«Преодоление человеческого» и философия Иммануила Канта
DOI:
https://doi.org/10.17072/2076-0590-2024-14-77-86Ключевые слова:
И. Кант,, практический разум,, человек,, безусловно добрая воля,, свободаАннотация
В статье исследуется возможность реактуализации кантовской концепции человека в контексте современной ситуации антропологического кризиса. В философии конца двадцатого – начала двадцать первого столетий данный кризис проявляется преимущественно в виде тенденции «преодоления человеческого». В различных философских подходах и направлениях проблематизируются как само понятие человека, так и антропоцентристские идеи, характерные для новоевропейской философской традиции. Соответственно, ключевые идеи представителей новоевропейской мысли подвергаются критике в силу их «метафизического» характера. Вместе с тем, замещение антропологических концепций Нового времени «антиантропологизмом» современной философии, будучи в какой-то степени оправданным, не позволяет объяснить ряд важнейших феноменов человеческого бытия. В работе утверждается, что кантовская антропология и этика, основанные на концепте «безусловно доброй воли», может быть осмыслена неметафизическим образом и выступить важным дополнением современных концепций человекаБиблиографические ссылки
Брайант Л. Демократия объектов. Пермь: Гиле Пресс, 2019. – 320 с.
Габриэль М. Я не есть мозг. Философия духа для XXI века / пер. с нем. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2020. – 304 с.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. С. 284–406.
Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. – 477 с.
Кант И. Лекции по этике // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. С. 38–223.
Котелевский Д.В. От человека как единичности к нечеловеческим множествам// Эписте-мы. Сборник научных статей. Выпуск 13. Деантропологические тенденции в современ-ной философии. Екатеринбург: Деловая книга, 2020. С. 4–13.
Мейясу К. После конечности. Екатеринбург – Москва: Кабинетный ученый, 2015. – 196 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. – 406 с.
Харман Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь, 2015. – 152 с.
Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М.: Новое литературное обозре-ние, 2010. – 392 с.