинск, 2008) [Электронный ресурс] // Новое литератур-ное обозрение. 2008. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/4/ fotograficheskoe-pechene-madlen.html (дата обращения: 17.03.2024).
Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого / пер. с фр. Н. Сосна, М.: Прогресс-Традиция, 2010. 172 с.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала. 1997. 190 С.
И.В. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историо-графический роман). Челябинск: Энциклопедия, 2008. 516 с.
Нарский И.В. Г.А. Янковская. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2007. 312 с. // Российская история. 2010. № 1. С. 176‒178.
Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. с англ. А. Глебовской. М.: Ad Marginem, 2017. 439 с.
Хайдеггер М. Время картины мира / пер. с нем. В. В. Бибихина // Хайдеггер М. Новая тех-нократическая волна на Западе. Сборник статей / сост. П.С. Гуревич. М.: Про-гресс, 1986. 450 С.
Янковская Г. А. Эвакуация, или Диалог. поневоле// Родина. 2004. №6. С.20–23.
Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 312 с.
Янковская Г.А. Анти-Хаксли, или миссия выполнима // Диалог со временем. 2009. № 28. С. 335–341.
Янковская Г.А. Соцреализм по-советски и по-американски: искусство эпохи сталинизма в сравнительной ретроспективе. URL: https://vk.com/yankovkskaya.comparativestudies/ (дата обращения 12.03.2024).
Янковская Г. А. Виртуальные музеи «советских атлантид» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23. №. 4. С. 33–40.
Янковская Г. А. Юбилей города и становление «периферийных столиц» в СССР // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. №. 4. С. 9–22.
Янковская Г. А. Негативные последствия советских гидроэнергетических проектов: фор-маты и практики мемориализации // Сибирские исторические исследования. 2021. №. 4. С. 119–137.
Янковская Г. А. Бригадный метод» и другие «ноу-хау» изополитики эпохи сталинизма // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», 2009. С. 126 – 141.
Янковская Г. А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: ин-ституциональный и экономический аспекты. Автореферат диссертации докт. ист. н. Томск, 2008.
Baxandall M. Painting and experience in fifteenth century Italy: a primer in the social history of pictorial style. Oxford University Press, USA, 1988.
Bruner J. Life as narrative // Social research. 1987. № 4, pp. 11–32.
Carr D. Narrative and the real world: An argument for continuity //History and theoryю 1986б, 25(2), pp. 117–131.
Groot J., de. Consuming history: Historians and heritage in contemporary popular culture. Routledge, 2009.
Yankovskaya G. The economic dimensions of art in the Stalinist era: Artists' cooperatives in the grip of ideology and the plan // Slavic Review, 2006, 65(4), pp. 769–791.
References
Baxandall, M. (1988), Painting and experience in fifteenth century Italy: a primer in the social history of pic-torial style. Oxford University Press, USA.
Bruner, J. (1987), Life as narrative // Social research, № 4, pp. 11-32.
Burdin, E.A. (2011), Volzhskij kaskad GE`S: triumf i tragediya Rossii. [Volga Cascade: triumph and tragedy of Russia], ROSSPEN, Moscow, Russia, 398 p.
Carr, D. (1986), Narrative and the real world: An argument for continuity //History and theory, 25(2),
pp. 117–131.
Dobrenko E. (2009), Stalinskaya kul`tura dvadczat` let spustya // Novoe literaturnoe obozrenie. 2009. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/1/stalinskaya-kultura-dvadczat-let-spustya.html (accessed: 17.03.2024).
Groot J., de. (2009), Consuming history: Historians and heritage in contemporary popular culture, 2009.
Heidegger, M. (1986), Vremya kartiny` mira [The age of the world picture]. In: Heidegger, M. Novaya texnokraticheskaya volna na Zapade. Sbornik statej / sost. P.S. Gurevich, Progress, Moscow, Russia, 450 p.
Kertman, L.E. (1971), Zakony` istoricheskix situacij. [The law for historical situations] // Voprosy` istorii. 1971, № 1, p. 55–68.
Kukulin I. (2008), Fotograficheskoe pechen`e «Madlen» (recz. na kn.: Narskij I. Fotokartochka na pamyat`: Semejny`e istorii, fotograficheskie poslaniya i sovetskoe detstvo (Avtobio-istoriograficheskij roman). Chelya-binsk, 2008) // Novoe literaturnoe obozrenie.. 2008. № 4 URL: https://magazines.gorky.media/nlo/
/4/fotograficheskoe-pechene-madlen.html (accessed: 17.03.2024).
Koloniczkij, B. I. (2010), “Tragicheskaya erotika”: obrazy` imperatorskoj sem`i v gody` Pervoj mirovoj vojny [The tragic erotica: Images of the Emperor’s family in the age of the WWI]. NLO, Moscow, Russia, 664 p.
