ВЕКТОРЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ: АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Авторы

  • Кристина Павловна Турцева Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0003-2109-7772

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-3-27-40

Ключевые слова:

региональная экологическая политика России; регионы России; государственные программы; охрана окружающей среды; региональные органы государственной власти; экологические проблемы; каче-ство экологической политики

Аннотация

Экологическая политика исследуется на разных пространственных уровнях: от местного до глобаль-ного. Поддержание устойчивости в региональном экополитическом пространстве требует ее грамот-ного проведения. Экологическая политика представляет собой комплексную систему, на которую оказывает влияние множество факторов. Однако в связи с сохраняющейся централизацией в России можно ожидать, что большое значение будет иметь такой экзогенный фактор, как приверженность субъектов РФ страте-гии федерального центра при выработке собственной региональной экологической политики. С дру-гой стороны, отмечается, что региональные органы власти самостоятельно определяют направления развития региональной политики в данной области. При этом возникает вопрос ‒ оказывает ли влия-ние ориентация регионов на качество региональной экологической политики? В данном исследова-нии предполагается, что ориентация субъекта РФ на собственные экологические проблемы должна сопровождаться более высоким качеством региональной экологической политики.Исследование вектора разработки региональной экологической политики в России проводилось на материале государственных программ в сфере экологического развития 85 регионов России, реализуемых в период с 2012 по 2025 гг. Проведенное исследование показало, что регионы используют разные стимулы при выработке регио-нальной экологической политики. Цели федеральной власти в области решения экологических про-блем являются вектором для большинства регионов, так как они учитывают необходимость исполне-ния целей государственной программы РФ. Важно отметить и локальный характер разработки про-грамм в большей части регионов. Программы строятся на региональных проблемах, выявленных в соответствующей сфере. Согласно официальным региональным экологическим рейтингам в России большую заботу о качестве окружающей среды проявляют субъекты РФ, копирующие поли-тику федерального центра. Необходимы дальнейшие исследования, направленные на качественный анализ регионов из выявленных групп для понимания их региональных различий при проведении экологической политики, а также причинах и способах достижения качества ее реализации.

Биография автора

Кристина Павловна Турцева, Пермский государственный национальный исследовательский университет

аспирант 3 курса историко-политологического факультета

Библиографические ссылки

Аляутдинов, Н. Ф., Галкин, А. И. (2015) ‘KPI как инструмент оценивания эффективности деятельности органов государственного управления Российской Федерации’, Креативная экономика, 9, сс. 1104‒1111. [Aliautdinov, N. F., Galkin, A. I. (2015) ‘KPI as an instrument for assessment of effectiveness of the RF state administration bodies’ activity’ [KPI kak instrument otsenivaniia effektivnosti deiatel'nosti organov gosudarstvennogo upravleniia Rossiiskoi Federatsii], Kreativnaia ekonomika, 9, pp. 1104‒1111. (In Russ.)].

Аркадьева, О. Г. (2018) ‘Оценка эффективности реализации государственных программ: методические аспекты формирования отчетности’, Экономический анализ: теория и практика, 1 (472), сс. 184‒200. [Arkad'eva, O. G. (2018) ‘State program performance evaluation: methodogical aspects of report generation’ [Otsenka effektivnosti realizatsii gosudarstvennykh programm: metodicheskie aspekty formirovaniia otchetnosti], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika, 1 (472), pp. 184‒200. (In Russ.)].

Безруков, А. В. (2012) ‘Укрепление единства государственной власти Президентом России при проведении преобразований в системе федеративных отношений’, Антиномии, 12, сс. 467‒475. [Bezrukov, A. V. (2012) ‘Strengthening of unity of state power by President of Russia in process of reforming federal system’ [Ukreplenie edinstva gosudarstvennoi vlasti Prezidentom Ros-sii pri provedenii preobrazovanii v sis-teme federativnykh otnoshenii], An-tinomii, 12, pp. 467‒475. (In Russ.)].

