Политическая коммуникация в теории информационного общества Гирберта Шиллера

Игорь Гладков / Igor Gladkov

Аннотация


В статье раскрывается понятие информационного общества, а также рассматриваются различные подходы к определению данного понятия. Обозначается место и роль политической коммуникации в корпоративной политической системе в теории Герберта Шиллера. Рассматриваются характеристики и методы осуществления политической коммуникации в современном капиталистическом обществе в условиях революционных преобразований в сферах информационных и коммуникационных технологий второй половины XX в. Особое внимание уделено приведенным Г. Шиллером мифам капиталистического общества, распространяемым через социальные институты, и тем тенденциям, которые переживает политическая коммуникация в связи с активным внедрением рыночных принципов в информационную сферу общества. Рассмотрена трансформация политической сферы в связи с включением в ряд основных политических субъектов средств массовой информации. Проанализированы последствия сближения форм политической и коммерческой коммуникации, выявлены как положительные, так и отрицательные последствия внедрения маркетинговых технологий в политическую среду, и того факта, что политические субъекты вынуждены действовать в соответствии с логикой рыночных отношений. Обозначены угрозы основным принципам демократического общества со стороны процесса приватизации информационного пространства медиакорпорациями, нивелирующего плюрализм средств массовой информации а также со стороны процесса превращения средств массовой информации как социального института в экономические субъекты, в первую очередь, нацеленные на извлечение прибыли. Подведены итоги анализа теории информационного общества Г. Шиллера и обозначены перспективы применимости данной теории для анализа современной медиасистемы.


DOI: 10.17072/2218-1067-2017-3-14-24


Ключевые слова


информационное общество; политическая коммуникация; информационное среда; капитализм; рыночные отношения; средства массовой информации; инфотейнмент

Полный текст:

PDF

Литература


Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1986. C. 330−342. [Bell D. Social Framework of the Information Society // New Technocratic Wave in the West. Ed. by P. S. Gurevich. M., 1986. P. 330−342].

Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015. [Keane J. Democracy and Media Decadence. M., 2015].

Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010. [Lilleker D. Key Concepts in Political Communication. Kharkiv, 2010].

Телегина Г.В. «Общество знания», «Экономика суперсимволов», «Образование через всю жизнь»: магические заклинания или новая реальность? // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. 2005. № 2. С. 37−45. [Telegina G.V. «Knowledge Society», «Super-Symbol Economy», «Education Throughout Life»: magical spells or a new reality? // Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. 2005. No. 2. P. 37−45].

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004 [Webster F. Theories of the Information Society. M., 2004].

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. [Schiller H. The Mind Managers. M., 1980].

Schiller H. Who Knows: Information in the age of the Fortune 500. Norwood, NJ: Ablex. 1981.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science

Вестник Пермского университета. Политология на elibrary