Marion, J.-L. (2010), Perekrest`ya vidimogo [The crossing of the visible], Progress-Tradition, Moscow, Russia, 172 p.
Narskiy, I.V. (2008), Fotokartochka na pamyat’: Famil'nye istorii, fotograficheskie poslanie i sovetskoe detstvo (Autobio-historio-graphicheskii roman). [Photo to Remember: Family Stories, Photo Messages and the Soviet Childhood (Autobio-historio-graphical novel)], OOO Encyclopedia, Chelyabinsk, Russia, 516 p.
Narsky, I.V. (2010), G.A. Yankovskaya. Iskusstvo, den’gi i politika: Khudozhnik v gody pozdnego stalinizma [Art, Money and Politics: The Artist in the Years of Late Stalinism], Rossiyskaya istoriya, № 1, pp. 176-178.
Nort, D. (1997), Instituty`, institucional`ny`e izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki [Institutions, institution-al changes and economic performance], Fond e`konomicheskoj knigi “Nachala”, Moscow, Russia, 190 p.
Sajmon, N. (2017) Participatorny`j muzej [Participatory museum], Ad Marginem, Moscow, Russia, 439 p.
Yankovskaya, G. A. (2004), E`vakuaciya, ili Dialog ponevole [Evacuation or forced dialog] // Rodina. № 6. pp. 20–23.
Yankovskaya, G. (2006), The economic dimensions of art in the Stalinist era: Artists' cooperatives in the grip of ideology and the plan // Slavic Review, 2006, 65(4), pp. 769–791.
Yankovskaya, G. A. (2007), Iskusstvo, den`gi i politika: xudozhnik v gody` pozdnego stalinizma [Art, money and politics: the artist in the years of late Stalinism]. Perm`: Perm. gos. un-t, Perm, Russia, 312 p.
Yankovskaya, G. A. (2008), Social`naya istoriya izobrazitel`nogo iskusstva v gody` stalinizma: institucion-al`ny`j i e`konomicheskij aspekty`[Social history of fine art during the years of Stalinism: institutional and eco-nomic aspects]. Avtoreferat dissertacii dokt. ist.n. Tomsk, Russia.
Yankovskaya, G. A. (2009), Brigadny`j metod» i drugie «nou-xau» izopolitiki e`poxi stalinizma [Brigade meth-od" and other "know-how" of isopolitics of the Stalinist era] // Vizual`naya antropologiya: rezhimy` vidimosti pri socializme / pod. red. E.R. Yarskoj-Smirnovoj i P. V. Romanova, OOO «Variant», Moscow, Russia,
pp. 126 – 141.
Yankovskaya, G.A. (2009), Anti- Huxley, ili missiya vypolnima [Anti- Huxley, or Mission Feasible], Dialog so vremenem. Al’manakh intellektual’noy istorii, 28, KRASAND,. Moscow, Russia, pp. 335–341.
Yankovskaya G.A. (2012). Soczrealizm po-sovetski i po-amerikanski: iskusstvo e`poxi stalinizma v sravni-tel`noj retrospektive [Socialist realism in the Soviet and American way: the art of the Stalinist era in compara-tive retrospective]. URL: https://vk.com/yankovkskaya.comparativestudies/ (access date 03/12/2024).
Yankovskaya, G. A. (2021), Negativny`e posledstviya sovetskix gidroe`nergeticheskix proektov: formaty` i praktiki memorializacii [Negative consequences of Soviet hydropower projects: formats and practices of me-morialization] // Sibirskie istoricheskie issledovaniya. №. 4. pp. 119–137.
Yankovskaya, G. A. (2023), Yubilej goroda i stanovlenie «periferijny`x stolicz» v SSSR [City anniversary and the formation of “peripheral capitals” in the USSR] // Izvestiya Ural`skogo federal`nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarny`e nauki. T. 25. №. 4. pp. 9–22.
Yankovskaya, G.A. (2023), Virtual`ny`e muzei «sovetskix atlantid» [Virtual museums of “Soviet Atlantis”] // Vestnik Yuzhno-Ural`skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social`no-gumanitarny`e nauki. T. 23. №. 4. pp. 33–40.
Zavadskij, A. I., Isaev, E.M., Kravchenko, A.V., Sklez, V.M., Suverina, E.V. (2017), Publichnaya istoriya: mezhdu akademicheskim issledovaniem i praktikoj [Public Hisory: In between the academic research and prac-tice] // Neprikosnovenny`j zapas, №. 2, pp. 22–34.
Zubkova, E. A. (2019), Sovetskaya zhizn` kak predmet istoricheskoj rekonstrukcii. [Soviet life as a subject of the historical reconstruction] // Rossijskaya istoriya, №. 5, pp. 3–14.