Борщевский, Г. А. (2018) ‘Инструменты оценки реализации государственных программ Российской Федерации’, Государственное управление: Электронный вестник, 67, сс. 6‒30. [Borshchevskii, G. A. (2018) ‘Tools for Estimation of the Russian Government Programs’ [Instrumenty otsenki reali-zatsii gosudarstvennykh programm Rossi-iskoi Federatsii], Gosudarstvennoe uprav-lenie. Elektronnyi vestnik, 67, pp. 6‒30. (In Russ.)].

Бреусова, А. Г. (2015) ‘Оценка эффективности государственных программ’, Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2, сс. 128‒136. [Breusova, A. G. (2015) ‘Evaluation of the effec-tiveness of state programs’ [Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh program], Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Ekonomika», 2, pp. 128‒136. (In Russ.)].

Бусыгина, И. М. (2018) ‘Зачем и как реформируют российский федерализм’, Контрапункт, 11, сс. 1‒8. [Busygina, I. M. (2018) ‘Why and how Russian federalism is being reformed’ [Zachem i kak reformiruiut rossiiskii federalism], Kontrapunkt, 11, pp. 1‒8. (In Russ.)].

Васецкая, Н. О. (2019) ‘Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ’, Экономика науки, 5(3), сс. 160‒169. [Vasetskaia, N. O. (2019) ‘Pro-gram-target management as a tool of fi-nancial implementation of special federal programs’ [Programmnotselevoe upravlenie kak instrument finansovoi realizatsii federal'nykh tselevykh program], Ekonomika nauki, 5(3), pp. 160‒169. (In Russ.)].

Горин, И. А., Кузнецова, Е. Г. (2017) ‘Оценка эффективности государственных программ развития региона: практические и методические аспекты’, Вестник Российского университета кооперации, 4 (30), сс. 32‒37. [Gorin, I. A., Kuz-netsova, E. G. (2017) ‘Evaluation of ef-fectiveness of state regional development programs: practical and methodological aspects’ [Otsenka effektivnosti gosudar-stvennykh programm razvitiia regiona: prakticheskie i metodicheskie aspekty], Vestnik Rossiiskogo universiteta kooper-atsii, 4 (30), pp. 32‒37. (In Russ.)].

Добролюбова, Е. И., Клочкова, Е., Южаков, В. Н. (2016) ‘Методические рекомендации по разработке и оценке результативности и эффективности государственных программ на региональном уровне’, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, сс. 1‒64. [Dobroliubova, E. I., Klochkova, E., Iuzhakov, V. N. (2016) ‘Guidelines for the development and evaluation of the effectiveness and efficiency of public programs at the regional level’ [Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i otsenke rezul'tativnosti i effektivnosti gosudarstven-nykh programm na regional'nom urovne], Rossiiskaia akademiia narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri prezidente Rossiiskoi Federatsii, pp. 1‒64. (In Russ.)].

Дружинин, П. В., Шкиперова, Г. Т. (2018) ‘Оценка результативности политики в сфере обеспечения экологической безопасности регионов России’, Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 12 (369), сс. 2356‒2372. [Druzhinin, P. V. Shkiperova, G. T. (2018) ‘Evaluation of the effectiveness of the environmental security in the Russian regions’ [Otsenka rezul'tativnosti politiki v sfere obespech-eniia ekologicheskoi bezopasnosti re-gionov Rossii], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 12 (369), pp. 2356‒2372. (In Russ.)].

Звягинцев, П. С. (2016) ‘Государственные программы Российской Федерации и их экономическая эффективность’, Вестник Института экономики Российской академии наук, 6, сс. 171‒183. [Zviagintsev, P. S. (2016) ‘State programs of the Russian Federation and their economic efficiency’ [Gosudar-stvennye programmy Rossiiskoi Feder-atsii i ikh ekonomicheskaia effektivnost'], Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, 6, pp. 171‒183. (In Russ.)].

