МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЫБОРОВ В МОСГОРДУМУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Ключевые слова:
политическая коммуникация, репрезентация, манипулятивные приемы, социальные сети, электоральная коммуникацияАннотация
Представленное исследование посвящено рассмотрению вопросов, связанных с использованием манипулятивных приемов в политической коммуникации посредством социальных медиа. Информационным поводом для обсуждения данной проблематики в медиа послужили выборы в Мосгордуму VII созыва, которые прошли 8 сентября 2019 г. и стали одним из самых значимых политических событий года в России. Материалом для исследования послужили посты в 9 политических сообществах в социальных сетях «ВКонтакте», Telegram, «Одноклассники» за два определенных периода: с 22 июня по 13 июля, т.е. две недели до дедлайна по предоставлению подписей и неделю после этого, и с 25 августа по 15 сентября, что связано непосредственно с датой голосования 8 сентября. В исследовании с помощью метода контент-анализа рассмотрены количественно-качественные характеристики постов, что позволило выделить ключевые приемы манипуляции, охарактеризовать особенности репрезентации выборов в цифровой медиасреде. Так, в результате исследования было установлено, что несмотря на распространенное мнение об объективности оппозиционных источников контента, группы, как провластной, так и оппозиционной направленности, активно использовали технологии манипулирования, ведя контрпропаганду. Самыми распространенными приемами оказались: набор лексических приемов, навешивание ярлыков, смещение понятий, драматизация, гиперболизация и апелляция к авторитету. При этом активно использовались и невербальные средства коммуникации ‒ графические изображения, фотографии и мемы. DOI: 10.17072/2218-1067-2021-1-84-96Библиографические ссылки
Богатырев, А. П. (2020) Демагогические шаблоны: основы полемики с демагогами. URL: https://psy.wikireading.ru/90146 (дата обращения: 22.06.2020). [Bo-gatyrev, A. P. (2020) Demagogical templates: basics of polemics with demagogues [Demagogicheskie Shablony: Os-novy Polemiki s demagogami] [online]. Available at: https://psy.wikireading.ru/90146 (Ac-cessed: 22th June 2020).
Бутусов, А. В. (2017) ‘Политические PR-технологии в информационных войнах’, Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки, 4(12), сс. 86–89. [Butusov, A. V. (2017) ‘Political PR-technologies in information warfare’ [Politicheskie PR-tekhnologii v informatsionnykh voinakh], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Ob-shchestvennye nauki, 4 (12), рp. 86–89. (In Russ.)].
Вартанова, Е. Л. (2014) ‘Коммуникация – ин-формация: о подходах технооптимистов, технопессимистов и технопрагма-тиков’, Меди@льманах, 4(63), сс. 8−10. [Vartanova, E. L. (2014) ‘Commu-nication – information: on the approaches of techno-optimists, techno-pessimists and techno-pragmatists’ [Kommunikacija – informacija: o podhodah tehnooptimistov, tehnopessimistov i tehnoprag-matikov], Medi@lmanakh, 4(63), рp. 8−10. (In Russ.)].
Вирен, Г. (2017) Современные медиа: приемы информационных войн. Москва: Аспект Пресс. [Viren, G. (2017) Modern media: Techniques of information wars [Sov-remennye media: Priemy informacionnyh vojn]. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)].
Гладкова, Л. А. (2016) ‘Глобальная информационная война’, Социально-гуманитарные знания, 1, сс. 36–44. [Gladkovа, L. A. (2016) ‘Global information war’ [Global'naia informatsionnaia voina], Social'no-gumanitarnye znanija, 1, pр. 36–44. (In Russ.)].
Данилова, А. А. (2014) Манипулирование словом в средствах массовой информации. Москва: Добросвет: КДУ. [Danilova, А. А. (2014) Manipulation of words in the media [Manipulirovaniye slovom v sredstvakh massovoy informatsii]. Moscow: Dobrosvet: KDU. (In Russ.)].
Дзялошинский, И. М. (2006) Манипулятивные технологии в СМИ. Москва: Гуманитарный институт. [Dzjaloshinskij, I. M. (2006) Manipulative technologies in mass media [Manipuljativnye tehnologii v SMI]. Moscow: Gumanitarnyj institute. (In Russ.)].
Дунас, Д. В. (2013) ‘Переосмысление понятий в теории новых медиа’ в: Корконосенко, С. Г. (ред.) Средства массовой ин-формации в современном мире. Петербургские чтения. Санкт-Петербург: СПбГУ. URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1363679274_7485.doc (дата обращения: 09.06.2020). [Dunas, D. V. (2013) ‘Re-thinking concepts in the theory of new media’ [Pereosmyslenie ponjatij v teorii novyh media] in: Korokonosenko, S. G. (ed.) Mass Media in the modern world. Petersburg readings [Sredstva massovoj informacii v sovremennom mire. Peter-burgskie chtenija]. Saint-Petersburg: SPbSU. Available at: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1363679274_7485.doc (Accessed: 9th June 2020)].
Иванов, Л. Ю. (2004) ‘Пиар есть пиар ‒ примеры речевой манипуляции в новом российском политическом дискурсе’, Sprach. Literatur. Politik, cc. 33‒62 [Ivanov, L. Ju. (2004) ‘PR is PR – examples of verbal manipulation in Russian new political discourse’ [Piar est' piar – primery rechevoj manipuljacii v novom rossijskom politicheskom diskurse], Sprach. Literatur. Politik, pp. 33‒62. (In Russ.)].
Кара-Мурза, С. Г. (2005) Манипулирование сознанием. Москва: Эксмо. [Kara-Murza, S. G. (2005) Mind manipulation [Manip-ulirovanie soznaniem]. Мoscow: Eksmo. (In Russ.)].
Мельников, Э. (2016) Парадоксы медиа. Основы медиаграмотности: популярно о сложном. Вильнюс: Артефактас. [Mel'nikov, Je. (2016) Media paradoxes. Basic of media literacy: popular about the complex [Osnovy mediagramotnosti: populjarno o slozhnom]. Vilnius: Arte-faktas. (In Russ.)].
Нечипоренко, Б. Ю. (2014) ‘Прагмалингвистические особенности психотехники «навешивание ярлыков» в китайском медиадискурсе’, Общество, 1, cc. 37‒40. [Nechyporenko, B. Y. (2014) ‘Pragmalinguistic features of the psycho-technic name calling within Chinese me-diadiscourse’ [Pragma-lingvisticheskie osobennosti psihotehniki «naveshivanie jarlykov» v kitajskom mediadiskurse], Obshhestvo, 1, pp. 37‒40. (In Russ.)].
Новгородцева, А. Н., Сивкова, Н. И. (2015) ‘Социальные сети как канал социально-политической коммуникации’ в: Грунт, Е. В., Меренков, А. В., Антонова, Н. Л. (ред.) Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург: УрФУ, с. 1667‒1675. [Novgo-rodtseva, A. N., Sivkova, N. I. (2015) ‘Social networks as a channel of social-political communication’ [Social'nye seti kak kanal social'no-politicheskoj kom-munikacii] in: Grunt, E. V., Merenkov, A. V., Antonova, N. L. (eds.) Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical re-search [Kul'tura, lichnost', obshhestvo v sovremennom mire: metodologija, opyt jempiricheskogo issledovanija]. Ekaterinburg: UrFU, pp. 1667‒1675. (In Russ.)].
Панарин, И. Н. (2006) Информационная война, PR и мировая политика. Москва: Горячая Линия-Телеком. [Panarin, I. N. (2006) Information war, PR and world politics [Informacionnaja vojna, PR i mi-rovaja politika]. Moscow: Gorjachaja Linija-Telekom. (In Russ.)].
Пашинян, И. А. (2012) ‘Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения’, Научная периодика: проблемы и решения, 3(9), cc. 13‒17. [Pashinyan, I. (2012) ‘Content analysis as a method of research: advantages and limitations’ [Kontent-analiz kak metod issledovanija: dostoinstva i ogranichenija], Nauchnaja periodika: problemy i reshenija, 3(9), pp. 13‒17. (In Russ.)].
Ремчукова, Е. Н. (2010) ‘Некоторые коммуникативные и стилистические особенности креативных феноменов в СМИ’, Периодическое изд-е научных статей, 6, cc. 451–457. [Remchukova, E. N. (2010) ‘Some communicative and stylistic features of creative phenomena in the media’ [Nekotorye kommunikativnye i stilisticheskie osobennosti kreativnyh fe-nomenov v SMI], Periodicheskoe izd-e nauchnyh statej, 6, pp. 451–457. (In Russ.)].
Федорова, М. А., Семилет, Т. А. (2016) ‘Мем в медиасреде как ярлык и стигма’, Медиаисследования, 3, cc. 211‒216. [Fydorova, M. A., Semilet, T. A. ‘The mem in mass media as a label and a stigma’ [Mem v mediasrede kak jarlyk i stigma], Mediaissledovanija, 3, pp. 211‒216. (In Russ.)].
Aguilar, J., Terán, O. (2015) ‘Social media and free knowledge: Case study - public opinion formation’ in: Aguilar, J., Terán, O. (eds.) Societal Benefits of Freely Accessible Technologies and Knowledge Resources. Venezuela: IGI GLOBAL, pp. 55‒78.
Bradshaw, S., Howard, P. (2019) The Global Disinformation Order 2019 Global Inventory of Organise Social Media Manipulation. Oxford, UK, 23 p.
Fitzpatrick, N. (2018) ‘Media Manipulation 2.0: The Impact of Social Media on News, Competition, and Accuracy’, Athens Journal of Mass Media and Communications, 4(1), pp. 45‒62.
Ryabchenko, N. A., Malysheva, O. P. (2017) ‘How to become a president: Election technologies in the posttruth and fake news Era’, Man in India, pp. 507‒527.
Woolley, S., Howard, P. (2018) Computational Propaganda: Political Parties, Politicians, and Political Manipulation on Social Media. Available at: URL: https://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/oso/9780190931407.001.0001/oso-9780190931407 (Accessed: 19 June 2020).
Zeitzoff, T. (2017) ‘How Social Media Is Changing Conflict’, Journal of Conflict Resolution, 61 (9), pp. 1970‒1991.
Zelenskaya, L. (2018) ‘Verbal means of media manipulation with fears (on material of the American, English and Russian Tabloid Press)’, XLinguae European Scientific Language Journal, 11 (3), pp. 39‒50.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.