THE DREAM OF THE DIAMOND CITY: POST-WAR CINEMA REPRESENTATION OF THE URALS

Authors

  • D. N. Ryapusova

Keywords:

industrial and urban society, the Soviet mentality, industrial world-picture, the“new” man, image of the Urals, fiction films

Abstract

The paper attempts to show how a rapidly changing Soviet reality reflected in the life orientations, priorities and values of a man of the Stalin era. On the one hand, the paper analyzes how the Stalinist socialist industrialization of the Urals, which became its “second discovery”, changed the socio-cultural image of the region. On the other hand, the paper shows how the idea of transformation of regional life by the “new Soviet man” materialized in the Urals cinema. The paper also shows how materialization of that idea helped to achieve an ephemeral goal of building a brighter socialist future. As a source of revealing of significant ideas and values that existed in the Stalinist society, the author used "The Diamonds" movie created by the Sverdlovsk film studio in the early post-war years. On-screen images, which absorbed not only visual but also verbal symbols and signs of the past, are the keys to deciphering cultural code of the Soviet era. Success of the Soviet industrialization rooted in the wealth of the bowels of the earth, and thus directly depended on the people who could find those resources and put them at the service of humanity. Turn of filmmakers to the figure of the geologist and to the hierarchy of “types” among the representatives of the profession, claimed through a labor dispute, is explained in the paper as an example of formation of the “needed” ideas in mass consciousness. The paper shows that the image of the geologist, adjusted and polished on screen in accordance with the spirit of the time, was the ideal life model. Focused on it, people had an opportunity to “remake” themselves in concordance with the "ideal model".

References

Букин С.С., Исаев В.И. Модернизационные процессы в Сибири и социальные трансформации населения в XX столетии // Гуманит. науки в Сибири. 2012. № 3.

Волков Е.В. Образы историко-революционных произведений изобразительного искусства Южного Урала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 28(204).

Волков Е.В. Площадь павших революционеров: чехословацкий «мятеж» глазами советского художника. Челябинск, 2015.

Гонина Н.В. Трансформация социокультурной идентичности горожан в условиях индустриализации во второй половине 1950-х – начале 1980-х гг. (на материалах Ангаро-Енисейского региона) // Лабиринт. 2014. № 1.

Дашкова Т. Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30–50-х гг.) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов, 2007.

Добренко Е. «До самых до окраин» // Искусство кино. 1996. № 4.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953.

М., 1999.

Кирьянова О.И. Журнальные образы женщин и социальные ценности в СССР в послевоенное десятилетие // Вестник Пермского университета. Сер.: История и политология. 2007. Вып. 3(8).

Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., 1996.

Коткин С. Говорить по-большевистски // Американская русистика. Вехи историографии последних лет. Советский период. Антология. Самара, 2001.

Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. М., 2009.

Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015.

Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб., 2006.

Лейбович О.Л. В городе М.: Очерки социальной повседневности советской провинции в 40–50-х гг. 2-е изд., испр. М., 2008.

Лимерова В.А., Литовская М.А. Историко-революционный роман в коми литературе 1930–1950-х гг. как результат компромисса // Урал. ист. вестник. 2014. № 3(44).

Макаров А.Н. Магнитострой как медиапроект: советская визуальная пропаганда индустриализации 1930-х гг. // Проблемы рос. истории. Магнитогорск, 2015.

Макарова Н.Н. «Новый человек» на Магнитострое: повседневность и мотивация труда (1929–1941) // Проблемы рос. истории. Магнитогорск, 2015. Вып. 13.

Макарова Н.Н. Женский социум в Магнитогорске в 1930-е гг. // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2011. № 32.

Мурзин А.Э. Образ уральца в годы Великой Отечественной войны: «Саша с Уралмаша» // Человек в мире культуры. 2014. № 1.

Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Художественные выставки 1930-х гг. как репрезентация индустриального образа жизни Урала // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18(156). Философия. Социология. Культурология. Вып. 12.

Ряпусова Д.Н. «Урал кует Победу»: образ тылового региона в кинохронике Великой Отечественной войны // 70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности. IX урал. воен.-ист. чтения: сб. науч. статей. Екатеринбург, 2015. Ч. 2.

Сильнова Е.И. Образ Советской России: человек и общество в контексте национальной ментальности // Вопр. культурологии. 2010. № 5.

Тимошенко А.И., Исаев В.И. Условия и механизмы формирования «индустриального менталитета» строителей Урало-Кузнецкого комбината // Гуманит. науки в Сибири. 2006. № 2.

