«Если гражданин СССР не будет знать конституцию, то ему угрожает суд». Сталинский миф в зеркале школьной ошибки
Ключевые слова:
сталинизм, школа, учебный текст, сталинский миф, дискурс, габитус, экспертАннотация
Изучаются способы трансляции и освоения идеологии в сталинской школе. Использование материалов партийных и ведомственных проверок позволяет реконструировать детские представления о политической сфере, способы оценивания знаний официальными экспертами. Сталинский миф как особый тип социальной реальности обнаруживал неустранимые разрывы в способе освоения и репрезентации мира. Главным противоречием в обучении становился разрыв между образным (наивным, визуальным) и текстовым пониманием мира.Библиографические ссылки
Библиографический список
Holmes L.Е. Stalin’s School: Moscow’s Model School No. 25, 1931-1937. Pittsburgh, 1999.
: Незамеченный термидор. Очерки провинциального быта, 2-е изд., доп./ О. Лейбович, А. Колдушко, В.Шабалин, А. Чащухин, А. Кимерлинг, А.Казанков, А. Бушмаков. Пермь., 2012
Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // П.Бурдье. Социология социального пространства, М; СПб., 2005.
Геллер Л., Боден А. Институциональный комплекс соцреализма // Соцреалистический канон. / под общ.ред. Гюнтера Х., Добренко Е.. М., 2000.
Добренко Е. Политэкономия соцреализма. М., 2007.
Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 – 1953. М., 2000.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
Келли К. Товарищ Павлик: взлет и падение советского мальчика-героя. М., 2009.
Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М., 1996.
Лейбович О.Л. В городе М. М., 2008. С.177–201.
Орлова Г. Овладеть пространством: физическая география в советской школе (1930–60-е гг). // Визуальные и культурные иследования: предмет, методы и дидактические стратегии. URL: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=147 (дата обращения: 10.06.2013).
Ромашова М.В. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение. // Какорея. Из истории детства в России и в других странах: сб. ст. и матер.: Тр. семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 1. М. – Тверь, 2008.
Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.– М., 2002.
Чащухин А.В. «Вынужден защищаться теми методами, какие мне достаются»: вопросы языкознания в школьных конфликтах начала 1950-х // Отечественные записки, 2012. № 1.
Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: советский художник в годы позднего сталинизма. Пермь, 2007.
Янковская Г.А. Историографические образы позднего сталинизма // Астафьевские чтения (ноябрь 2008): Время «веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь; 2009.
References
Holmes L.E. Stalin’s School: Moscow’s Model School No. 25, 1931-1937. Pittsburgh, 1999.
: Nezamechennyy termidor. Ocherki provintsial'nogo byta, 2-e izd., dop./ O. Leybovich, A. Koldushko,
V.Shabalin, A. Chashchukhin, A. Kimerling, A.Kazankov, A. Bushmakov. Perm'., 2012.
Balashov E.M. Shkola v rossiyskom obshchestve 1917–1927 gg. Stanovlenie «novogo cheloveka». SPb., 2003.
Burd'e P. Sotsial'noe prostranstvo i simvolicheskaya vlast' // P.Burd'e. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva, M; SPb.,
Geller L., Boden A. Institutsional'nyy kompleks sotsrealizma // Sotsrealisticheskiy kanon. / pod obshch.red. Gyuntera
Kh., Dobrenko E.. M., 2000.
Dobrenko E. Politekonomiya sotsrealizma. M., 2007.
Zubkova E. Yu. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. 1945 – 1953. M., 2000.
Ionin L.G. Sotsiologiya kul'tury: put' v novoe tysyacheletie. M., 2000.
Kelli K. Tovarishch Pavlik: vzlet i padenie sovetskogo mal'chika-geroya. M., 2009.
Kozlova N.N. Gorizonty povsednevnosti sovetskoy epokhi: Golosa iz khora. M., 1996.
Leybovich O.L. V gorode M. M., 2008. S.177–201.
Orlova G. Ovladet' prostranstvom: fizicheskaya geografiya v sovetskoy shkole (1930–60-e gg). // Vizual'nye I kul'turnye isledovaniya: predmet, metody i didakticheskie strategii. URL: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=147 (data obrashcheniya: 10.06.2013).
Romashova M.V. Veshchi i slova sovetskogo detstva 1940-1950-kh gg.: provintsial'noe izmerenie // Kakoreya. Iz istorii detstva v Rossii i v drugikh stranakh: sb. st. i mater.: Tr. seminara RGGU «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Vyp. 1. M. – Tver', 2008.
Kharkhordin O. Oblichat' i litsemerit': genealogiya rossiyskoy lichnosti. SPb.– M., 2002.
Chashchukhin A.V. «Vynuzhden zashchishchat'sya temi metodami, kakie mne dostayutsya»: voprosy yazykoznaniya v shkol'nykh konfliktakh nachala 1950-kh // Otechestvennye zapiski, 2012. № 1.
Yankovskaya G.A. Iskusstvo, den'gi i politika: sovetskiy khudozhnik v gody pozdnego stalinizma. Perm', 2007.
Yankovskaya G.A. Istoriograficheskie obrazy pozdnego stalinizma // Astaf'evskie chteniya (noyabr' 2008): Vremya «veselogo soldata»: tsennosti poslevoennogo obshchestva i ikh osmyslenie v sovremennoy Rossii. Perm', 2009.