ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-48-59

Ключевые слова:

доверие; органы власти; инициативное бюджетирование; местные инициативы

Аннотация

Анализируются возможности использования механизма инициативного бюджетирования через оценку готовности населения к участию в данных практиках. В фокусе внимания исследователей оценка доверия населения к деятельности органов власти как предиктора формирования их готовности к софинансированию проектов инициативного бюджетирования. Ведущим методом исследования выбран анкетный опрос населения (N=447). Результаты исследования иллюстрируют достаточно низкий интерес общественности к личному участию в практиках инициативного бюджетирования (64,0% не готовы вкладывать свои средства в проекты развития местных сообществ). Респонденты признают актуальность обращения к механизму софинансирования, только в случае, если он затрагивает их индивидуальные интересы (40,4% ‒ «да, если проблема стоит остро и касается меня (моей семьи) лично»). В ходе исследования было установлено, что каждый третий житель не удовлетворен деятельностью органов местного самоуправления в целом, наиболее негативные оценки были получены по показателю обеспечения прозрачности использования бюджетных средств (46,1%). Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне доверия к власти в вопросах расходования средств муниципального бюджета, при этом недостаточность ресурса доверия лимитирует готовность жителей вкладывать финансовые средства в развитие территории. Делается вывод, что отсутствие у общественности уверенности в том, что органы местного самоуправления ориентированы на интересы жителей и поддержку местных инициатив будет снижать готовность к участию в практиках реализации проектов софинансирования. Делается заключение, что низкий уровень осведомленности граждан о практиках инициативного бюджетирования усугубляет проблемы низкого уровня доверия населения к финансовой деятельности органов власти, снижает удовлетворенность эффективностью реализации контрольно-бюджетных функций.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Рогач, Финансовый университет при Правительстве РФ

кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии

Елена Викторовна Фролова, Финансовый университет при Правительстве РФ

доктор социологических наук, профессор Департамента социологии

Библиографические ссылки

Александрова, О. А. (2019) ‘Обеспечение атмосферы доверия как условие экономического развития’, Экономическое возрождение России, 3 (61), сс. 71–81. [Aleksandrova, O. A. (2019) ‘Ensuring an atmosphere of trust as a condition for economic development’ [Obespecheniye atmosfery doveriya kak usloviye ekonomicheskogo razvitiya], Economic revival of Russia, 3 (61), pр. 71–81. (In Russ.)].

Вагин, В. В., Гаврилова, Н. В. (2017) ‘Методология оценки программ и практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации’, Финансовая аналитика: проблемы и решения, 10 (12), сс. 1393–1406. [Vagin, V. V., Gav-rilova, N. V. (2017) ‘Methodology for evaluating programs and practices of ini-tiative budgeting in the constituent enti-ties of the Russian Federation’ [Metod-ologiya otsenki programm i praktik init-siativnogo byudzhetirovaniya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii], Fi-nancial Analytics: Problems and Solu-tions, 10 (12), pр. 1393–1406. (In Russ.)]. DOI: 10.24891/fa.10.12.1393.

Ильичева, Л. Е., Кондрашов, А. О., Лапин, А. В. (2021) ‘Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2, сс. 162–185. [Ilyiche-va, L. E., Kondrashov, A. O., Lapin, A. V. (2021). ‘Trust as a bridge over the abyss of uncertainty between government and society’ [Doveriye kak most nad propast'yu neuverennosti mezhdu vlast'yu i obshchestvom], Public opinion monitoring: economic and social changes, 2, pр. 162–185. (In Russ.)]. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1917.

Константин, В. В., Соколов, И. А. (2022) ‘Перспективы и условия востребованности инициативного бюджетирования в Рос-сии’, Экономическая политика, 17 (2), сс. 34–61. [Konstantin, V. V., Sokolov, I. A. (2022) ‘Prospects and conditions for the demand for initiative budgeting in Russia’ [Perspektivy i usloviya vostrebo-vannosti initsiativnogo byudzhetirovani-ya v Rossii], Economic policy, 17 (2), pp. 34–61. (In Russ.)]. DOI: 10.18288/1994-5124-2022-2-34-61.

Майкова, Э. Ю., Симонова, Е. В. (2014) ‘Гражданское участие населения как фактор развития местного самоуправления в российских муниципальных образованиях’, Власть, 22 (1), сс. 90–94. [Maykova, E. Yu., Simonova, E. V. (2014) ‘Civil participation of the popula-tion as a factor in the development of lo-cal self-government in Russian munici-palities [Grazhdanskoye uchastiye nase-leniya kak faktor razvitiya mestnogo samoupravleniya v rossiyskikh munitsi-pal'nykh obrazovaniyakh], Power, 22 (1), pp. 90–94. (In Russ.)].

Малкина, М. Ю., Овчинников, В. Н., Холодилин, К. А. (2020) ‘Институциональные факторы политического доверия в со-временной России’, Журнал институциональных исследований, 12 (4), сс. 77–93. [Malkina, M. Yu., Ovchinnikov, V. N., Kholodilin, K. A. (2020) ‘Institu-tional Factors of Political Trust in Con-temporary Russia’ [Institutsional'nyye faktory politicheskogo doveriya v sov-remennoy Rossii’], Journal of Institution-al Studies, 12(4), pp. 77–93. (In Russ.)]. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.077-093.

Медведева, Н. В. (2018) ‘Участие бизнеса в социальном развитии территории: ограничения и возможности’, Вопросы экономики, 6, сс. 126–132. [Medvedeva, N. V. (2018) ‘Business Participation in the Social Development of the Territory: Limitations and Opportunities’ [Uchastiye biznesa v sotsial'nom razvitii territorii: ogranicheniya i vozmozhnosti], Issues of Economics, 6, pp. 126–132. (In Russ.)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-6-126-132.

Медведева, Н. В., Фролова, Е. В., Рогач, О. В. (2021) ‘Взаимодействие и перспективы партнерства территориального обще-ственного самоуправления с местной властью’, Социологические исследования, 10, сс. 132–137. [Medvedeva, N. V., Frolova, E. V., Rogach, O. V. (2021) ‘In-teraction and prospects for partnership of territorial public self-government with local authorities’ [Vzaimodeystviye i per-spektivy partnerstva territorial'nogo ob-shchestvennogo samoupravleniya s mestnoy vlast'yu], Sociological research, 10, рp. 132–137. (In Russ.)]. DOI: 10. 31857/S013216250015275-5.

Подгорская, С. В., Мирошниченко, Т. А. (2021) ‘Роль механизма партисипаторного бюджетирования в развитии сельских территорий (на примере Ростовской области)’, Мелиорация и гидротехника, 11 (4), сс. 187–206. [Pod-gorskaya, S. V., Miroshnichenko, T. A. (2021) ‘The role of the mechanism of participatory budgeting in the develop-ment of rural areas (on the example of the Rostov region)’ [Rol' mekhanizma partisipatornogo byudzhetirovaniya v razvitii sel'skikh territoriy (na primere Rostovskoy oblasti)], Melioration and hy-draulic engineering, 11 (4), рp. 187–206. (In Russ.)]. DOI: 10.31774/2712-9357-2021-11-4-187-206.

Рогач, О. В., Фролова, Е. В. (2022) ‘Драйверы формирования гражданской активности населения в муниципальных образованиях Российской Федерации’, Ars Administrandi. Искусство управления, 14 (2), сс. 306–326. [Rogach, O. V., Frolova, E. V. (2022) ‘Drivers of the for-mation of civil activity of the population in the municipalities of the Russian Fed-eration’ [Drayvery formirovaniya gra-zhdanskoy aktivnosti naseleniya v muni-tsipal'nykh obrazovaniyakh Rossiyskoy Federatsii], Ars Administrandi. The art of management, 14 (2), рp. 306–326. (In Russ.)]. DOI: 10.17072/2218-9173-2022-2-306-326.

Розанова, Н. Н. (2016) ‘Репутационный капитал власти как ресурс регионального развития’, Вестник государственного и муниципального управления, 3 (22), сс. 63–68. [Rozanova, N. N. (2016). ‘The reputational capital of power as a resource for regional development’ [Repu-tatsionnyy kapital vlasti kak resurs re-gional'nogo razvitiya], Bulletin of State and Municipal Administration, 3 (22), pp. 63–68. (In Russ.)]. DOI: 10.12737/22391.

Сивинцева, О. В., Будник, К. В. (2018) ‘Партисипаторные инструменты в субъектах РФ: самообложение граждан и инициативное бюджетирование’, Ars Administrandi. Искусство управления, 10 (1), сс. 96–127. [Sivintseva, O. V., Budnik, K. V. (2018) ‘Participatory tools in the subjects of the Russian Federation: self-taxation of citizens and initiative budgeting’ [Partisipatornyye instrumenty v sub"yektakh RF: samooblozheniye gra-zhdan i initsiativnoye byudzhetirovani-ye], Ars Administrandi. The Art of Man-agement, 10 (1), pp. 96–127. (In Russ.)]. DOI:10.17072/2218-9173-2018-1-96-127.

Широков, А. Н., Юркова, С. Н. (2018) ‘Изменение подходов к формированию структуры органов местного само-управления’, Эффективное управление как фактор устойчивого развития территории. Сборник материалов межрегионального межвузовского круглого стола, сс. 32–40. [Shirokov, A. N., Yurkova, S. N. (2018). ‘Changing ap-proaches to the formation of the struc-ture of local governments’ [Izmeneniye podkhodov k formirovaniyu struktury or-ganov mestnogo samoupravleniya], Effec-tive management as a factor in the sus-tainable development of the territory. Col-lection of materials of the interregional in-teruniversity round table, pp. 32–40. (In Russ.)].

Шульга, И. Е., Вагин, В. В., Хачатрян, Г. Н. и др. (2017) Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. Москва, 124 с. [Shulga, I. E., Vagin, V. V., Khachatryan, G. N. et al. (2017) Proactive budgeting. Russian experience in the field of citizens' participation in solving is-sues of local importance [Initsiativnoye byudzhetirovaniye. Rossiyskiy opyt v ob-lasti uchastiya grazhdan v reshenii vo-prosov mestnogo znacheniya]. Moscow, 124 p. (In Russ.)].

Burrier, G. (2019) ‘Politics or Technical Criteria? The Determinants of Infrastructure In-vestments in Brazil’, Journal of develop-ment studies, 55 (7), pp. 1436–1454.

Cabannes, Y. (2018) ‘Highlights on some Asian and Russian Participatory Budgeting Pioneers’, International Observatory on Par-ticipatory Democracy, 27 p.

Estrada, L., Bastida, F. (2020) ‘Effective transparency and institutional trust in honduran municipal governments’, Administration & Society, 52 (6), рp. 890–926. DOI: 10.1177/0095399719874346.

Goncalve, S. (2014) ’The Effects of Participatory Budgeting on Municipal Expenditures and Infant Mortality in Brazil’, World Development, (53), pp. 94–110. D0I:10.1016/ j.worlddev.2013.01.009.

Nared, J. (2018) ’Local Self-government Reforms in Slovenia: Discourse on Centrality and Peripherality’, Perspectives on Geograph-ical Marginality, 3, pp. 243–256. DOI 10.1007/978-3-319-59002-8_17.

Загрузки

Опубликован

2023-07-13

Как цитировать

Рогач, О. В., & Фролова, Е. В. (2023). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 17(2). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-48-59

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии