СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

Авторы

  • Дмитрий Александрович Кощеев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь
  • Ольга Юрьевна Исопескуль Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь

Ключевые слова:

кластер, туристский кластер, территориальная идентичность, менталькластер, ментальный район, экономическая устойчивость.ный район, экономическая устойчивость.

Аннотация

В современных исследованиях пространственной экономики и экономической географии социокультурная среда рассматривается в качестве фактора, оказывающего заметное воздействие на функционирование туристского кластера. Вместе с тем механизм такого воздействия и условия достижения положительных эффектов в современной академической литературе не отражены. Это обстоятельство затрудняет выработку адекватной политики в отношении существующих территориально-экономических структур в туризме. Основная цель данного исследования – разработка комплексной модели, отражающей влияние социокультурной среды на туристский кластер и основанной на ней методики анализа такого воздействия для частных региональных кейсов. В исследовании применялся теоретический анализ конструкта социокультурной среды на основе системно-критериальной методики, показавший наличие четырёх ключевых подходов. Компаративный анализ этих подходов отразил их потенциальную неспособность сформировать целостную картину исследуемого воздействия. В этой связи на основе интеграции агломерационного и туристского направлений экономической мысли был разработан авторский подход «туристских агломераций». С позиции этого подхода сформирован и описан целостный механизм влияния социокультурной среды на туристский кластер, учитывающий её поведенческое и ресурсное измерения. В соответствии с этим механизмом разработана методика анализа соответствующего воздействия, которая прошла апробацию на туристских кластерах Пермского края. Применение методики позволило выявить в каждом из них несовершенства, связанные с локальной ассоциативной культурой, ограничивающие их дальнейшее развитие. Для каждого кластера были предложены меры, которые в дальнейшем позволят преодолеть существующие ограничения и сделать поддерживающую политику в отношении этих структур более эффективной. doi 10.17072/2079-7877-2020-2-141-157

Библиографические ссылки

Базыма Б.А., Базыма Б.О. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 203 с.

Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Сравнительный анализ туристских кластеров в регионах Прибайкалья: роль сотрудничества как фактора развития // Экономика региона. 2014. №2. С. 115 – 130.

Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Туристские кластеры Пермского края // Туризм в глубине России. Пермь, 2010. С. 3–10. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 29.09.2019).

Исопескуль О.Ю. Фрактальная природа организационной культуры // Управление экономическими системами. 2012. №11(47). С. 1–16.

Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход. М.: ИНФРА-М, 2020. 326 с.

Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. Территориальная идентичность как основание проектирования устойчивых региональных туристских кластеров // Региональные исследования. 2019. №1. С. 118–129.

Меррилл Р. Скорость доверия. То, что меняет все. М.: Альпина Паблишер, 2014. 455 с.

Молчанов И.Н. Проблемы формирования и финансирования туристских кластеров в регионах России // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. №1(34) С. 45–57.

Ульянченко Л.А. Модель формализации отношений узловой компании и других участников туристского кластера // Транспортное дело России. 2012. №2 С. 24–26.

Ágnes F., László S. Clusters and Innovation In ecotourism development interdisciplinary // Management Research. 2008. №4. P. 93–109.

Andersson Andersson T et al. Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004. 247 p.

Beni М. do Turismo: Megatendencias do Sector e a Realida de Brasileira. Sao Paulo, 2003. 138 p.

Brakman S., Marrewijk C. Reflections on cluster policies // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. №2(6). P. 217–231.

De Santana Ribeiro L.C., de Lima Andrade J.R. Characterization of tourism clusters in Brazil // Tourism Economics. 2015. №21(5). P. 957–976.

Erkuş-Öztürk H. The role of cluster types and fi rm size in designing the level ofnetwork relations: The experience of the Antalya tourism region // Tourism Management. 2009. №4(30). P. 589–597.

Fornahl D., Hassink R. The life cycle of clusters: A policy perspective. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2017. 328 p.

Goodwin H. The challenge of overtourism // Responsible Tourism Partnership. 2017. №4. P. 1–19.

Hawkins D.E. Sustainable tourism competitiveness clusters: application to World Heritage sites network development in Indonesia // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2004. №9(3). P. 293–307.

Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand oaks. Sage publications, 2001. 616 p.

Kinderis R., Jucevicius G. Cluster as harmonious co-operation of the business models of wellness tourism members // In Economic Science for Rural Development Conference Proceedings. 2013. №31. P. 1–6.

Malakauskaite A., Navickas V. Relation between the level of clusterization and tourism sector competitiveness // Engineering economics. 2010. №1. P. 60–67.

Monfort M. Competitividad y factorescríticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinosturísticosBenidorm y Peñíscola (Doctoral Dissertation, Universidad de Valência, Espanha, 2000) // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes. 2000. URL: http://www.cervantesvirtual.com/obra/competitividad-y-factores-criticos-de-exito-en-los-destinos-turisticos-mediterraneos-benidorm-y-peniscola--0/ (дата обращения: 19.09.2019).

Morgulis-Yakushev S., Sölvell Ö. Enhancing dynamism in clusters: A model for evaluatingcluster organizations’ bridge-building activities across cluster gaps // Competitiveness Review: An International Business. 2017. №2(27). P. 98–112.

Orsenigo L. Clusters and clustering: stylised facts, issues, and theories. Oxford: Oxford UniversityPress, 2006. 315 p.

Peiró-Signes et al. Effect of tourism clusters on US hotel performance // Cornell Hospitality Quarterly. 2015. №56. С. 155–167.

Roy S., Misra S. New Model on Cluster Competitiveness in Tourism Industry // In In 2012 Third International Conference on Services in Emerging Markets. 2012. №3. P. 158–174.

Stojčić N., Anic I.D., Aralica Z. Do firms in clusters perform better? Lessons from wood-processing industries in new EU member states // Forest Policy and Economics. 2019. №109. P. 1–10.

Taylor P., McRae-Williams P., Lowe J. The determinants of cluster activities in the Australian wine and tourism industries // TourismEconomics. 2007. №13(4). P. 639–656.

Загрузки

Опубликован

2020-07-03

Как цитировать

Кощеев, Д. А., & Исопескуль, О. Ю. (2020). СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА. Географический вестник=Geographical Bulletin, (2), 141–157. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/3278

Выпуск

Раздел

Рекреационная география и туризм