ГОСУДАРСТВО КАК АГЕНТ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Авторы

Ключевые слова:

сетевое общество, цифровая культура, цифровая социализация, государство

Аннотация

В статье представлена теоретическая артикуляция цифровой социализации, описаны аналитические интенции относительно новой формы социализационных процессов в условиях сетевого общества, циркулирующие в отечественном и зарубежном научном дискурсе. Цифровая социализация интерпретируется как процесс интернализации индивидом норм, правил, практик и ролей сетевого общества, инкорпорации в цифровую культуру и экстернализации в цифровой среде. Выявлены персональные и средовые параметры цифровой социализации в РФ. Обоснована роль государства как ключевого агента вторичной цифровой социализации в российском обществе. Указывается, что государственная образовательная политика в сфере цифровой социализации граждан реализуется в рамках приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Цифровая школа», государственной программы «Развитие образования», направления «Кадры и образование» государственной программы «Цифровая экономика РФ».DOI: 10.17072/2218-1067-2019-2-5-16

Биографии авторов

Елена Морозова / Elena Morozova, Кубанский государственный университет

профессор кафедры государственной политики и государственного управления

Наталья Плотичкина / Natalya Plotichkina, Кубанский государственный университет

доцент кафедры государственной политики и государственного управления

Кристина Попова / Kristina Popova, Кубанский государственный университет

студентка 3 курса бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление»

Библиографические ссылки

Добринская, Д. Е., Мартыненко, Т. С. (2019) ‘Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва’, Вестник РУДН. Серия Социология, 19 (1), сс. 108‒120. [Dobrinskaya, D. E., Martynenko, T. S. (2019) ‘Perspec-tives of the Russian information society: Digital divide levels’ [Perspektivy ros-siyskogo informatsionnogo obshchestva: urovni tsifrovogo razryva], RUDN Journal of Sociology, 19 (1), рр. 108‒120. (In Russ.)].

Ершова, Т. В., Хохлов, Ю. Е., Шапошник, С. Б. (2014) ‘Информационное неравенство в России: измерение и государственная политика, направленная на его преодоление’: VI Международный IT-Форум с участием стран БРИКС. Сессия «Электронная демократия», 4 июня 2014 г., г. Ханты-Мансийск. [Ershova, T. V., Khokhlov, Yu. E., Shaposhnik, S. B. (2014) ‘Informational Inequality in Russia: Measurement and State Policy Aimed at Overcoming It’: The VI International IT Forum with the participation of the BRICS countries. Ses-sion "E-democracy", June 4, 2014, Khan-ty-Mansiysk [Informatsionnoye neravenstvo v Rossii: izmereniye i gosu-darstvennaya politika, napravlennaya na yego preodoleniye]. Available at: URL: www.iis.ru/docs/2014-06-04_10._Ershova_2014-06-04_02.ppt. (In Russ.)].

Индекс цифровой грамотности 2017 (2017). Всероссийское исследование. Москва: РОЦИТ. 34 с. [Digital literacy index 2017: Russian national survey [Indeks tsifrovoy gramotnosti 2017]. Available at: URL: http://цифроваяграмотность.рф/media/ Digital_Literacy_Index_2017.pdf (In Russ.)].

Интернет в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития (2017): отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Москва. [Internet 2016 in Russia: status, tendencies and perspectives [Internet v Rossii v 2016 godu: sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya]: the report of the Federal Ser-vice for the Supervision of Communica-tion, Information Technology and Mass Communication (In Russ.)].

Кузнецов, А., Сергеева, О. (2014) ‘«Новые» технологии и «старые» люди: исследования опыта пользования компьютером у представителей третьего возраста’, Социология власти, 3, сс. 99 –125. [Kuznetsov, A., Sergeeva, O. (2014) ‘New Technologies and Old People: Inquiry of Computer Use by Third Age Representatives’ [«Novyye» tekhnologii i «staryye» lyudi: issledovani-ya opyta pol'zovaniya komp'yuterom u predstaviteley tret'yego vozrasta], Sociol-ogy of power, 3 pp. 99 –125. (In Russ.)].

Лучинкина, А. И. (2013) Психология интернет-социализации личности. Симферополь: ВД «АРІАЛ», 356 с. [Lychinkina, A. I. (2013) The psychology of personality internet-socialization [Psikhologiya internet-sotsializatsii lich-nosti. Simferopol: VD “Arial”, 365 p. (In Russ.)].

Мастеркард представляет рейтинг Digital Evo-lution Index 2017. [Mastercard presents Digital Evolution Index 2017 [Masterkard predstavlyayet reyting Digital Evolution Index 2017]. Available at: URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/news-briefs/mastercard-представляет-рейтинг-digital-evolution-index-2017/ (In Russ.)].

