ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ И ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ ИЗОМОРФИЗМ

Авторы

  • Михаил Владимирович Грабевник Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН https://orcid.org/0000-0002-3321-7519

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-1-29-40

Ключевые слова:

политико-территориальная гетерогенность; институциональный изоморфизм; институциональные реформы; деволюция; Соединенное Королевство; Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс

Аннотация

Управление политико-территориальной гетерогенностью в рамках национальных государств может осуществляться посредством институциональных реформ различного характера. Такие реформы конструируют новые институциональные схемы (институциональные новации), но чаще всего проявляют определенную степень заимствования уже известных институциональных практик (институциональные заимствования). Представленное в настоящей статье исследование нацелено на анализ институциональных реформ в Соединенном Королевстве по поддержанию политико-территориальной целостности (в отношении региональных автономий Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса) в современный деволюционный период (1998–2023 гг.). Используя теорию институционального изоморфизма П. Димаджио и У. Пауэлла в качестве методологической рамки и основываясь на материалах нормативно-правовой базы (в том числе стенограммах парламентских заседаний), автор указывает на наличие двух ключевых институциональных механизмов в процессах управления политико-территориальной гетерогенностью в Соединенном Королевстве: институциональные новации (преимущественно в случаях Шотландии и Северной Ирландии) и подражательный институциональный изоморфизм (в случае Уэльса и реже в случае Северной Ирландии). В качестве дополнительного вводится тезис о наличии нормативного институционального изоморфизма в двух проявлениях – референдумах и межправительственных центр-региональных соглашениях.

Биография автора

Михаил Владимирович Грабевник, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН

кандидат политических наук, научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов

Библиографические ссылки

Гаджиев, Х. А. (2016) ‘Политические институты: институциональный и неоинституциональный подход’, Власть, 23 (7), cc. 134–140. [Gadzhiev, Kh. A. (2016) ‘Political Institutions: institutional and neoinstitutional approaches’ [Politiches-kie instituty: institucional'nyj i neoin-stitucional'nyj podhod], Vlast’, 23 (7), pp. 134–140 (In Russ.)].

Грабевник, М. В. (2021) ‘Сила регионалистских партий Соединенного Королевства: концептуализация и измерение’, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 23 (3), cc. 463–478. [Grabevnik, M.V. (2021) ‘Party Strength of Regionalist Par-ties of United Kingdom: Concceptualisa-tion and Measuring’ [Sila regionalistskih partij Soedinennogo Korolevstva: koncep-tualizacija i izmerenie], Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, 23 (3), pp. 463–478 (In Russ.)].

Каракчиев, П. О. (2007) ‘Региональная деволюция в Уэльсе’, Современная Европа, 3 (31), cc. 85–98. [Karakchiev, P.O. (2007) ‘Regional Devolution in Wales’ [Regional'naja devoljucija v Ujel'se], Sov-remennaja Evropa, 3 (31), pp. 85–98 (In Russ.)].

Охошин, О. В. (2023) ‘Новый политический кризис в Северной Ирландии’, Современная Европа, 1(115), cc. 46–58. [Ohoshin, O.V. (2023) ‘New Political Crisis in Northern Ireland’ [Novyj politicheskij krizis v Severnoj Irlandii], Sovremennaja Evropa, 1(115), pp. 46–58 (In Russ.)].

Панов, П. В. (2023) ‘Политико-территориальная гетерогенность, конфликты и институциональные решения: состояние и перспективы развития баз данных для количественных исследований’, Вестник Пермского университета. Политология, 17 (3), сс. 85–95. [Panov, P.V. (2023) ‘Political-Territorial Heterogeneity, Conflicts and Institutional Solutions: the State and Prospects for the Development of Databases for Quantita-tive Research’ [Politiko-territorial'naja geterogennost', konflikty i institucion-al'nye reshenija: sostojanie i perspektivy razvitija baz dannyh dlja kolichestvennyh issledovanij], Vestnik Permskogo universi-teta. Politologija, 17 (3), pp. 85–95. (In Russ.)].

Перегудов, С. П., Семененко, И. С. (2015) ‘Референдум о независимости Шотландии и проблемы британской государствен-ности’, Мировая экономика и между-народные отношения, 3, cc. 64-75. [Per-egudov, S.P., Semenenko, I.S. (2015) ‘Scottish Referendum and Future of Brit-ish State’ [Referendum o nezavisimosti Shotlandii i problemy britanskoj gosudar-stvennosti], Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, 3, pp. 64-75 (In Russ.)].

Bulmer S., Burch M., Carter C., Hogwood P., Scott A. (2002) British Devolution and European Policy Making. Transforming Britain into Multi-level Governance, Pal-grave MacMillan.

Burnham, J. (2017) ‘Fragmentation and Central Control: Competing Forces in a Disunit-ed Kingdom’ in Ruano, J.M. and Profiroiu, M. (eds.) The Palgrave Hand-book of Decentralization in Europe, Houndmills: Palgrave Macmillan, pp. 123–156.

Di Maggio, P., Powell, W. (1983) ‘The Iron Cage Revisted: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields’, American Sociological Review, 48, pp. 147–160.

Identity and Language (Northern Ireland) Act 2022, UK Public General Acts, 2022, c. 45.

Gamble, A. (2006) ‘The Constitutional Revolution in the United Kingdom’, Publius: The Journal of Federalism, 36 (1), pp. 19–35.

Government of Wales Act 1998, UK Public General Acts, 1998, p. 38.

Government of Wales Act 2006, UK Public General Acts, 2006, p. 32.

Hooghe, L., Marks, G., Schakel, A., Osterkatz, S., Niedzwiecki, S., Shair-Rosenfield, S. (2016) Measuring Regional Authority. Ox-ford: Ox-ford University Press.

Murphy, M., Evershed, J. (2021) ‘Contesting sovereignty and borders: Northern Ireland, devolution and the Union’, Territory, Politics, Governance, 10 (5), pp. 661–677.

Northern Ireland Act 1998, UK Public General Acts, 1998, p. 47.

Northern Ireland Act 2009, UK Public General Acts, 2009, p. 3.

Northern Ireland (St Andrews Agreement) Act 2006, UK Public General Acts, 2006, p. 53.

Lehmann, P., Franzmann, S., Burst, T., Regel, S., Riethmüller, F., Volkens, A., Weßels, B., Zehnter, L. (2023) The Manifesto Da-ta Collection. Manifesto Project (MRG/CMP/MARPOR). Version 2023a. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung (WZB), Göttingen: Insti-tut für Demokratieforschung (IfDem).

Sambanis, N., Germann, M., Schädel, A. (2018) ‘SDM: A New Data Set on Self-Determination Movements with an Ap-plication to the Reputa-tional Theory of Conflict’, Journal of Conflict Resolution, 62 (3), pp. 656‒686.

Scotland Act 1998, UK Public General Acts, 1998, p. 46.

Scotland Act 2012, UK Public General Acts, 2012, p. 11.

Scotland Act 2016, UK Public General Acts: 2016, p. 11.

Shair-Rosenfield S., Schakel A. H., Niedzwiecki S. et al. (2021) ‘Language difference and regional authority’, Regional and Federal Studies, 31 (1), pp. 73–97.

The Agreement between the United Kingdom Government and the Scottish Government on a referendum on independence for Scotland, Edinburgh, 2012.

The Belfast Agreement: An Agreement Reached at the MultiParty Talks on Northern Ireland. Secretary State for Northern Ireland, 1998, Cm 3883.

Wales Act 2014, UK Public General Acts, 2014, p. 29.

Wales Act 2017, UK Public General Acts, 2017, p. 4.

Welsh Language Act 1993, UK Public General Acts, 1993, p. 38.

Загрузки

Опубликован

2024-04-12

Как цитировать

Грабевник, М. В. (2024). ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ И ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ ИЗОМОРФИЗМ . Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 18(1). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-1-29-40

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии