Школа Лотмана: европейские интеллектуалы на советской почве
Ключевые слова:
интеллектуалы, тартуско-московская семиотическая школа, «школа Лотмана», культурное кодирование, научная коммуникацияАннотация
Предпринята попытка интерпретации одного из интеллектуальных сообществ в СССР – тартуско-московской школы – как одновременно европейского и советского феномена. Хотя библиография о школе Лотмана и самом Лотмане весьма обширна, вопрос о советском семиотическом направлении как специфически функционировавшем интеллектуальном сообществе обсуждался редко. Исходя из идеально-типической характеристики интеллектуалов, систематически изложенной в работах немецкого социолога Б. Гизена, делается вывод о том, что описанные им организация и коммуникативные процедуры интеллектуальных сообществ в целом могут быть использованы при характеристике школы Лотмана. Имеется в виду прежде всего обеспечение ее самоизоляции и дистанцирования от власти, официальной науки и официальной ученой аудитории с целью сохранения автономии. Вместе с тем у тартуско-московской школы были особенности, сложившиеся благодаря специфическим, советским, условиям существования. Сохранение дистанции по отношению к власти объяснялось и враждебно-подозрительным отношением ее к группе приверженцев семиотики. Недоброжелательное отношение и подозрительность, угроза преследований и преследования усиливали желание самоизолироваться, чтобы сохранить свободу. Неблагоприятные внешние условия породили тягу к специфическому, непонятному для цензуры, «тайному» языку и нежелание участвовать в политике, провоцировали на конструирование научных традиций в обход традиций советских и на союзы с авторами сомнительных идей. Стремление к самоизоляции вкупе с ограничениями научной коммуникации, неизбежными в условиях «железного занавеса», могут рассматриваться и как одна из причин того, что участники школы Лотмана не заметили или проигнорировали ряд продуктивных научных идей, подготовивших антропологический поворот в гуманитарных науках. doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-56-63Библиографические ссылки
Бибилографический список:
Берелович А. О культе личности и его последствиях (заметки о позднесоветском интеллектуальном сообществе) // Новое литературное обозрение. 2006. № 76. URL: http://magazines.russ.ru/
nlo/2005/76/be3.html (дата обращения: 30.06.2016).
Гаспаров Б.М. В поисках «другого» (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х гг.) // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 213–236.
Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество М.Ю. Лотмана. М.: Новое литературное обозрение., 1999. 384 с.
Живов В.М. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // НЛО. 2009. № 98. С. 11–26.
Жолковский А. К переосмыслению канона: советские классики-нонконформисты в постсоветской перспективе // НЛО. 1998. № 29. С. 55–68.
Зенкин С. Уровень совокупного знания // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77 (дата обращения: 25.07.2016).
Кван К.С. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М.: НЛО, 2003. 176 с.
Кузовкина Т. Один день профессора Ю.М. Лотмана // Новый мир. 2015. № 3. С. 140–153.
Левин Ю.И. «За здоровье Ее Величества!» // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / под ред. С. Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С.309–311.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 282 с.
Франк С.К. Взрыв как метафора культурного семиозиса // Новое литературное обозрение. 2012. №. 115. С. 12–30.
Giesen B. Die Intellektuellen und die Nation: eine deutsche Achsenzeit. Frankfurt/M., 1993. 280 S.
Giesen B. Kollektive Identität: Die Intellektuellen und die Nation 2. Frankfurt/M., 1999. 360 S.
Hroch M. Die Vorkämpfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Völkern Europas. Eine vergleichende Analyse zur gesellschaftlichen Entwicklung der patriotischen Gruppen, Uni-versitata-Karlova. Praha. 171 S.
Lepenies W. Aufstieg und Fall der Intellektuellen in Europa. Frankfurt/M.; New York, 1992. 95 S.
Waldstein M. Soviet Empire of Signs: A History of the Tartu School of Semiotics. Saarbrücken: VDM Verlag, 2008. 219 р.
Wulff D. Wissenschaftskultur in Russland am Beispiel der Geschichtswissenschaften // Zeit-schrift für Geschichtswissenschaft. 2004. 52/10. S. 886–893.
References
Berelovich, A. (2006), “About personality cult and its aftermath (notes about the late Soviet intellectual socie-ty)”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 76, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/be3.html (accessed 30.06.2016).
Egorov, B.F. (1999), Zhizn i tvorchestvo Yu.M. Lotmana [Life and creative work of Yu.M. Lotman], NLO, Mos-cow, Russia, 384 p.
Frank, S.K. (2012), “Explosion as a metaphor of cultural semiosis”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 15, pp. 12–30.
Gasparov, B.M. (1998), “In search of «the different» (French and East European semiotics at the turn of the 1970s”, in Nekljudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semioticheskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 213-236.
Giesen, B. (1993), Die Intellektuellen und die Nation: eine deutsche Achsenzeit, Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M., Germany, 280 p. Giesen, B. (1999), Kollektive Identität: Die Intellektuellen und die Nation 2, Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M., Germany,, 360 p.
Hroch, M. (1968), Die Vorkämpfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Völkern Europas. Eine verglei-chende Analyse zur gesellschaftlichen Entwicklung der patriotischen Gruppen, Universitata-Karlova, Praha, Czech Republic, 171 p.
Kuzovkina, T. (2015), “A day of professor Yu.M. Lotman”, Novyy mir, № 3, pp. 140–153.
Kvan, K.S. (2003), Osnovnye aspekty tvorcheskoy evolutsii Yu.M. Lotmana: „ikonichnost'“, „prostranstven-nost'“, mifologchnost'“, „lichnostnost‘“ [Main aspects of creative evolution of Yu.M. Lotman: „iconicity“, „spa-tiality“, „mythicalness“, „personhood“], NLO, Moscow, Russia, 176 p.
Lepenies, W. (1992), Aufstieg und Fall der Intellektuellen in Europa, Campus, Frankfurt/M.–N.Y., Germany-USA, 95 p.
Levin, Yu.I. (1998), „To the health of Her Majesty!”, in Nekljudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semio-ticheskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 309–312. Lotman, Yu. M. (1970), Struktura chudozhestvennogo teksta [The structure of literary text], Iskusstvo, Moscow, Russia, 384 p. Lotman, Yu. M. (1992), Kul'tura i vzryv [Culture and explosion], Gnozis, Moscow, Russia, 272 p.
Toporov, V.N. (1998), “Instead of recollections”, in Neklyudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semiotich-eskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 330–347.
Waldstein, M. (2008), Soviet Empire of Signs: A History of the Tartu School of Semiotics, VDM Verlag, Berlin, Germany, 219 p.
Wulff, D. (2004), „Wissenschaftskultur in Russland am Beispiel der Geschichtswissenschaften“, Zeitschrift für Geschichtswissenschaft, № 52/10, pp. 886-893. Zenkin, S. (2006), “Standard of total knowledge”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 77, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77 (accessed 25.07.2016).
Zhivov, V.M. (2009), “The Tartu–Moscow semiotics: its progress and restrictions”, Novoe literaturnoe obozre-nie, № 98, pp. 11–26.
Zholkovskiy, A. (1998), “To the canon reconsideration: Soviet classics-nonconformists in post-Soviet pro-spects”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 29, pp. 55–68.