Токарев В.А. «Кара Панам! Кара!»: польская тема в предвоенном кино (1939–1941 гг.) // Отеч. история. 2003. № 6.

Токарев В.А. Драматургический демарш верховного главнокомандующего // Историк и художник. 2005. № 4.

Трофимов А.В. Модернизационные процессы середины XX в. и уральский этос // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация Урала в XVIII–XXI вв.: матер. XI Всерос. науч. конф.: в 2 т. Екатеринбург, 2013. Т. 1.

Трофимов А.В. Экономические представления и модели поведения уральского населения (1945–1964 гг.) в историческом дискурсе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16, № 2.

Туровская М. Зубы дракона. Мои 30-е гг. М., 2015.

Уль К.Б. Сравнительный анализ концепций «советской личности» в англоязычных исследованиях периода холодной войны и современности // Рос. и славян. исследования: науч. сб. Минск, 2011. Вып. 6.

Хелльбек Й. Жизнь, прочтенная заново: самосознание русского интеллигента в революционную эпоху (1900–1933 гг.) // НЛО. 2012. № 4(116).

Хелльбек Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме // Неприкосновенный запас.

№ 4.

Чернова Н.В. Сталинская киномифологема 1930-х – начала 1950-х гг.: Полководческий ракурс периода гражданской войны и интервенции в России. Берлин, 2011.

Чернова Н.В., Токарев В.А. «Первая конная»: кинематографический рейд в забвенье: Исторический комментарий к советскому кинопроцессу 1938–1941 гг. // Киновед. зап. 2003. № 65.

Чернышева Н.М. Ментальность советского общества через призму кинематографа (период детоталитаризма): дис. … канд. филос. наук. Пермь, 2001.

Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley, 1995.

References

Bukin S.S., Isaev V.I. Modernizatsionnye protsessy v Sibiri i sotsial'nye transformatsii naseleniya v XX stoletii // Gumanit. nauki v Sibiri. 2012. № 3.

Chernova N.V. Stalinskaya kinomifologema 1930-kh – nachala 1950-kh gg.: Polkovodcheskiy rakurs perioda grazhdanskoy voyny i interventsii v Rossii. Berlin, 2011.

Chernova N.V., Tokarev V.A. «Pervaya konnaya»: kinematograficheskiy reyd v zabven'e: Istoricheskiy kommentariy k sovetskomu kinoprotsessu 1938–1941 gg. // Kinoved. zap. 2003. № 65.

Chernysheva N.M. Mental'nost' sovetskogo obshchestva cherez prizmu kinematografa (period detotalitarizma): dis. … kand. filos. nauk. Perm', 2001.

Dashkova T. Ideologiya i kinoreprezentatsiya (lyubov' i byt v sovetskikh fil'makh 30–50-kh gg.) // Vizual'naya antropologiya: novye vzglyady na sotsial'nuyu real'nost': sb. nauch. st. / pod red. E.R. Yarskoy-Smirnovoy, P.V. Romanova, V.L. Krutkina. Saratov, 2007.

Dobrenko E. «Do samykh do okrain» // Iskusstvo kino. 1996. № 4.

Gonina N.V. Transformatsiya sotsiokul'turnoy identichnosti gorozhan v usloviyakh industrializatsii vo vtoroy polovine 1950-kh – nachale 1980-kh gg. (na materialakh Angaro-Eniseyskogo regiona) // Labirint. 2014. № 1.

Khell'bek Y. Povsednevnaya ideologiya: zhizn' pri stalinizme // Neprikosnovennyy zapas. 2010. № 4.

Khell'bek Y. Zhizn', prochtennaya zanovo: samosoznanie russkogo intelligenta v revolyutsionnuyu epokhu (1900–1933 gg.) // NLO. 2012. № 4(116).

Kir'yanova O.I. Zhurnal'nye obrazy zhenshchin i sotsial'nye tsennosti v SSSR v poslevoennoe desyatiletie // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya i politologiya. 2007. Vyp. 3(8).

Kotkin S. Govorit' po-bol'shevistski // Amerikanskaya rusistika. Vekhi istoriografii poslednikh let. Sovetskiy period. Antologiya. Samara, 2001.

Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley, 1995.

Kozlova N.N. Gorizonty povsednevnosti sovetskoy epokhi: golosa iz khora. M., 1996.

Kurennoy V. Filosofiya fil'ma: uprazhneniya v analize. M., 2009.