Каратаева, Г. Е., Каратаев, А. С., Грошева, Т. А. (2014) ‘Система государственного стратегического планирования’, Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Т. 0. Уфа: Лето, сс. 27‒32. [Karataeva, G. E. Kara-taev, A. S., Grosheva, T. A. (2014) ‘State strategic planning system’ [Sistema gosudarstvennogo strategicheskogo plani-rovanija], Aktual'nye voprosy jekonomich-eskih nauk: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, ijun' 2014 g.). T. 0. Ufa: Leto, pp. 27‒32. (In Russ.)].

Кожевников, А. В., Пономарева, С. А. (2017) Об оценке эффективности региональных государственных программ’, Финансы, 9, сс. 18‒23. [Kozhevnikov, A. V., Ponomareva, S. A. (2017) ‘Evaluation of effectiveness of state regional de-velopment’ [Ob otsenke effektivnosti re-gional'nykh gosudarstvennykh program], Finansy, 9, pp. 18‒23. (In Russ.)].

Костылев, А. А. (2010) ‘Особенности формирования экологической политики региона’, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 1, сс. 130‒135. [Kostylev, A. A. (2010) ‘Features of the regional ecological policy formation’ [Osobennosti formirovaniia ekologicheskoi politiki regiona], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, 1, pp. 130‒135. (In Russ.)].

Кынев, А. В. (2017) ‘Качество региональных политических институтов: попытка измерения’, Политическая наука, 4, сс. 259‒283. [Kynev, A. V. (2017) ‘Quality of regional political institutions: Attempt of measurement’ [Kachestvo region-al'nykh politicheskikh institutov: popytka izmereniia], Politicheskaia nauka, 4, pp. 259‒283. (In Russ.)].

Левицкая, Н. В., Савельев, И. И. (2016) ‘Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации’, Эффективное антикризисное управление, 4(97), сс. 72‒77. [Levitskaia, N. V., Savel'ev, I. I. (2016) ‘Analysis of methods of estima-tion of efficiency of realization of state programs of separate subjects of the rus-sian federation’ [Analiz metodik otsenki effektivnosti realizatsii gosudarstvennykh programm otdel'nykh sub"ektov Rossiis-koi Federatsii], Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie, 4(97), pp. 72‒77. (In Russ.)].

Мирзеханова, З. Г. (2014) ‘Региональная экологическая политика: содержание и индикаторы реализации отдельных направлений’, Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, 3 (175), сс. 77‒84. [Mirzekhanova, Z. G. (2014) ‘Regional environmental policy: content and indicators of several directions implementation’ [Region-al'naia ekologicheskaia politika: soderzhanie i indikatory realizatsii otdel'nykh napravlenii], Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk, 3 (175), pp. 77‒84. (In Russ.)].

Мхитарян, Ю. И. (2018) ‘Особенности оценки эффективности государственных программ Российской Федерации’, Век качества, 2, сс. 7‒19. [Mkhitarian, Iu. I. (2018) ‘Features of assessment of efficiency of state programs of the Russian Federation’ [Osobennosti otsenki effek-tivnosti gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii], Vek kachestva, 2, pp. 7‒19. (In Russ.)].

Плотников, В. А., Федотова, Г. В. (2013) ‘Программно-целевой метод в управлении экономикой региона’, Финансовая аналитика: проблемы и решения, 7, сс. 2‒9. [Plotnikov, V. A., Fedotova, G. V. (2013) ‘Program-target method in the management of the re-gional economy’ [Programmno-tselevoi metod v upravlenii ekonomikoi regiona], Finansovaia analitika: problemy i resh-eniia, 7, pp. 2‒9. (In Russ.)].

Попова, А. Г. (2018) ‘К вопросу об оценке результативности региональной политики, как совокупности экономического, социального и экологического компонентов’, Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2 (54). URL: https://eee-region.ru/article/5408/ (дата обращения: 17.03.2022). [Popova, A. G. (2018) ‘To the question of assessing the effective-ness of regional policy, as a combination of economic, social and environmental components’ [K voprosu ob otsenke rezu-l'tativnosti regional'noi politiki, kak so-vokupnosti ekonomicheskogo, sotsi-al'nogo i ekologicheskogo komponentov], Regional'naia ekonomika i upravlenie: el-ektronnyi nauchnyi zhurnal, 2 (54). Avaliable at: https://eeeregion.ru/article/5408/ (Accessed: 17 March 2022). (In Russ.)].

Терешина, М. В., Лувсандондовын Оюунцэцэг, Тамбовцева, Т. (2007) ‘Инструменты государственной экологической политики: международный опыт’, Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Ч. 1. Москва, сс. 800‒807. [Tereshina, M. V., Luvsan-dondovyn Oiuuntsetseg, Tambovtseva, T. (2007) ‘Tools of ecological policy in dif-ferent countries: international experi-ence’ [Instrumenty gosudarstvennoi ekologicheskoi politiki: mezhdunarodnyi opyt], Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: traditsii i innovatsii. Ch. 1. Mos-cow, pp. 800‒807. (In Russ.)].

Ферару, Г. С. Растворцев, А. Ф., Благадырёва, А. М. (2011) ‘Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики’, Вопросы государственного и муниципального управления. 1, сс. 27‒36. [Feraru, G. S. Rastvorcev, A. F., Blagadyrjova, A. M. (2011) ‘Methodological approaches to the formation and im-plementation of regional environmental policy’ [Metodicheskie podhody k formirovaniju i realizacii regional'noj jekologicheskoj politiki], Voprosy gosu-darstvennogo i municipal'nogo upravleni-ja, 1, pp. 27‒36. (In Russ.)].

Шаш, Н. Н., Бородин, А. И., Татуев, А. А. (2014) ‘Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политике России’, Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 11, сс. 31‒38. [Shash, N. N., Borodin, A. I., Tatuev, A. A. (2014) ‘Problems of transi-tion to the program budget: new chal-lenges to the budget policy of Russia’ [Problemy perehoda na programmnyj bjudzhet: novye vyzovy bjudzhetnoj poli-tike Rossii], Buhgalterskij uchet v bju-dzhetnyh i nekommercheskih organizaci-jah, 11, pp. 31‒38. (In Russ.)].

Al-Saidi, M. (2019) Environmental Policy and Sustainable Development. In: Leal Filho W. (eds) Encyclopedia of Sustainability in Higher Education. Springer, Cham. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-63951-2_434- (дата обращения: 17.03.2022).

Cherniwchan, J., Copeland, B. R. and Scott Tay-lor, M. (2017) ‘Trade and the environ-ment: new methods, measurements, and results’, Annu. Rev. Econom, 9, pp. 59–85.

Feldman, A. (2017) ‘Strengthening Results-Focused Government Strategies to Build on Bipartisan Progress in Evidence-Based Policy’, Economic Studies at Brookings.

Kammerlander, А., Schulze, Günther G. (2021) ‘Political-economic correlates of envi-ronmental policy’, Environmental Re-search Letters, Vol. 16, 2, pp. 1‒10. DOI: https://doi.org/10.1088/1748-9326/abdc89.

Li, Q. and Reuveny, R. (2006) ‘Democracy and environmental degradation’, Int. Stud. Q, 50, pp. 935–956.

Payne, R. (1995) ‘Freedom and the environ-ment’, J. Democr, 6, pp. 41–55.

Povitkina, M (2018) ‘The limits of democracy in tackling climate change’, Environ. Polit, 27, pp. 411–432.

Robinson, M. (2013) Program Classification for Performance-Based Budgeting: How to Structure Budgets to Enable the Use of Evidence. World Bank Independent Evaluation Group and the Thematic Group for Poverty Analysis, Monitoring and Impact Evaluation. Evaluation Ca-pacity Development.

Загрузки

Опубликован

2022-10-15

Как цитировать

Турцева, К. П. (2022). ВЕКТОРЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ: АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 16(3). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-3-27-40

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии