СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-1-5-19

Ключевые слова:

структура онлайн-сообществ; стратификация; политическая коммуникация; социальные медиа; ана-лиз социальных сетей

Аннотация

Представлены результаты исследования структурных особенностей политических сообществ разных типов (неофициальные и официальные) в социальной сети «ВКонтакте». Для сбора данных из политических сообществ, в связи с отсутствием в свободном доступе подходящих инструментов, автором был подготовлен скрипт, позволяющий осуществлять парсинг данных из социальной сети «ВКонтакте» по количеству друзей в сообществе у каждого участника (социальный капитал участников сообщества), а также получить данные по комментариям, оставленным участниками в пабликах. Проведенное исследование позволило охарактеризовать некоторые структурные особенности политических сообществ разных типов и выявить несколько характерных черт. Так, несмотря на изначально разное позиционирование двух типов сообществ, политические сообщества разных типов имеют схожую социальную и коммуникативную структуру, что обусловлено их тематикой и целями. Вместе с тем в неофициальных сообществах отмечается более неравномерное распределение участников: в группах присутствует несколько лидеров, образующих свои кластеры внутри паблика, а также значительно выше число участников, имеющих 1–2 друга в группе или не имеющих друзей вообще («наблюдатели»). При этом официальные паблики обладают высокой плотностью и достаточно высоким коэффициентом кластеризации, что позволяет предположить, что в нужный момент политической активности офлайн данные паблики могут использоваться для организации людей онлайн.

Биография автора

Кристина Львовна Зуйкина, МГУ им. М. В. Ломоносова

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики

Библиографические ссылки

Больц, Н. (2014) Размышления о неравенстве. Анти-Руссо. Москва: Изд. дом НИУ ВШЭ. [Bolz, N. (2014) Thinking about Inequality [Razmyshlenija o neravenstve]. Moskva: Izd. dom NIU VShJe. (In Russ.)].

Бурдье, П. (2002) ‘Формы капитала’, Экономическая социология, 3(5), сс. 60–74. [Bourdieu, P. ‘The forms of capital’ [Formy kapitala], Jekonomicheskaja soci-ologija, 3(5), pр. 60–74. (In Russ.)].

Гигаури, Д. И. (2021) ‘Выборы в Государственную думу 2021: блоги, социальные сети и партийная идентичность в виртуальном пространстве’, Социодинамика, 11. [Gigauri, D. I. (2021) ‘State Duma Elections: blogs, social networks, and party identity in the virtual space’ [Vybory v Gosudarstvennuju Dumu 2021: blogi, social'nye seti i partijnaja identichnost' v virtual'nom prostranstve], Sociodinamika, 11. (In Russ.)].

Зуйкина, К. Л., Соколова, Д. В. (2016) ‘Особенности аудитории поляризованных сообществ «ВКонтакте» в период украинского политического кризиса (2013−2015 гг.)’, Медиаскоп [электронное издание]. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/2163 (дата обращения: 13.11.2022). [Zuykina, K. L., Sokolova, D. V. (2016) ‘Characteristics of the polit-ically polarized groups’ audience on VKontakte during Ukrainian political cri-sis (2013‒2015)’ [Osobennosti auditorii polyarzovannykh soobshchestv «VKon-tak-te» v period ukrainskogo politicheskogo krizisa (2013−2015 gg.)], Mediaskop [online]. Available at: http://www.media-scope.ru/?q=node/2163 (Accessed: 13th November 2022) (In Russ.)].

Иванов, Е. А., Мельников, К. В., Петров, Н. В. (2022) ‘Неформальная структура элитного пространства России. Опыт сете-вого анализа’, Полития, 104, сс. 72–91. [Ivanov, E. A., Melnikov, K. V., Petrov, N. V. (2022) ‘Informal structure of the elite space in Russia. Evidence from net-work analysis’ [Neformal'naja struktura jelitnogo prostranstva Rossii. Opyt setevogo analiza], Politija, 104, pр. 72–91. (In Russ.)].

