Политическая коммуникация в теории информационного общества Гирберта Шиллера
Ключевые слова:
информационное общество, политическая коммуникация, информационное среда, капитализм, рыночные отношения, средства массовой информации, инфотейнментАннотация
В статье раскрывается понятие информационного общества, а также рассматриваются различные подходы к определению данного понятия. Обозначается место и роль политической коммуникации в корпоративной политической системе в теории Герберта Шиллера. Рассматриваются характеристики и методы осуществления политической коммуникации в современном капиталистическом обществе в условиях революционных преобразований в сферах информационных и коммуникационных технологий второй половины XX в. Особое внимание уделено приведенным Г. Шиллером мифам капиталистического общества, распространяемым через социальные институты, и тем тенденциям, которые переживает политическая коммуникация в связи с активным внедрением рыночных принципов в информационную сферу общества. Рассмотрена трансформация политической сферы в связи с включением в ряд основных политических субъектов средств массовой информации. Проанализированы последствия сближения форм политической и коммерческой коммуникации, выявлены как положительные, так и отрицательные последствия внедрения маркетинговых технологий в политическую среду, и того факта, что политические субъекты вынуждены действовать в соответствии с логикой рыночных отношений. Обозначены угрозы основным принципам демократического общества со стороны процесса приватизации информационного пространства медиакорпорациями, нивелирующего плюрализм средств массовой информации а также со стороны процесса превращения средств массовой информации как социального института в экономические субъекты, в первую очередь, нацеленные на извлечение прибыли. Подведены итоги анализа теории информационного общества Г. Шиллера и обозначены перспективы применимости данной теории для анализа современной медиасистемы.DOI: 10.17072/2218-1067-2017-3-14-24Библиографические ссылки
Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1986. C. 330−342. [Bell D. Social Framework of the Information Society // New Technocratic Wave in the West. Ed. by P. S. Gurevich. M., 1986. P. 330−342].
Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015. [Keane J. Democracy and Media Decadence. M., 2015].
Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010. [Lilleker D. Key Concepts in Political Communication. Kharkiv, 2010].
Телегина Г.В. «Общество знания», «Экономика суперсимволов», «Образование через всю жизнь»: магические заклинания или новая реальность? // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. 2005. № 2. С. 37−45. [Telegina G.V. «Knowledge Society», «Super-Symbol Economy», «Education Throughout Life»: magical spells or a new reality? // Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. 2005. No. 2. P. 37−45].
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004 [Webster F. Theories of the Information Society. M., 2004].
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. [Schiller H. The Mind Managers. M., 1980].
Schiller H. Who Knows: Information in the age of the Fortune 500. Norwood, NJ: Ablex. 1981.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.