Мирошниченко, И. В., Рябченко, Н. А. (2017) ‘Экосистема сетевого публичного управления: оценка готовности сетевого окружения к инновационным практикам (на примере субъектов РФ)’, Человек. Сообщество. Управление, 4, Т.18, cc. 6‒21. [Miroshnichenko, I. V., Ryabchenko, N. A. (2017) ‘Ecosystem of the network public administration: estima-tion of network environment reality for the innovative practices (on the example of the subjects of the Russian Federation)’ [Ekosistema setevogo publichnogo upravleniya: otsenka gotovnosti se-tevogo okruzheniya k innovatsionnym praktikam (na primere sub"yek-tov RF)], Person. Community. Management, 4, Vol.18, pp. 6–21. (In Russ.)].

Московская электронная школа [Moscow e-school [Moskovskaya elektronnaya shkola]. Available at: URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ (In Russ.)].

Плешаков, В. А. (2012) Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a. Москва: МПГУ, «Прометей». 212 с. [Pleshakov, V. A. (2012) Cybersocailization of a person: from Homo Sapiens to Homo Cyberus [Kibersotsializatsiya cheloveka: ot Homo Sapiens’a do Homo Cyberus’a]. Moscow: MPGU, “Prometei”. 212 p. (In Russ.)].

Солдатова, Г. У. (2018) ‘Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире’, Социальная психология и общество, Т. 9, 3, cc. 71–80. DOI:10.17759/ sps.2018090308. [Soldatova, G. U. (2018) ‘Digi-tal socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world’ [Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoy paradigme: izme-nyayushchiysya rebenok v izmenyayush-chemsya mire], Social psychology and so-ciety, Vol. 9, 3, pp. 71–80. (In Russ.)].

Цифровая экономика: краткий статистический сборник (2018). Mосква: НИУ ВШЭ, 2018. [Digital econ-omy: statistics (2018) [Tsifrovaya ekonomika: kratkiy statisticheskiy sbornik]. Moscow: N.E. (In Russ.)].

Шариков, А. В. (2016) ‘О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности’, Журнал исследований социальной политики, 1. cc 87–98. [Sharikov, A. V. (2016) ‘Digital Literacy: A Four-Component Model’ [O chetyrekhkomponentnoy modeli tsifrovoy gramotnosti], The journal of social policy studies, 1, pp. 87–98. (In Russ.)].

Экосистема цифровой экономики / Экономика Рунета (2017). Москва: Ассоциация электронной коммуникации. 64с. [Eco-system of digital economy: Runet econo-my (2017) [Ekosistema tsifrovoy ekonomiki / Ekonomika Runeta]. Mos-cow. 64 p. (In Russ.)].

Camas, L., Valero, A., Vendrell, M. (2018) ‘Hacking memes: Democratic Culture, So-cial Media and Education’, Espiral-cuadernos del profesorado, Vol. 11. Iss. 23. pp. 120‒129.

Castells, M. (1996) The Rise of the Network Socie-ty, The Information Age: Economy, Socie-ty and Culture. Vol. I. Cambridge, Massa-chusetts; Oxford, UK: Blackwell.

Druckerey, T. (1996) Electronic Culture: Tech-nology and Visual Representation. NY, Aperture.

Harper, V. The Digital Devide (DD): A Reconcep-tualization for Educators. Available at: URL: http://www.aace.org/pubs/etr/issue4/harper2.pdf.

Rodriguez, E., Pequeno, G. (2017) ‘Socializa-tion of Interconnected Youth: Experienc-ing Identity in an Augmented Society’, Profesorado-revista de curriculum y for-macion de profesorado, Vol. 21, Iss. 2, pp. 171‒190.

Salmon, G. (2004) E-moderating: the key to teaching and learning online. London and New York: Routledge Falmer, Taylor& Francis Group. 242 p.

Smith, J., Hewitt, B. & Skrbiš, Z. (2015) ‘Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use be-tween adolescence and early adulthood’, Information, Communication & Society, Vol. 18, 9. pp. 1022‒1038. DOI: 10.1080/1369118X. 2015.1007074.

Thorson, K., Xu, Y., Edgerly, S. (2018) ‘Political Inequalities Start at Home: Parents, Chil-dren, and the Socialization of Civic Infra-structure Online’, Political Communica-tion, Vol. 35, Iss. 2, pp. 178‒195. DOI: 10.1080/10584609.2017.1333550.

Загрузки

Опубликован

2019-07-11

Как цитировать

Elena Morozova Е. М. /, Natalya Plotichkina Н. П. /, & Kristina Popova К. П. /. (2019). ГОСУДАРСТВО КАК АГЕНТ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 13(2), 5–16. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/2367

Выпуск

Раздел

Статьи