ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ГРАЖДАН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ СУЖДЕНИЙ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
Ключевые слова:
цифровые платформы, публичная коммуникация, обыденная эпистемика, аутсорсинг, суждение, эпистемический авторитет, управленческая ментальность, аффордансыАннотация
Исследования влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на сферу публичной коммуникации стали трендом последнего десятилетия. Данная статья направлена на выявление взаимосвязи реляционных качеств цифровых платформ (аффордансов) и процессов формирования суждений в ходе публичной коммуникации по городским проблемам. Для анализа функционирования процесса формирования суждений на цифровых платформах коммуникации власти и граждан нами была разработана новая методология анализа дискурса посредством модификации параметрической модели суждений американского социального психолога А. Круглански и введения шкалы интенсивности ее критериев. В качестве эмпирической базы исследования была использована публичная коммуникация на платформе «Наш Санкт-Петербург», представляющей возможность взаимодействия граждан с органами городской власти. В результате проведенных исследований с использованием дескриптивного и регрессионного анализа, а также визуального обследования данной платформы была обнаружена взаимосвязь доминирования аффордансов, соответствующих «авторитарному» типу управленческой ментальности, и формирования преимущественно информационных суждений по бихевиоральному типу. Также было выявлено, что критерии параметрической модели оказывают разное влияние на формирование определенного типа суждений в рамках публичной коммуникации на цифровых платформах. DOI: 10.17072/2218-1067-2021-2-156-172Библиографические ссылки
Акопов, Г. Л. (2015) Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. Москва: КонРус. [Akopov, G. L. (2015) The In-ternet and Politics. Modernization of the Political System on the Basis of Innovative Political Internet Communications [Inter-net i politika. Modernizacija politicheskoj sistemy na osnove innovacionnyh politicheskih internet-kommunikacij]. Moscow: ConRus (In Russ.)].
Борботько, В. Г. (2019) Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». [Borbotko, V. G. (2019) Principles of Discourse Formation: From Psycholinguistics to Linguosynerget-ics [Principy formirovanija diskursa: Ot psiholingvistiki k lingvosinergetike]. Moscow: Book house ‘Librocom’ (In Russ.)].
Быков, И. А. (2013) Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. Санкт-Петербург: Изд.-во СПГУТД. [Bykov, I. A. (2013) Network Political Communication: Theory, Practice and Research Methods: Monograph [Setevaja politicheskaja kommunikacija: Teorija, praktika i metody issledovanija: monografija]. St Petersburg: Publishing house: SPGUTD (In Russ.)].
Володенков, С. В. (2018) Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. Москва: Проспект. [Vo-lodenkov, S. V. (2018) Internet Communications in the Global Space of Modern Political Governance [Internet-kommunikacii v global'nom prostranstve sovremennogo politicheskogo upravleni-ja]. Moscow: Prospect (In Russ.)].
Грачев, М. Н. (2011) Политика: коммуникационное измерение. Тула: ТГПУ. [Gra-chev, M. N. (2011) Politics: the Communication Dimension [Politika: kommunikacionnoe izmerenie]. Tula: TSPU. (In Russ.)].
Киселева, А. А. (2016) Продуктивная коммуникация. Лингвистика результативности. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр». [Kiseleva, A. A. (2016) Produc-tive Communication. Performance Lin-guistics [Produktivnaja kommunikacija. Lingvistika rezul'tativnosti]. Kharkov: Publishing house ‘Humanitarian Center’ (In Russ.)].
Позитивная коммуникация: коллективная монография (2019) О. А. Леонтович, М. А. Гуляева, О. В. Лунева, М. С. Соколова; под общ. ред. проф. О. А. Леонтовича. Москва: Гнозис. [Positive Com-munication: Collective Monograph (2019) [Pozitivnaja kommunikacija: kol. monografija] O. A. Leontovich, M. A. Gulyae-va, O. V. Luneva, M. S. Sokolova; ed. by Prof. O. A. Leontovich Moscow: Gnozis. (In Russ.)].
Паршина, О. Н. (2012) ‘Дискурсивы как средство вербализации речемыслительных процессов в устном политическом тексте’, Филологические науки, 3, cc. 83‒90. [Parshina, O. N. (2012) ‘Discourse as a means of verbalizing speech-meaning processes in the oral political text’ [Diskursivy kak sredstvo verbalizacii rechemyslitel'nyh processov v ustnom politicheskom tekste], Filologicheskie nauki, 3, pp. 83‒90. (In Russ.)].
Сморгунов, Л. В. (2020) ‘Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость’, Южно-российский журнал социальных наук, 3, cc. 6‒19. [Smorgunov, L. V. (2020) ‘Institutions for affordances of digital platforms and public governability’ [Instituty dostupnosti tsifrovyh platform I gosudar-stvennaya upravliaemost], Yugno-rossiysky jurnal sotsialnyh nauk, 3, pp. 6‒19 (In Russ.)].
Тимофеева, Л. Н. (2016) ‘Политическая коммуникативистика: мировые и российские проекции’, Политическая наука, 2, сс. 74‒100. [Timofeeva, L. N. (2016) 'Political Communicativism: World and Russian Projections' [Politicheskaja kommunikativistika: mirovye i rossijskie proekcii], Politicheskaja nauka, 2, pp. 74‒100. (In Russ.)].
Хабермас, Ю. (2001) Моральное сознание и коммуникативное действие. Москва: Наука. [Habermas, J. (2001) Moral Con-sciousness and Communicative Action [Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie], Moscow: Nauka].
Bossetta, M. (2018) ‘The Digital Architectures of Social Media: Comparing Political Campaigning on Facebook, Twitter, Insta-gram, and Snapchat in the 2016 U.S. Election’, Journalism & Mass Communi-cation Quarterly, 95(2), pp. 471‒496.
Computational Propaganda: Political Parties, Polititians, and Political Manipulation on Social Media (2019) / Ed. by S. Woolley and P. Howard. Oxford: Oxford Universi-ty Press.
Fetzer, J. (2004) ‘Disinformation: The use of false information’, Minds and Machines, 14(2), pp. 231–240.
Howard, P. (2010) The Digital Origins of Dictatorship and Democracy Information Technology and Political Islam. Oxford: Ox-ford University Press.
Kreiss, D., McGregor, S. (2018) ‘Technology Firms Shape Political Communication: The Work of Microsoft, Facebook, Twitter, and Google With Campaigns During the 2016 U.S. Presidential Cycle’, Politi-cal Communication, 35, pp. 155‒177.
Kruglanski, A., Orehek, E., Dechesne, M. and Pierro, A. (2010) ‘Lay Epistemic Theory: The Motivational, Cognitive and Social Aspects of Knowledge Formation’, Social and Personality Psychology Compass, 10(4), pp. 939‒950. https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2010.00308.x.
Kruglanski, A. W., Pierro, A., Mannetti, L., Erb, H., and Young Chun, W. (2007) ‘On The Parameters of Human Judgment’, Advances in Experimental Social Psychology, 39, pp. 255–303.
Kruglianski, A. (1999) ‘Motivation, Cognition and Realty: Three Memos for the Next Generation of Research’, Psychological Inquiry, 10(1), pp. 53‒58. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1001_8.
Lukito, J. (2020) ‘Coordinating a Multi-Platform Disinformation Campaign: Internet Research Agency Activity on Three U.S. Social Media Platforms, 2015 to 2017’, Political Communication, 37 (2), pp. 238‒255.
Morozov, E. (2011) The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom. NY: Public Af-fairs.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.