КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ БИЗНЕСМЕНАМИ И ГЛАВАМИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: РОЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы

  • Денис Александрович Стремоухов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Санкт-Петербург https://orcid.org/0000-0002-2515-0844

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-3-21-32%20

Ключевые слова:

недемократическая политика; политическая активность бизнеса; идентичность; региональные элиты; региональная политика; российские регионы; российская политика

Аннотация

Рассмотрена возможность применения теорий идентичности и конструктивистского подхода к объяснению элитных взаимодействий в недемократических политических режимах на примере открытых конфликтов между российскими региональными бизнесменами и главами субъектов Российской Федерации. В условиях слабой защищенности прав собственности инициирование конфликтов с властями зачастую угрожает существованию бизнеса и ставит под вопрос возможность извлечения материальных выгод из занимаемых предпринимателями властных позиций. Такие решения противоречат предсказаниям моделей недемократической политики и политической активности бизнеса, основанных на теории рационального выбора. Исследована возможность применения концепта идентичности к объяснению этого феномена. Руководствуясь методологическими рекомендациями по изучению эффектов нематериальных факторов на политические исходы, на основе анализа материалов СМИ, экспертных интервью и интервью с участниками конфликтов показано, что предписывать акторам фиксированные мотивации (например, максимизацию прибыли или ренты) может быть контрпродуктивно для теоретического понимания элитных взаимодействий. Идентичности членов элиты, которые формируются в контексте пересечения политической и экономической сфер, расположены к целеполаганию, противоречащему допущениям доминирующих теоретических подходов о максимизации ренты / прибыли как основной цели политически активных предпринимателей. 

Биография автора

Денис Александрович Стремоухов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Санкт-Петербург

старший преподаватель, Департамент политологии и международных отношений, Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения

Библиографические ссылки

Барсукова, С. Ю., Денисова-Шмидт, Е. В. (2020) ‘«Политические инвестиции» бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампа-нии’, Полис. Политические исследова-ния, 3(10), cc. 110‒125, DOI: 10.17976/jpps/2020.03.08. [Barsukova, S. Yu., Den-isova-Shmidt, E.V. (2020) ‘Political In-vestment of Business in Russia or Why Business Donates to Electoral Cam-paigns’ [“Politicheskie investitsii” biznesa v Rossii, ili pochemu biznes fi-nansiruet izbiratel'nye kampanii], Polis. Political Studies, 3, pр. 110‒125. (In Russ.)].

Расторгуев, С. (2012) ‘Инкумбенты-бизнесмены в областной законодательной власти в ЦФО в 2000‒2011 гг.’, Полис. Политические исследования, 4, cc. 117–125. [Rastorguyev, S. (2012) ‘In-cumbent Businesspeople in the Oblast’ Legislative Power in 2000-2011’ [Inkumbenty-biznesmeny v oblastnoi za-konodatel'noi vlasti v TsFO v 2000-2011 gg.]. Polis. Political Studies, 4, pр. 117‒125. (In Russ.)].

Сакаева, М. М. (2012) ‘Парламент как «окно возможностей»: исследование поведения предпринимателей с депутатским мандатом в ходе реализации рыночных интересов’, Экономическая социология, 13(3), cc. 96‒122. [Sakaeva, M. M. (2012) ‘Parliament as a Window of Op-portunity: Research on the Behaviour of Entrepreneurs with a Deputy Mandate in the Course of Market Interests Realiza-tion’ [Parlament kak «okno vozmozhnostei»: issledovanie povedeniya predprini-matelei s deputatskim mandatom v khode realizatsii rynochnykh interesov], Eco-nomic Sociology, 13(3), рp. 96‒122. (In Russ.)].

Сакаева, М. М. (2015) Бизнесмены в органах законодательной власти: использование депутатского статуса в предпринимательской деятельности. Дисс. … канд. соц. наук. Москва. [Sakaeva,M.M. (2015) Businesspeople in the Legislative Bodies: The Use of a Deputy Status in the Entrepreneurial Activity [Biznesmeny v organakh zakonodatel'noi vlasti: ispol'zovanie deputatskogo statusa v predprinimatel'skoi deyatel'nosti]. PhD. diss. Moscow. (In Russ.).].

Сакаева, М. М. (2019) ‘«Черный лебедь» и другие правила повседневной легальности в малом бизнесе: сравнительный анализ «рядовых» и политически аффилированных предпринимателей’, Laborato-rium: журнал социальных исследований, 11(1), cc. 31‒56. [Sakaeva, M. M. (2019) ‘A “Black Swan” and Other Rules of Everyday Legality in Small Business: A Comparative Analysis of “Ordinary” and Politically Affiliated Entrepreneurs’ [«Chernyi lebed'» i drugie pravila pov-sednevnoi legal'nosti v malom biznese: sravnitel'nyi analiz «ryadovykh» i politicheski affilirovannykh predprini-matelei], Laboratorium: zhurnal sotsi-al’nykh issledovaniy, 11(1), рp. 31‒56. (In Russ.)].

Чирикова, А. Е., Ледяев, В. Г. (2014) ‘Локальные элиты в малых российских городах: формальные и неформальные ресурсы власти’, Pro nunc, 1(13), cc. 129‒162. [Chirikova, A. E., Ledyaev, V. G. (2014) ‘Local Elites in Russian Small Towns: Formal and Informal Power Re-sources’ [Lokal'nye elity v malykh rossi-iskikh gorodakh: formal'nye i neformal'nye resursy vlasti’], Pro nunc, 1(13), рp. 129‒162. (In Russ.)].

Чирикова, А. Е., Ледяев, В. Г., Сельцер, Д. Г. (2014) ‘Власть в малом российском городе: конфигурация и взаимодействие основных акторов’, Полис. Политические исследования, 2, cc. 88‒105, DOI: 10.17976/jpps/2014.02.07. [Chirikova, A. E., Ledyaev, V. G., Seltser, D. G. (2014) ‘Power in a Russian Small Town: Con-stellation of Main Actors and Their Inter-action’ [Vlast' v malom rossiiskom go-rode: konfiguratsiya i vzaimodeistvie os-novnykh aktorov], Polis. Political Stud-ies, 2, pp. 88‒105. (In Russ.)].

Ashforth, B. E., Schinoff, B. S. (2016) ‘Identity Under Construction: How Individuals Come to Define Themselves in Organiza-tions’, Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 3(1), pр. 111‒137, DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-041015-062322.

Buehler, M., Ayari, M. (2018) ‘The Autocrat’s Advisors: Opening the Black Box of Ruling Coalitions in Tunisia’s Authoritarian Regime’, Political Research Quarter-ly, 71(2), рp. 330‒346, DOI: 10.1177/1065912917735400.

Brubaker, R., Cooper, F. (2000) ‘Beyond "Identity"’, Theory and Society, 29(1), рp. 1‒47, DOI: 10.1023/A:1007068714468.

Burke, P. J., Stets, J. E. (2009) Identity Theory. Oxford: Oxford University Press, DOI:10.1093/acprof:oso/9780195388275.001.0001.

Gecas, V. (1991) ‘The Self-Concept as a Basis for a Theory of Motivation’ in: J. A. Howard, P. L. Callero (eds.) The Self-Society Dynamic: Cognition, Emotion, and Action. Cambridge: Cambridge University Press, pр. 171‒187. DOI: 10.1017/CBO9780511527722.010.

Gehlbach, S., Sonin, K., Svolik, M. W. (2016) ‘Formal Models of Nondemocratic Politics’, Annual Review of Political Sci-ence, 19(1), pр. 565‒584. DOI: 10.1146/annurev-polisci-042114-014927.

Hitlin, S. (2003) ‘Values as the Core of Personal Identity: Drawing Links Between Two Theories of Self’, Social Psychology Quarterly, 66(6), рp. 118‒137, DOI: 10.2307/1519843.

Jones, C. (2015) ‘Seeing Like an Autocrat: Liber-al Social Engineering in an Illiberal State’, Perspectives on Politics, 13(1), pр. 24‒41, DOI: 10.1017/S1537592714003119.

Lux, S. T., Crook, T. R., Woehr, D. J. (2011) ‘Mixing Business with Politics: A Meta-Analysis of the Antecedents and Out-comes of Corporate Political Activity’, Journal of Management, 37(1), pр. 223‒247, DOI: 10.1177/0149206310392233.

March, J. G., Olsen, J. P. (1996) ‘Institutional Perspective on Political Institu-tions’, Governance, 9(3), pр. 247‒264, DOI: 10.1111/j.14680491.1996.tb00242.x

Nowell, L. S., Norris, J. M., White, D. E., Moules, N. J. ‘Thematic Analysis: Striv-ing to Meet the Trustworthiness Crite-ria’, International Journal of Qualitative Methods, 16(1). DOI: 10.1177/1609406917733847.

Stets, J. E., Burke, P. J. (2014) ‘Emotions and Identity Nonverification’, Social Psychol-ogy Quarterly, 77(4), pр. 387‒410, DOI:10.1177%2F0190272514533708.

Svolik, M. (2012) The Politics of Authoritarian Rule. Cambridge: Cambridge University Press, DOI:10.1017/CBO9781139176040.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

Стремоухов, Д. А. (2023). КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ БИЗНЕСМЕНАМИ И ГЛАВАМИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: РОЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 17(3). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-3-21-32

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии