ВАЛЬС КУЛЬТУРНЫХ СЛОЕВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОРОСЛА РУССКАЯ БЕРЕЗКА
Ключевые слова:
ансамбль «Березка», старинный вальс, береза, традиции, национализм, поздний сталинизмАннотация
Статья посвящена проблеме неофициальной символики, служившей маркером русско-советской идентичности, на примере березы как национального русского дерева. Старинный лирический вальс «Березка» и одноименный хоровод в постановке Н. С. Надеждиной рассматриваются в качестве исходного пункта и повода для ответа на вопросы о причинах популярности у советской публики государственного танцевального ансамбля «Березка», основанного в 1948 г., а также о генеалогии образа березы как «русского дерева». Поставленные задачи решаются с помощью нескольких шагов. Вначале рассматривается переписка зрителей с руководством «Березки» весной 1962 г. Затем выявляется роль хоровода «Березка» и одноименного старинного вальса в концертах ансамбля, в художественном фильме «Девичья весна» и в восприятии поклонников ансамбля. После этого пунктирно излагается история музыки и слов вальса «Березка». Причудливое сочетание в генеалогии вальса культурных феноменов и влияний разного происхождения позволяет говорить о нескольких разновременных культурных слоях, на которых «взросли» «русское дерево» и его успешная рецепция российским населением. Важнейшими среди этих пластов были крестьянский (бытовой и религиозный), романтический и российско-советский. Причем последний и самый молодой из них в поисках идеального образа СССР для воображаемого Запада и закрепил в годы позднего сталинизма представление о березе как символе России. Образ фронтовой березки силами литераторов, художников, режиссеров, композиторов-фронтовиков и детей войны вошел в 1940–1970-е гг. в советский культурный канон и в проект русской национальной идентичности.Библиографические ссылки
Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: очерки. М.: Индрик, 2019. 656 с.
Ауэрбах Л.Д. Рассказы о вальсе. М.: Советский композитор, 1980. 176 с.
Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 324 с.
Бирюков Ю.Е. Старинный вальс «Березка». История создания вальса и его автор [Электронный ресурс]. URL: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43646327106/Istoriya-sozdaniya-pesni-Starinnyiy-vals-Berezka- (дата обращения: 10.12.2023).
Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина XX века): дис. … д-ра филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2002. 403 с.
Бранденбергер Д. Сталинский руссоцентризм. Советская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931‒1956 гг.) М.: РОССПЭН, 2017. 407 с.
Бынкин В.Я. По следам вальса «Березка». Калуга: Фридгельм, 2012. 103 с.
Виноградова Л.Н., Усачева В.В. Береза // Славянские древности. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 156–160.
Вяжевич М.В. О березе в искусстве: мастерство и вдохновение // Береза: сб. ст. / отв. ред. Н.Н. Казанского и В.Т. Ярмишко. СПб.: Наука, 2015. С. 127–161.
Добренко Е. Поздний сталинизм: эстетика политики. М.: НЛО, 2020. Т. 1. 712 с. Т. 2. 600 с.
Долинина К. Родная речь. Как мы читаем русский пейзаж // Сними мне Левитана! О странностях пейзажа в литературе, живописи и кино. М.: Еврейский музей и Центр толерантности, 2018. С. 25–35.
Колосова В.Б. Береза в славянской духовной культуре и быту // Береза: сб. ст. / отв. ред. Н.Н. Казанского и В.Т. Ярмишко. СПб.: Наука, 2015. С. 33–82.
Костлоу Д.Т. Заповедная Россия. Прогулки по русскому лесу XIX века. СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 376 с.
Костырченко Г. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. 415 с.
Слезкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. М.: Corpus, 2022. 512 с.
Цыганов Д.М. Сталинская премия по литературе. Культурная политика и эстетический канон сталинизма. М.: НЛО, 2023. 800 с.
Шилов А. Прекрасное не умирает. Три русских вальса [Электронный ресурс] // Советская эстрада и цирк. 1965. № 11. URL: http://www.ruscircus.ru/prekrasnoe_ne_umiraet._tri_russkih_valsa_569 (дата обращения: 11.12.2023).
Шишкова Т. Внеждановщина. Советская послевоенная политика в области культуры как диалог с воображаемым Западом. М.: НЛО, 2023. 384 с.
Штырков С.А. «Церквушка над тихой рекой»: русское классическое искусство и советский пейзажный патриотизм // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 44–57.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
Brain S. Song of the Forest: Russian Forestry and Stalin's Environmentalism. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2011. 232 p.
Demandt A. Der Baum. Eine Kulturgeschichte. Köln u.a.: Böhlau, 2014. 472 S.
Ely C. This Meager Nature: Landscape and National Identity in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2009. 278 p.
Hroch M. Social Preconditions of National Revival in Europe. A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations. Cambridge: Cambridge Univer-sity, 1985. 220 p.
Pickhan G. Über der ewigen Ruhe. Zur Entstehungs- und Rezeptionsgeschichte einer russischen Stim-mungslandschaft // Zeitenblicke 10. Nr. 2, [22.12.2011]. Available at: https://www.zeitenblicke.de/2011/2/Pickhan/index_html#d57e274 (accessed: 10.12.2023).
Schama S. Der Traum von der Wildnis. Natur als Imagination. München: Kindler, 1996. 704 S.
References
Agapkina, T.A. (2019), Derevya v slavyanskoy narodnoy traditsii [Trees in Slavic folk tradition], Indrik, Moscow, Russia, 656 p.
Auerbakh, L.D. (1980), Rasskazy o val’se [Tales of the waltz], Sovetskiy kompozitor, Moscow, USSR, 176 p.
Barthes, R. (2008), Mifologii [Mythologies], Akademicheskiy proyekt, Moscow, Russia, pp. 265–323.
Biryukov, Yu.Ye. (n.d.), Starinnyy val’s “Berezka” i ego avtor [History of the creation of the waltz and its author], available at: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43646327106/Istoriya-sozdaniya-pesni-Starinnyiy-vals-Berezka- (accessed 10.12.2023).
Bol’shakova, A. Yu. (2002), Fenomen derevenskoy prozy (vtoraya polovina XX veka) [The Phenomenon of Village Prose (second half of the 20th century)], doctoral dissertation, Moscow State University, Moscow, Russia, 403 p.
Brain, S. (2011), Song of the Forest: Russian Forestry and Stalin's Environmentalism, University of Pittsburgh Press, Pittsburgh, USA, 232 p.
Brandenberger, D. (2002), National Bolshevism: Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931–1956, Harvard University Press, Cambridge, Mass., USA, 378 p.
Bynkin, V.Ya. (2012), Po sledam val’sa “Bereyka” [In the footsteps of the Waltz “Berezka”], Fridgel’m, Kaluga, Russia, 103 p.
Costlow, J.T. (2020), Zapovednaya Rossiya. Progulki po russkomu lesu XIX veka [Reserved Russia. Walks through the Russian forest of the 19th century], Academic Studies Press & BiblioRossika, St. Petersburg, Russia, 376 p.
Demandt, A. (2014), Der Baum. Eine Kulturgeschichte, Böhlau, Köln u.a., Germany, 472 p.
Dobrenko, E. (2020), Pozdniy stalinizm: estetika politiki [Late Stalinism: the aesthetic of politics], NLO, Moscow, Russia, vol. 1: 712 p.; vol. 2: 600 p.
Dolinina, K. (2018), “Native speech. How we read Russian landscape”, in Dolinina, K. (ed.), Snimi mne Levitana! O strannostyakh peyzazha v literature, zhivopisi i kino [Take Levitan to me! On the Oddities of Landscape in Literature, Painting and Film], Evreyskiy muzey i Tsentr tolerantnosti, Moscow, Russia, pp. 25–35.
Ely, C. (2009), This Meager Nature: Landscape and National Identity in Imperial Russia, Northern Illinois University Press, DeKalb, USA, 278 p.
Epstein M.N. (1990), “Priroda, mir, taynik vselennoy…”: Sistema peyzazhnykh obrazov v russkoy poezii [“Nature, the world, the mystery of the universe...”: The system of landscape imagery in Russian poetry], Vyssh. Shk., Moscow, Russia, 303 p.
Hroch, M. (1985), Social Preconditions of National Revival in Europe. A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations, Cambridge University, Cambridge, UK, 220 p.
Kolosova, V.B. (2015), “Birch in Slavic spiritual culture and life”, in Kazanskiy, N.N.& V.T. Yarmishko (ed.), Bereza [Birch], Nauka, St. Petersburg, Russia, p. 33–82.
Kostyrchenko, G. (2009), Stalin protiv “kosmopolitov”. Vlast’ i evreyskaya intelligentsiya v SSSR [Stalin against the “cosmopolitans”. Power and the Jewish intelligentsia in the USSR], Fond pervogo prezidenta B.N. Yeltsyna, Moscow, Russia, 415 p.
Pickhan, G. (n.d.), “Über der ewigen Ruhe. Zur Entstehungs- und Rezeptionsgeschichte einer russischen Stimmungslandschaft“, Zeitenblicke 10, № 2, available at: https://www.zeitenblicke.de/2011/ 2/Pickhan/index_html#d57e274 (accessed 10.12.2023).
Schama, S. (1996), Der Traum von der Wildnis. Natur als Imagination, Kindler, München, Germany, 704 p.
Shashkova, T. (2023), Vnezhdanovshchina. Sovetskaya poslevoennaya politika v oblasti kul’tury kak dialog s voobrazhayemym Zapadom [Vnezhdanovshchina. Soviet post-war cultural policy as a dialogue with the imaginary West], NLO, Moscow, Russia, 384 p.
Shilov, A. (1965), Prekrasnoye ne umiraet. Tri russkikh val’sa [“Beautiful things don't die. Three Russian waltzes”], available at: http://www.ruscircus.ru/prekrasnoe_ne_umiraet._tri_russkih_valsa_569 (accessed: 11.12.2023).
Shtyrkov, S.A. (2016), “«Church over a Quiet River»: Russian Classical Art and Soviet Landscape Patriotism”, Etnograficheskoye obozreniye, № 6, pp. 44–57.
Slezkin, Yu. (2022), Era Merkuriya. Evrei v sovremennom mire [The Age of Mercury. Jews in the modern world], Corpus, Moscow, Russia, 512 p.
Tsyganov, D.M. (2023), Stalinskaya premiya po literature. Kul’turnaya politika i esteticheskiy kanon stalinizma [Stalin's Prize for Literature. Cultural Policy and the Aesthetic Canon of Stalinism], NLO, Moscow, Russia, 800 p.
Vinogradova, L.N. & V.V. Usacheva (1995), “Birch”, Slavyanskiye drevnosti [Slavic antiquities], vol. 1, Mezhdunarodnyye otnosheniya, Moscow, Russia, pp. 156–160.
Vyazyevich, M.V. (2015), “About birch in art: craftsmanship and inspiration”, in Kazanskiy, N.N.& V.T. Yarmishko (ed.), Bereza [Birch], Nauka, St. Petersburg, Russia, p. 127–161.