ХУДОЖНИК В ПОЛИТИКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-82-90

Ключевые слова:

политическое лидерство; национальное движение; национальный герой; интеллигенция; региональный лидер; политика памяти; идентичность; «гений места»; Горный Алтай; Г. И. Чорос-Гуркин

Аннотация

Показано, как образ интеллигента, имевшего опыт «хождения во власть», используется в политике памяти, охарактеризованы факторы становления его в качестве ключевого персонажа, «знаковой фигуры», которая способствует формированию этнической и территориальной идентичности в Республике Алтай. Авторы статьи описывают этот процесс на примере судьбы известного алтайского художника Г. И. Чорос-Гуркина и становления его как общественно-политического деятеля. В качестве источников использованы нормативно-правовые документы, материалы архивных фондов, публикации в средствах массовой информации и др. Выявлены существенные трансформации образа Г.И. Чорос-Гуркина. Он был известен как талантливый художник, ученик И.И. Шишкина, лидер национального движения и председатель Алтайской Горной думы (1918 г.), а затем (после того как был репрессирован в 1937 г.) – как «враг народа» и «предатель». Долгое время, даже после реабилитации (1956 г.), его имя фактически замалчивалось. Однако с конца 1980-х гг. его образ как политика стремительно возрождается. Теперь это не только «национальный герой» и «гений места», но и «основатель алтайской государственности».

Биографии авторов

Юрий Георгиевич Чернышов, Алтайский государственный университет

д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений

Анна Дмитриевна Дерендяева, Алтайский государственный университет

к.и.н., ассистент кафедры всеобщей истории и международных отношений

Библиографические ссылки

Гордиенко, П. Я. (1994) Ойротия. Горно-Алтайск: «Ак-Чечек». [Gordienko, P. Ya. (1994) Oirotia [Ojrotiya]. Gorno-Altajsk: Ak-Chechek. (In Russ.)].

Данилин, А. Г. (1993) Бурханизм. Из истории национально-освободительного движения. Горно-Алтайск: «Ак-Чечек». [Danilin, A. G. (1993) Burkhanism. From the history of the National Liberation movement [Burkhanizm. Iz istorii natsional'no-osvoboditel'nogo dvizheni-ya]. Gorno-Altajsk: «Ak-Chechek». (In Russ.)].

Демидов, В. А. (1990) Народы Сибири: на путях интернационализма, Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. [Demidov, V. A. (1990) The Peoples of Siberia: on the path of internationalism [Narody` Sibiri: na putyakh internacionalizma]. Novosibirsk: Izd-vo Novosib. un-ta. (In Russ.)].

Еркинова, Р. М. (2000) ‘Я сын Алтая: основ-ные вехи жизни Г. И. Чорос-Гуркина (фактическая канва)’, Наука, культура, образование, 6/7, сс. 9‒10. [Erkinova, R. M. (2000) ‘I am the son of Altai: the main milestones of G.I. Choros-Gurkin's life (the actual outline)’ [Ya sy`n Altaya: osnovny`e vehi zhizni G.I. Choros-Gurkina (fakticheskaya kanva)], Nauka, kul`tura, obrazovanie, 6/7, pp. 9‒10. (In Russ.)].

Ефремов, И. А. (1944) Озеро Горных духов, Москва: Молодая гвардия. [Efremov, I. A. (1944) Lake of Mountain Spirits [Ozero Gornykh dukhov]. Moscow: Molodaya gvardiya. (In Russ.)].

Кудинов, И. П. (1997) ‘Каракорум’, Барнаул, 1/2, сс. 7‒62. [Kudinov, I. P. (1997) ‘Karakorum’ [Karakorum], Barnaul, 1/2, pp. 7‒62. (In Russ.)].

Михайлов, Д. А. (2008) ‘Образ Г.И. Гуркина как элемент национального самосознания алтайцев’, Общество и этнополитика, сс. 251‒258. [Mikhailov, D. A. (2008) ‘The image of G.I. Gurkin as an element of the national consciousness of the Altaians’ [Obraz G.I. Gurkina kak e`lement nacional`nogo samosoznaniya altajcev], Obshhestvo i e`tnopolitika, pp. 251‒258. (In Russ.)].

Михайлов, Д. А. (2015) ‘Сибирское областничество и зарождение алтайского национализма’, Этнографическое обозрение, 6, сс. 68‒85. [Mikhailov, D. A. (2015) ‘Siberian regionalism and the origin of Altai nationalism’ [Sibirskoe oblastnichestvo i zarozhdenie altajskogo nacional-izma], E`tnograficheskoe obozrenie, 6, pp. 68‒85. (In Russ.)].

Михайлов, Д. А. (2016) ‘Идеологема возрождения и конструирование алтайских национализмов’, Антропологический форум, 31, сс. 63‒85. [Mikhailov, D. A. (2016) ‘The ideologeme of revival and the construction of Altaic nationalisms’ [Ideologema vozrozhdeniya i konstruiro-vanie altaiskikh natsionalizmov], Antrop-ologicheskij forum, 31, pp. 63‒85. (In Russ.)].

Муканова, Т. (2020) ‘Художник Григорий Чорос-Гуркин’, Простор, 12, сс. 168‒182. [Mukanova, T. (2020) ‘Artist Grigory Choros-Gurkin’ [Khudozhnik Grigorii Choros-Gurkin], Prostor, 12, pp. 168‒182. (In Russ.)].

Пахаев, С. Я. (1993) Штрихи к политической биографии Г.И. Чорос-Гуркина. Горно-Алтайск-Анос. [Pakhaev, S. Ya. (1993) Strokes to the political biography of G.I. Choros-Gurkin [Shtrihi k politicheskoj biografii G.I. Choros-Gurkina]. Gorno-Altajsk-Anos. (In Russ.)].

Самушкина, Е. В. (2018) ‘Этнонациональная элита Горного Алтая: проблема формирования исторической памяти аборигенного сообщества (1917‒1918 гг.)’, Грамота, 12 (98), сс. 263‒267. [Samu-shkina, E. V. (2018) ‘The ethnonational elite of the Altai Mountains: the problem of forming the historical memory of the aboriginal community (1917‒1918)’ [E`tnonacional`naya e`lita Gornogo Altaya: problema formirovaniya is-toricheskoj pamyati aborigennogo soob-shhestva], Gramota, 12 (98), pp. 263‒267. (In Russ.)].

Самыкова, И. В. (2018) ‘Художник и революция (общественно-политическая деятельность Г. И. Чорос-Гуркина)’, Вест-ник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, 2. сс. 159‒164. [Samykova, I. V. (2018) ‘The Artist and the Revolu-tion (socio-political activity of G. I. Choros-Gurkin)’ [Khudozhnik i revoly-utsiya (obshhestvenno-politicheskaya deyatel`nost` G. I. Choros-Gurkina)], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta. Politologiya. Mezhdunarodny`e otnosheniya, 2, pp. 159‒164. (In Russ.)].

Тадина, Н. А. (2018) ‘Памятник Чорос-Гуркину как символ потестарной идеи «Ой-рот»’, Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье, 13, сс. 294‒297. [Tadina, N. A. (2018) 'Mon-ument to Choros-Gurkin as a symbol of the potestar idea «Oirot»’ [Pamyatnik Choros-Gurkinu kak simvol potestarnoj idei «Ojrot»], Polevye issledovaniya na Altae, v Priirtysh'e i Verkhnem Priob'e, 13, pp. 294‒297. (In Russ.)].

Фадеева, Л. А. (2012) Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. Москва: Новый Хронограф. [Fadeeva, L. A. (2012) Who are we? The Intelligentsia in the struggle for identity [Kto my? Intelli-genciya v bor'be za identichnost']. Moscow: Novy`j Khronograf. (In Russ.)].

Чернышов, Ю. Г. (1988) ‘Интеллигенция и власть: одна из «вечных» тем истории’, Дневник Алтайской школы политических исследований, 5, сс. 3‒19. [Cher-nyshov, Yu. G. (1988) 'Intelligentsia and Power: One of the "eternal" themes of history' [Intelligentsiya i vlast': odna iz «vechnykh» tem istorii], Dnevnik Altais-koi shkoly politicheskikh issledovanii, pp. 3‒19. (In Russ.)].

Шастина, Т. П. (2015) ‘Г. И. Чорос-Гуркин: от образа современника – к genius loci в литературе XX в. Статья II’, Мир науки, культуры, образования, 5 (55), сс. 377‒380. [Shastina, T. P. (2015) ‘G. I. Choros-Gurkin: from an image of a con-temporary to genius loci in literature of XX century. The article II’ [G. I. Choros-Gurkin: ot obraza sovremennika – k ge-nius loci v literature XX veka. Stat'ya II], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 5(55), pp. 377‒380. (In Russ.)].

Шастина, Т. П. (ред.) (2019) Г. И. Гуркин и Горный Алтай – гений и место: антология. Горно-Алтайск: Алтын-Туу. [Shastina, T. P. (eds.) (2019) G. I. Gurkin and the Altai Mountains – genius and place: anthology [G. I. Gurkin i Gornyi Altai – genii i mesto: antologiya]. Gorno-Altaysk: Altyn-Tuu. (In Russ.)].

Шерстова, Л. И. (2020) ‘Предпосылки и факторы формирования Алтайской (Ойротской) государственности’, Г. И. Чорос-Гуркин и современность, сс. 114‒121. [Sherstova, L. I. (2020) ‘Prerequisites and factors of formation of Altai (Oirot) statehood’ [Predposylki i faktory formiro-vaniya Altajskoj (Ojrotskoj) gosudar-stvennosti], G. I. Choros-Gurkin i sov-remennost', pp. 114‒121. (In Russ.)].

Эдоков, В. И. (1984) Мастер из Аноса. Барнаул: Алт. кн. изд-во. [Edokov, V. I. (1984) The Master from Anos [Master iz Anosa]. Barnaul: Alt. kn. izd-vo. (In Russ.)].

Эдоков, В. И. (1994) Возвращение мастера. Горно-Алтайск: Чаптыган. [Edokov, V. I. (1994) The Return of the Master [Vozvrashchenie mastera]. Gorno-Altajsk: Chapty`gan. (In Russ.)].

Balzer, М. М. (2015) ‘Art, Identity and Ethnicity: Republics of Kalmykia, Buryatia, Altai, and Sakha (Yakutia)’, Anthropology & Archeology of Eurasia, 3, pp. 2‒5.

Chernyshov, Yu. G., Derendyaeva, A. D., Isakova, S. N., Ulyanov, P. V. (2023) ‘Ivan Polzunov and Grigory Choros-Gurkin as Significant Figures for the Image of the Region in the History of Altai’, Bylye Gody, 18(1), pp. 64‒75. DOI: 10.13187/bg.2023.1.64.

Rozwadowski, A. (2021) ‘Being in Cosmos: Ser-gei Dykov’s Visual Exploration of the Spirit of Altai’, Religions, 6, p. 405.

Toraman, A. (2018) ‘Altay Türklerinin İlk Sanat Okulu Ve Çoros-Gurkin’, Uluslararası Türk Kültür Coğrafyasında Sosyal Bilim-ler Dergisi, 1, pp. 121‒128.

Загрузки

Опубликован

2023-07-13

Как цитировать

Чернышов, Ю. Г., & Дерендяева, А. Д. (2023). ХУДОЖНИК В ПОЛИТИКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 17(2). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-82-90

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии