Подходы к идентификации и делимитации хинтерландов морских портов России на примере Новороссийска и Санкт-Петербурга

Авторы

  • Игорь Андреевич Дец Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук

Ключевые слова:

делимитация хинтерланда, морской порт, торгово-экономические связи, компании-экспортёры, конкурентные зоны

Аннотация

Постепенное развитие транспорта значительно усложнило подходы к определению границ хинтерландов морских портов. К настоящему времени идентификация хинтерланда требует всестороннего изучения торгового обмена, реализуемого через морской порт. В условиях отсутствия общедоступных данных по внешнеэкономическим операциям, совершаемым в российских морских портах, для решения поставленной задачи предлагается провести анализ торгово-экономических связей стивидоров морских портов и крупнейших компаний-экспортёров путем выявления общих акционеров, принадлежности к одним холдингам и пр. Дальнейший анализ основных ареалов деятельности компаний-экспортёров позволяет провести делимитацию хинтерландов, а также их типологию в соответствии с поставленной исследовательской задачей.Предложенный подход используется для делимитации хинтерландов Новороссийского и Санкт-Петербургского морских портов, которые характеризовались значительным пересечением конкурентных зон не только в европейской части страны, но и в Сибири. При этом также отмечается смещение границ в соответствии с отличиями в специализации указанных портов: наличие значительного лесного экспорта Санкт-Петербургского порта и зернового экспорта порта Новороссийска. Наряду с этим выявлено влияние на хинтерланды портов целенаправленной политики по переводу экспортных грузов из зарубежных в российские порты. doi 10.17072/2079-7877-2017-4-60-68Поступила в редакцию: 02.02.2017

Биография автора

Игорь Андреевич Дец, Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук

кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории экономической и социальной географии

Библиографические ссылки

Дмитриев А. Логистический потенциал и перспективы развития портов-хабов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. C. 55–59.

Дятел Т. Стивидорные компании снижают прибыли // Газета «Коммерсантъ С-Петербург». 2013. № 211. C. 13.

Ермакова Н.А. Опыт классификации хинтерландов морских портово-промышленных комплексов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 3. C. 57–63.

Зеленов Н.Н., Клименко В.В. Изменение роли порта в современных условиях // Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 3 (44). C. 47–56.

Никулина С.В. Факторы конкурентоспособности международных морских портов // Экономика и управление. 2011. № 5 (67). C. 141–143.

Шарыгин М.Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве Российской Федерации // Географический вестник. 2014. № 4 (31). C. 22–28.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. // Официальный сайт Росстата (Федеральной службы государственной статистики). URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2015/region/reg-pok15.pdf (дата обращения: 08.08.2016).

Социально-экономическое развитие приморских территорий Европейской части России: факторы, тренды, модели / под ред. А.Г. Дружинина. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 236 c.

РБК 500: Крупнейшие компании России // РБК. URL: http://www.rbc.ru/rbc500/ (дата обращения: 21.01.2017).

Грузооборот морских портов России за 2014 г. // Ассоциация морских торговых портов. URL: http://www.morport.com/rus/news/document1559.shtml (дата обращения: 01.09.2016).

Загрузки

Опубликован

2018-01-09

Как цитировать

Дец, И. А. (2018). Подходы к идентификации и делимитации хинтерландов морских портов России на примере Новороссийска и Санкт-Петербурга. Географический вестник=Geographical Bulletin, (4). извлечено от https://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/1230

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география