Канетти, Э. (1960) Масса и власть. Москва: Ad Marginem. [Kanetti E. (1960) Crowds and power [Massa i vlast']. Moskva: Ad Marginem. (In Russ.)].

Колодин, Д. В. (2014) ‘Информационное влияние в социальных сетях в виртуальной реальности’, Вестник Челябинского государственного университета, Сер. Философия. Социология. Культурология, 11 (340), сc. 59–63. [Ko-lodin, D. V. (2014) ‘Informational influ-ence in social networks in virtual reality’ [Informacionnoe vlijanie v social'nyh set-jah v virtual'noj real'nosti], Vestnik Chel-jabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija Filosofija. Sociologija. Kul'turol-ogija, 11 (340), рp. 59–63. (In Russ.)].

Коротков, А. В. (2003) ‘Преодоление цифрового неравенства как информационная стратегия современного общества’: Ав-тореф. дис. ... к.филол.н., Москва. [Korotkov, A. V. (2003) ‘Bridging the digital divide as an information strategy for modern society’ [Preodolenie cifrovogo neravenstva kak informacion-naja strategija sovremennogo obshhest-va]. Avtoref. Diss. (Philology). Moscow (In Russ.).].

Лазуткина, Е. В. (2016) ‘Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы рунета’, Вестник Новосибирского государственного университета, 15 (6), cс. 51–59. [Lazutkina, E. V. ‘Opin-ion leaders in the blogosphere Runet’ [Lidery mnenij v informacionnom pros-transtve blogosfery runeta], Vestnik No-vosibirskogo gosudarstvennogo universi-teta, 15 (6), pр. 51–59. (In Russ.)].

Ловинк, Г. (2019) Критическая история Ин-тернета. Москва: Изд-во Ад Марги-нем. [Lovink, G. (2019) Critical Theory of the Internet [Kriticheskaja istorija in-terneta]. Moscow: Izd-vo Ad Marginem. (In Russ.)].

Мейлахс, П. А., Рыков, Ю. Г. (2015) ‘Онлай-новое сообщество СПИД-диссидентов в социальной сети «ВКонтакте»: структура и риторические стратегии’, в: XV Апрельская международная конференция по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г. Ясин. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ. [Mejlahs, P. A., Rykov, Ju. G. (2015) ‘The online community of AIDS dissi-dents on the VKontakte social network: structure and rhetorical strategies’ [Onla-jnovoe soobshhestvo SPID-dissidentov v social'noj seti «VKontakte»: struktura i ritoricheskie strategii], XV Aprel'skaja mezhdunarodnaja konferencija po prob-lemam razvitija jekonomiki i obshhestva, otv. red. E.G. Jasin. Moscow: Izdatel'skij dom NIU VShJe. (In Russ.)].

Никипорец-Такигава, Г. Ю. (2016) О лидерстве в сетевых социальных движениях. Чебоксары.: Изд-ва PolitBook, ООО «Научно-исследовательский институт общественных и политических наук», 3, сc. 50–65. [Nikiporets-Takigawa, G. Yu. (2016) On the leadership in the net-worked social movements [O liderstve v setevyh social'nyh dvizhenijah], Chebo-ksary.: Izd-va PolitBook, OOO «Nauch-no-issledovatel'skij institut obshhestven-nyh i politicheskih nauk», 3, pр. 50–65. (In Russ.)].

Пырма, Р. В. (2020) ‘Концепции гражданского активизма в цифровом пространстве коммуникаций’, Власть, 2, сс. 74–81. [Pyrma, R. V. (2020) ‘Consepts of civil activism in the digital space of commu-nications’ [Koncepcii grazhdanskogo ak-tivizma v cifrovom prostranstve kommu-nikacij], Vlast', 2, рp. 74–81. (In Russ.)].

Рыков, Ю. Г. (2015) ‘Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ’, Журнал социологии и социальной антропологии, 18(4), cс. 144–156. [Rykov, Ju. G. (2015) ‘Network inequality and the structure of online communities’ [Setevoe neravenstvo i struktura onlajn-soobshhestv], Zhurnal sociologii i so-cial'noj antropologii, 18(4), pр. 144–156. (In Russ.)].

Фомичева, И. Д. (2017) ‘Медийный капитал и его состав’, Медиаскоп [электронное издание]. URL: http://www.mediascope.ru/2294 (дата обращения: 15.11.2022). [Fomichyova, I. D. (2017) ‘Media capital and its structure’ [Mediynyy kapital i ego sostav], Mediaskop [online]. Available at: http://www.mediascope.ru/2294 (Accessed: 15th November 2022)].

Christopoulos, D. C. (2016) ‘The impact of social networks on leadership behavior’, Methodological Innovations, 9, рp. 1–15.

Diani, M. (2003) ‘Networks and Social Movements: A Research Programme’ in: Diani, M., McAdam, D. (eds) Social movements and networks. Relational approaches to collective action. Oxford: Oxford UP, рp. 299–319.

Duvanova, D., Semenov, A., Nikolaev, A. (2015) ‘Do social networks bridge political divides? The analysis of VKontakte social network communication in Ukraine’, Post-Soviet Affairs, 31(3), pр. 224–249.

Fuchs, B., Sornette, D., Thurner, S. (2014) ‘Frac-tal multi-level organisation of human groups in a virtual world’, Scientific Re-ports, 4 [online]. Available at: https://www.nature.com/articles/srep06526#article-info (Accessed: 17th Marth 2020).

Kruikemeier, S., Gattermann, K., Vliegenthart, R. (2018) ‘Understanding the dynamics of politicians’ visibility in traditional and social media’, The Information Society, 34(4), pр. 215–228.

Lanier, J. (2018) Ten Arguments for Deleting Your Social Media Accounts Right Now. Henry Holt and Co., 160 p.

Muller, E., Peres, R. (2015) ‘The effect of social networks structure on innovation per-formance: A review and directions for research’, International Journal of Research in Marketing, 36(1), pр. 3–19.

Ozimek, P. et al. (2017) ‘Materialists on Facebook: The Self-Regulatory Role of Social Comparisons and the Objectification of Facebook friends’, Heliyon, 3(11) [online]. Available at: https://www.sciencedrect.com/science/article/pii/S2405844017317279 (Accessed: 17th April 2022).

Parunak, V. (2005) ‘A survey of environments and mechanisms for human-human stigmergy’, Lecture notes in computer sci-ence, рp. 163–186.

Rossiter, N. (2006) Organized Networks: Media Theory, Creative Labour, New Institu-tions. NAi, 250 p.

Smith, M., Rainie, L., Shneiderman, B., Himelboim, I. (2014) ‘Mapping Twitter Topic Networks: From Polarized Crowds to Community Clusters’, Pew Research Internet Project. [online]. Available at: https://www.pewinternet.org/2014/02/20/mapping-twitter-topic-networks-from-polarized-crowds-to-community-clusters (Accessed: 10th April 2022).

Thuraisingham, B. et al. (2016) Analyzing and Securing Social Networks. CRC Press Taylor & Francis Group, 604 p.

Theocharis, Y., Van Deth, J. (2018) ‘The continuous expansion of citizen participation: a new taxonomy’, European Political Sci-ence Review, 10(1), pр. 139–163.

Weeks, B., Ardèvol-Abreu, A., Gil de Zúñiga, H. (2015) ‘Online Influence? Social Media Use, Opinion Leadership, and Political Persuasion’, International Journal of Pub-lic Opinion Research, 29(2), рp. 214–239.

Winter, S., Neubaum, G. (2016) ‘Examining Characteristics of Opinion Leaders in Social Media: A Motivational Approach’, Social Media + Society, 2(3), pр. 1–12.

Zakharchenko, A. et al. (2019) ‘Under the Conditions of Non-Agenda Ownership: Social Media Users in the 2019 Ukrainian Presi-dential Elections Campaign’, CEUR Workshop Proceedings [online]. Available at: https://clck.ru/r5xMC (Accessed: 10th June 2022).

Загрузки

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Зуйкина, К. Л. (2023). СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 17(1), 5–19. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-1-5-19

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии