ЕСТЬ ЛИ ДОМ У ЛЕШЕГО? (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Ключевые слова:
славянская демонология, леший, дом, Пермский крайАннотация
Статья посвящена рассмотрению зафиксированных на территории Пермского края народных представлений о местах обитания лешего и сопоставлению этих представлений с общеславянскими. В качестве материалов, описывающих пермскую традицию, взяты тексты, находящиеся фольклорном и диалектологическом архивах ПГНИУ и в сборниках несказочной прозы Пермского края. В качестве материалов, представляющих славянскую традицию, использованы данные словаря «Славянские древности». Проведенное исследование позволило установить, что ряд представлений, зафиксированных в Пермском крае, является отражением общеславянских верований (так, славянский (и пермский) леший живет в лесу, может появляться в поле, на покосе, на болотине, на перекрестке дорог, а также имеет «любимые» лесные тропы; он нередко заходит в охотничьи избушки). К специфическим пермским мотивам можно отнести представления о наличии у лешего трехстенной избы, а также о том, что леший приходит в дом к деревенским специалистам (охотникам, пастухам) и гостит у них (более типичным для общеславянской традиции является поход деревенского специалиста в лес и заключение магического договора с духом-«хозяином» на его территории).Загрузки
Опубликован
16.10.2023
Как цитировать
Гранова М.А. (2023). ЕСТЬ ЛИ ДОМ У ЛЕШЕГО? (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ). Филология в XXI веке, (1), 142–149. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/fXXI/article/view/8216
Выпуск
Раздел
Статьи