Lebina N.B. Entsiklopediya banal'nostey: Sovetskaya povsednevnost': Kontury, simvoly, znaki. SPb., 2006.

Lebina N.B. Sovetskaya povsednevnost': normy i anomalii. Ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilyu. M., 2015.

Leybovich O.L. V gorode M.: Ocherki sotsial'noy povsednevnosti sovetskoy provintsii v 40–50-kh gg. 2-e izd., ispr. M., 2008.

Limerova V.A., Litovskaya M.A. Istoriko-revolyutsionnyy roman v komi literature 1930–1950-kh gg. kak rezul'tat kompromissa // Ural. ist. vestnik. 2014. № 3(44).

Makarov A.N. Magnitostroy kak mediaproekt: sovetskaya vizual'naya propaganda industrializatsii 1930-kh gg. // Problemy ros. istorii. Magnitogorsk, 2015.

Makarova N.N. «Novyy chelovek» na Magnitostroe: povsednevnost' i motivatsiya truda (1929–1941) // Problemy ros. istorii. Magnitogorsk, 2015. Vyp. 13.

Makarova N.N. Zhenskiy sotsium v Magnitogorske v 1930-e gg. // Problemy istorii, filologii, kul'tury. Magnitogorsk, 2011. № 32.

Murzin A.E. Obraz ural'tsa v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: «Sasha s Uralmasha» // Chelovek v mire kul'tury. 2014. № 1.

Murzina I.Ya., Murzin A.E. Khudozhestvennye vystavki 1930-kh gg. kak reprezentatsiya industrial'nogo obraza zhizni Urala // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 18(156). Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya. Vyp. 12.

Ryapusova D.N. «Ural kuet Pobedu»: obraz tylovogo regiona v kinokhronike Velikoy Otechestvennoy voyny // 70-letie Velikoy Pobedy: istoricheskiy opyt i problemy sovremennosti. IX ural. voen.-ist. chteniya: sb. nauch. statey. Ekaterinburg, 2015. Ch. 2.

Sil'nova E.I. Obraz Sovetskoy Rossii: chelovek i obshchestvo v kontekste natsional'noy mental'nosti // Vopr. kul'turologii. 2010. № 5.

Timoshenko A.I., Isaev V.I. Usloviya i mekhanizmy formirovaniya «industrial'nogo mentaliteta» stroiteley Uralo-Kuznetskogo kombinata // Gumanit. nauki v Sibiri. 2006. № 2.

Tokarev V.A. «Kara Panam! Kara!»: pol'skaya tema v predvoennom kino (1939–1941 gg.) // Otech. istoriya. 2003. № 6.

Tokarev V.A. Dramaturgicheskiy demarsh verkhovnogo glavnokomanduyushchego // Istorik i khudozhnik. 2005. № 4.

Trofimov A.V. Ekonomicheskie predstavleniya i modeli povedeniya ural'skogo naseleniya (1945–1964 gg.) v istoricheskom diskurse // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2016. T. 16, № 2.

Trofimov A.V. Modernizatsionnye protsessy serediny XX v. i ural'skiy etos // Ural industrial'nyy. Bakuninskie chteniya. Industrial'naya modernizatsiya Urala v XVIII–XXI vv.: mater. XI Vseros. nauch. konf.: v 2 t. Ekaterinburg, 2013. T. 1.

Turovskaya M. Zuby drakona. Moi 30-e gg. M., 2015.

Ul' K.B. Sravnitel'nyy analiz kontseptsiy «sovetskoy lichnosti» v angloyazychnykh issledovaniyakh perioda kholodnoy voyny i sovremennosti // Ros. i slavyan. issledovaniya: nauch. sb. Minsk, 2011. Vyp. 6.

Volkov E.V. Obrazy istoriko-revolyutsionnykh proizvedeniy izobrazitel'nogo iskusstva Yuzhnogo Urala // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2010. № 28(204).

Volkov E.V. Ploshchad' pavshikh revolyutsionerov: chekhoslovatskiy «myatezh» glazami sovetskogo khudozhnika. Chelyabinsk, 2015.

Zubkova E.Yu. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. 1945–1953. M., 1999.

Published

2020-07-15

How to Cite

Ryapusova, D. N. (2020). THE DREAM OF THE DIAMOND CITY: POST-WAR CINEMA REPRESENTATION OF THE URALS. PERM UNIVERSITY HERALD. History, 35(4), 75–85. Retrieved from https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3445