ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЦИЦЕРОНА И СЕНЕКИ О ПОЛИТИКЕ И ЭМОЦИЯХ

Авторы

  • S. S. Demina

Ключевые слова:

Древний Рим, Цицерон, Сенека, политика, эмоции

Аннотация

Изучаются представления Цицерона и Сенеки о влиянии эмоций на политическую жизнь общества и политическое поведение граждан. Цицерон и Сенека придают очень большое значение эмоциональному фону властных отношений. По их мнению, необузданные страсти правителя могут стать причиной страха, гнева и ненависти граждан, дестабилизирующих государство и подталкивающих к убийству ставшего ненавистным правителя. К возможным последствиям этих эмоций, охвативших все общество, Цицерон даже причисляет смену государственного строя (примером служит изгнание последнего римского царя и установление Римской республики), а Сенека – гражданские войны и войны с другими народами. Страху, гневу и ненависти оба римских автора противопоставляют душевное спокойствие и проявление любви к людям. Именно они, с точки зрения Цицерона и Сенеки, поддерживают согласие в гражданском коллективе и придают государству устойчивость. Общей для их взглядов является и некоторая противоречивость: с одной стороны, как мыслители они призывают при обсуждении важных политических и судебных вопросов руководствоваться не эмоциями, а разумом; с другой стороны, как общественно-политические деятели, ориентированные на реалии жизни, они считают допустимым  (и даже необходимым) воздействие ораторов на эмоции слушателей с целью принятия определенного решения. Различие в их взглядах заключается в терминологических предпочтениях (для обозначения эмоций Цицерон обычно использует термин «perturbationes», а Сенека – «adfectus») и в признаваемом лишь Сенекой доминировании гнева над другими страстями.

Библиографические ссылки

Демина С.С. Гнев и политико-правовая жизнь римского общества в представлениях Цицерона // Историческая психология государственного управления / под ред. А.А. Конопленко. Саратов: Амирит, 2015. Вып. 2. С. 14–20.

Демина С.С. Представления Цицерона и Саллюстия о страхе и его влиянии на гражданское поведение // Человек прошлого: модели сознания и поведения / отв. ред. С.С.Демина. Владимир: Б. и., 2011. С. 4–19.

Демина С.С. Представления Цицерона о любви // ƩXOɅH (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10, вып. 2. С. 521–526.

Кочеров С.Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. 2016. Т. 16, № 1. С. 31–45.

Свенцицкая И.С. Отношение «гражданин – полис» в системе Римской империи: проблема отчуждения // Вестник древней истории. 1997. № 3. С. 79–84.

Шалимов О.А. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I-го – начале II века н.э. М.: Б. и., 2000. 185 с.

Arena V. Invocation to Liberty and Invective of Dominatus at the End of the Roman Republic // Bulletin of the Institute of Classical Studies. 2007. Vol. 50. P. 49–73.

Ciafardini E. Il dolore, la tristezza e le passioni nel pensiero di Cicerone // Rivista di Filosofia Neo-Scolastica. 1923. Vol. 15, № 2/3. P. 196–215.

Donini P. Seneca e Galeno sulla struttura proposizionale delle passioni in Crisippo // Rivista di storia della filosofia. 2007. Vol. 62, № 3. P. 431–452.

Erskine A. Cicero and the shaping of Hellenistic philosophy // Hermathena. 2003. № 175. P. 5–15.

Evenepoel W. Seneca’s Letters on Friendship: Notes on the Recent Scholarly Literature and Observations on Three Quaestiones // L’Antiquité Classique. 2006. T. 75. P. 177–193.

Fjelstad P. Restraint and Emotion in Cicero’s De Oratore // Philosophy & Rhetoric. 2003. Vol. 36, № 1. P. 39–47.

Fortenbaugh W.W. Benevolentiam conciliare and animos permovere: Some remarks on Cicero’s De oratore 2.178–216 // Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric. 1988. Vol. 6, № 3. P. 259–273.

Ioppolo A.M. La dottrina della passione in Crisippo // Rivista critica di storia della filosofia. 1972. Vol. 27, № 3. P. 251–268.

Kapust D. On the Ancient Uses of Political Fear and its Modern Implications // Journal of the History of Ideas. 2008. Vol. 69, № 3. P. 353–373.

Konstan D. The Concept of «Emotion» from Plato to Cicero // Méthexis. 2006. Vol. 19. P. 139–151.

Manninig C.E. Seneca’s 98th Letter and the Praemeditatio futuri mali // Mnemosyne. 1976. Vol. 29, Fasc. 3. P. 301–304.

Marincola J. Beyond Pity and Fear: the Emotions of History // Ancient Society. 2003. Vol. 33. P. 285–315.

Moreschini C. Osservazioni sul lessico filosofico di Cicerone // Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia. Ser. III. 1979. Vol. 9, № 1. P. 99–178.

Remer G. Rhetoric, Emotional Manipulation, and Political Morality: The Modern Relevance of Cicero vis-à-vis Aristotle // Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric. 2013. Vol. 31, № 4. P. 402–443.

Rosivach V.J. Seneca on the Fear of Poverty in the Epistulae Morales // L’Antiquité Classique. 1995. T. 64. P. 91–98.

Schütrumpf E. Cicero De Oratore I and Greek Philosophical Tradition // Rheinisches Museum für Philologie. Neue Folge. 1990. Bd. 133, H. 3/4. S. 310–321.

Sorabji R. Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford: Oxford University Press, 2000. 499 p.

Stacey P. The Princely Republic // The Journal of Roman Studies. 2014. Vol. 104. P. 133–154.

References

Arena, V. (2007), “Invocation to Liberty and Invective of Dominatus at the End of the Roman Republic”, Bulletin of the Institute of Classical Studies, vol. 50, pp. 49–73.

Ciafardini, E. (1923), “Il dolore, la tristezza e le passioni nel pensiero di Cicerone”, Rivista di Filosofia Neo-Scolastica, vol. 15, № 2/3, pp. 196–215.

Demina, S.S. (2011), “Cicero’s and Sallust’s Thoughts about Fear and its Influence on Civic Behavior”, in Dem-ina, S.S. (ed.), Chelovek proshlogo: modeli soznaniya i povedeniya [Man of the past: models of consciousness and behavior], VGGU, Vladimir, Russia, pp. 4–19.

Demina, S.S. (2015), “Anger and political and legal life of roman society in Cicero’s thoughts”, in Konoplen-ko, A.A. (ed.), Istoricheskaya psikhologiya gosudarstvennogo upravleniya [Historical psychology of state gov-ernance], issue 2, TSPEI SNTS RAN, Amirit, Saratov, Russia, pp. 14–20.

Demina, S.S. (2016), “Cicero on love”, ƩXOɅH (Schole). Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya, vol. 10, № 2, pp. 521–526.

Donini, P. (2007), “Seneca e Galeno sulla struttura proposizionale delle passioni in Crisippo”, Rivista di storia della filosofia, vol. 62, № 3, pp. 431–452.

Erskine, A. (2003), “Cicero and the shaping of Hellenistic philosophy”, Hermathena, № 175, pp. 5–15.

Evenepoel, W. (2006), “Seneca’s Letters on Friendship: Notes on the Recent Scholarly Literature and Observa-tions on Three Quaestiones”, L’Antiquité Classique, vol. 75, pp. 177–193.

Fjelstad, P. (2003), “Restraint and Emotion in Cicero’s De Oratore”, Philosophy & Rhetoric, vol. 36, № 1, pp. 39–47.

Fortenbaugh, W.W. (1988), “Benevolentiam conciliare and animos permovere: Some remarks on Cicero’s De oratore 2.178–216”, Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric, vol. 6, № 3, pp. 259–273.

Ioppolo, A.M. (1972), “La dottrina della passione in Crisippo”, Rivista critica di storia della filosofia, vol. 27, № 3, pp. 251–268.

Kapust, D. (2008), “On the Ancient Uses of Political Fear and its Modern Implications”, Journal of the History of Ideas, vol. 69, № 3, pp. 353–373.

Kocherov, S.N. (2016), “Roman stoicism as an integration of ethical theory and moral practice”, Eticheskaya mysl’, vol. 16, № 1, pp. 31–45.

Konstan, D. (2006), “The Concept of «Emotion» from Plato to Cicero”, Méthexis, vol. 19, pp. 139–151.

Manninig, C.E. (1976), “Seneca’s 98th Letter and the Praemeditatio futuri mali”, Mnemosyne, vol. 29, № 3, pp. 301–304.

Marincola, J. (2003), “Beyond Pity and Fear: the Emotions of History”, Ancient Society, vol. 33, pp. 285–315.

Moreschini, C. (1979), “Osservazioni sul lessico filosofico di Cicerone”, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia, Serie III, vol. 9, № 1, pp. 99–178.

Remer, G. (2013), “Rhetoric, Emotional Manipulation, and Political Morality: The Modern Relevance of Cicero vis-à-vis Aristotle”, Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric, vol. 31, № 4, pp. 402–443.

Rosivach, V.J. (1995), “Seneca on the Fear of Poverty in the Epistulae Morales”, L’Antiquité Classique, vol. 64, pp. 91–98.

Schütrumpf, E. (1990), “Cicero De Oratore I and Greek Philosophical Tradition”, Rheinisches Museum für Philologie. Neue Folge, vol. 133, № 3/4, pp. 310–321.

Shalimov, O.A. (2000), Obraz ideal’nogo pravitelya v Drevnem Rime v seredine I – nachale II veka n.e. [The concept of the ideal ruler in Ancient Rome in the middle of the 1st –early 2d cc. A.D.], IVI RAN, Moscow, Russia, 185 p.

Sorabji, R. (2000), Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation, Oxford Universi-ty Press, Oxford, UK, 499 p.

Stacey, P. (2014), “The Princely Republic”, The Journal of Roman Studies, vol. 104, pp. 133–154.

Sventsitskaya, I.S. (1997), “Citizens and polis in the Roman Empire: the problem of alienation”, Vestnik drevney istorii, № 3, pp. 79–84.

Загрузки

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Demina, S. S. (2020). ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЦИЦЕРОНА И СЕНЕКИ О ПОЛИТИКЕ И ЭМОЦИЯХ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 49(2), 17–23. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3349