«Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980-х – 1990-х годов
Ключевые слова:
школьники, школьные сочинения, письма школьников, рукописные дневникиАннотация
Поднимаются вопросы истории позднесоветского и постсоветского школьного детства. Основу позиции автора составляет убеждение в появлении в 1980-х гг. нового поколения детей – «поколения перестройки». Проблема формирования нового мировоззрения школьников признается одной из ключевых. Социально-исторический контекст детства 1980-х – 1990-х гг. реконструируются через призму детских текстов: школьных сочинений, писем школьников в редакцию газеты «Пионерская правда», дневников школьниц как личных документов, созданных детьми и сохранивших естественный язык, ход мысли и жизненные описания детей изучаемого периода.Библиографические ссылки
Библиографический список
Алексей С. Школьное детство: транскрипт текста интервью Краснодар, 2011 // Личн. архив А. С.
Ляшок.
Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. статей. Пермь, 2010. 300 с.
Безрогов В. Г. Мир детства как мир памяти // Московское детство: память поколений. М., 2008. С. 9–15.
Борисов С. Б. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000. 88 с.
Городок в табакерке: Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890–1990): антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе». Ч. 2. 1940–1990 / сост. В. Безрогов, К. Келли, А Пиир, С. Сиротина. М.; Тверь: Науч. книга, 2008. 347 с.
Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщ. / сост. А. А. Сальникова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. 146 с.
Дневник Елены Б. // Личн. архив А. С. Ляшок.
Дневник Ирины В. // Личн. архив А. С. Ляшок.
Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX–начале XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 304 с.
Информация оргкомитета, сочинения учащихся, отмеченные дипломами ЦК ВЛКСМ, Министер ства просвещения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Советского комитета защиты мира, по итогам XIII Всесоюзного смотра сочинений учащихся «Я голосую за мир», посвященного 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, Ч. I (Амурская область – Казахская ССР) // РГАСПИ–ХДМО. Ф. 1. Оп. 41. Д. 916.
Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.
Крашенинникова Т. П. Воздействие власти и общества на своеобразие «детского текста»: 1953 // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщений. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. С. 134–138.
Маркасова Е. В. Сочинения ученика десятого класса в школе и дома (1955/1956 учебный год) // Антропология советской школы: Культурные __________универсалии и провинциальные практики: сб.статей. Пермь, 2010. С. 110–117.
Обзор почты, поступившей в газету «Пионерская правда», журналы «Вожатый», «Пионер», «Юный натуралист» за 1987 год // РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 906.
Откровенный разговор о наших детях (Результаты социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки») // РГАСПИ–ХДМО. Ф. М-2. Оп. 4. Д. 43.
Ребенок в истории и культуре: Тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4 / под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Researcher, 2010. 520 с.
Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х гг.: в 2 т. Краснодар: Перспективы образования, 2002. Т. 1. 408 с.
Сальникова А. А. Детское письмо и его специфика // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. С. 116-123.
Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования. Казань, 2007. 256 с.
Сочинения учащихся, отмеченные дипломами ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, по итогам XII Всесоюзного смотра сочинений учащихся на тему: «Мы за партией идем, славя Родину делами», посвященного XIX съезду ВЛКСМ. Ч. IV (Азербайджанская ССР–Туркменская ССР) // РГАСПИ–ХДМО. Ф. 1. Оп. 41. Д. 800.
Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 2007. 736 p.
References
Aleksey S. Shkol'noe detstvo: transkript teksta interv'yu Krasnodar, 2011 // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.
Antropologiya sovetskoy shkoly: Kul'turnye universalii i provintsial'nye praktiki: sb. statey. Perm', 2010. 300 s.
Bezrogov V. G. Mir detstva kak mir pamyati // Moskovskoe detstvo: pamyat' pokoleniy. M., 2008. S. 9–15.
Borisov S. B. Kul'turantropologiya devichestva. Shadrinsk, 2000. 88 s.
Gorodok v tabakerke: Detstvo v Rossii ot Nikolaya II do Borisa El'tsina (1890–1990): antologiya tekstov «Vzroslye o detyakh i deti o sebe». Ch. 2. 1940–1990 / sost. V. Bezrogov, K. Kelli, A Piir, S. Sirotina. M.; Tver': Nauch. kniga, 2008. 347 s.
Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. I soobshch. / sost. A. A. Sal'nikova. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. 146 s.
Dnevnik Eleny B. // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.
Dnevnik Iriny V. // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.
Ilyukha O. P. Shkola i detstvo v karel'skoy derevne v kontse XIX–nachale XX v. SPb.: Dmitriy Bulanin, 2007. 304 s.
Informatsiya orgkomiteta, sochineniya uchashchikhsya, otmechennye diplomami TsK VLKSM, Ministerstva prosveshcheniya SSSR, Gosudarstvennogo komiteta SSSR po professional'no-tekhnicheskomu obrazovaniyu, Sovetskogo komiteta zashchity mira, po itogam XIII Vsesoyuznogo smotra sochineniy uchashchikhsya «Ya golosuyu za mir», posvyashchennogo 40-letiyu pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne, XII Vsemirnomu festivalyu molodezhi i studentov v Moskve, Ch. I (Amurskaya oblast' – Kazakhskaya SSR) // RGASPI–KhDMO. F. 1. Op. 41. D. 916.
Kon I. S. Rebenok i obshchestvo: istoriko-etnograficheskaya perspektiva. M.: Nauka, 1988. 270 s.
Krasheninnikova T. P. Vozdeystvie vlasti i obshchestva na svoeobrazie «detskogo teksta»: 1953 // Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. i soobshcheniy. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. S. 134–138.
Markasova E. V. Sochineniya uchenika desyatogo klassa v shkole i doma (1955/1956 uchebnyy god) // Antropologiya sovetskoy shkoly: Kul'turnye universalii i provintsial'nye praktiki: sb.statey. Perm', 2010. S. 110–117.
Obzor pochty, postupivshey v gazetu «Pionerskaya pravda», zhurnaly «Vozhatyy», «Pioner», «Yunyy naturalist» za 1987 god // RGASPI. F. 2. Op. 3. D. 906.
Otkrovennyy razgovor o nashikh detyakh (Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya «Deti, podrostki i pionerskaya organizatsiya v usloviyakh perestroyki») // RGASPI–KhDMO. F. M-2. Op. 4. D. 43.
Rebenok v istorii i kul'ture: Tr. seminara «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Vyp. 4 / pod red. A.S. Obu khova, M.V. Tendryakovoy. M.: Researcher, 2010. 520 s.
Rozhkov A. Yu. V krugu sverstnikov: zhiznennyy mir molodogo cheloveka v sovetskoy Rossii 1920-kh gg.: v 2 t. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya, 2002. T. 1. 408 s.
Sal'nikova A. A. Detskoe pis'mo i ego spetsifika // Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. i soobshch. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. S. 116-123.
Sal'nikova A. A. Rossiyskoe detstvo v XX veke: Istoriya, teoriya i praktika issledovaniya. Kazan', 2007. 256 s.
Sochineniya uchashchikhsya, otmechennye diplomami TsK VLKSM, Ministerstva prosveshcheniya SSSR i Gosudarstvennogo komiteta SSSR po professional'no-tekhnicheskomu obrazovaniyu, po itogam XII Vsesoyuznogo smotra sochineniy uchashchikhsya na temu: «My za partiey idem, slavya Rodinu delami», posvyashchennogo XIX s'ezdu VLKSM. Ch. IV (Azerbaydzhanskaya SSR–Turkmenskaya SSR) // RGASPI–KhDMO. F. 1. Op. 41. D. 800.
Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 2007. 73