ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И НА ЭКСПОРТ: ОСВЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ТЕЛЕКАНАЛАМИ ПЕРВЫЙ, ДОЖДЬ И RT

Анастасия Казун / Anastasiay Kazun, Людмила Богомазова / Lyudmila Bogomazova

Аннотация


Представлен сравнительный анализ освещения пенсионной реформы на трех российских телеканалах: Первом, Дождь и RT. Обсуждение пенсионного вопроса было проанализировано за период с 16 июня 2018 г., когда соответствующий законопроект был внесен в Государственную думу, по 3 октября 2018 г., когда он был подписан Президентом РФ и опубликован в окончательной редакции. Дискуссия о повышении пенсионного возраста на выбранных телеканалах имеет существенные различия. Первый канал делает акцент на преимуществах пенсионной реформы для населения, – до телеобращения Президента РФ депроблематизация более позднего выхода россиян на пенсию осуществлялась преимущественно федеральными чиновниками и «простыми людьми». После 29 августа в дискуссию включились представители регионов РФ, что отчасти может объясняться грядущими выборами. На Дожде активное участие представителей субъектов РФ в освещении пенсионной реформы не наблюдалось. Помимо обращения к «обычным людям» в дискуссию вовлечено экспертное сообщество, что, впрочем, также не гарантирует представленность альтернативных позиций ввиду преимущественно скептического отношения к законопроекту. Для ориентированного на внешнюю аудиторию RT характерна низкая интенсивность обсуждения пенсионного вопроса. В то же время телеканалом активно освещались общенациональные акции против повышения пенсионного возраста, что несвойственно ориентированному на поиск исключительно положительных сторон реформы федеральному каналу. Включение пенсионного вопроса в повестку дня на RT наблюдается в период выборов: низкая явка избирателей и поражение правящей партии в ряде субъектов РФ расценивается как результат повышения пенсионного возраста.

 

DOI: 10.17072/2218-1067-2020-2-15-26


Ключевые слова


экономические новости; медиадискуссия; пенсионная реформа; пенсионный вопрос; телевидение

Полный текст:

PDF

Литература


Blumer, H. (1971) ‘Social Problems as Collective Behavior’, Social Problems, 18(3), pp. 298–306, DOI: https://doi.org/10.23

/799797.

Boomgaarden, H. G., Spanje, J. van, Vliegenthart, R., & Vreese, C. H. de. (2011) ‘Covering the crisis: Media cover-age of the economic crisis and citizens’ economic expectations’, Acta Politica, 46(4), pp. 353–379, DOI: https://doi.org/10.1057/ap.2011.18.

Elinder, M., Jordahl, H., & Poutvaara, P. (2015) ‘Promises, policies and pocketbook vo-ting’, European Economic Review, 75, pp. 177–194, DOI: https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2015.01.010.

Fogarty, B. J. (2005) ‘Determining Economic News Coverage’, International Journal of Public Opinion Research, 17(2), pp. 149–172, DOI: https://doi.org/10.1093/ijpor/edh051.

Goidel, R. K., & Langley, R. E. (1995) ‘Media Coverage of the Economy and Aggregate Economic Evaluations: Uncovering Evi-dence of Indirect Media Effects’, Political Research Quarterly, 48(2), pp. 313–328, DOI: https://doi.org/10.1177/1065912995

Hansford, T., & Gomez, B. (2015) ‘Reevaluating the sociotropic economic voting hypothe-sis’, Electoral Studies, 39, pp. 15–25, DOI: https://doi.org/10.1016/j.electstud.2015.03.005.

Holbrook, T., & Garand, J. C. (1996) ‘Homo Eco-nomus? Economic Information and Eco-nomic Voting’, Political Research Quar-terly, 49(2), pp. 351–375, DOI: https://doi.org/

1177/106591299604900206.

Ibarra, P., & Kitsuse, J. (2003) ‘Claims-making Discourse and Vernacular Resources’ in Holstein J.A. (ed.) Challenges and Choi-ces: Constructionist Perspectives on So-cial Problems. New York: Aldine de Gruyter, pp. 17–50.

Ju, Y. (2014). ‘Issue obtrusiveness and negative bias: Exploring the moderating factors for asymmetric news coverage of the econo-my’, Asian Journal of Communication, 24(5), pp. 441–455, DOI: https://doi.org/10.1080/01292986.2014.908933.

Kalogeropoulos, A., Svensson, H. M., Dalen, A. van, Vreese, C. de, & Albæk, E. (2014) ‘Are watchdogs doing their business? Media coverage of economic news’,

Journalism, 16(8), pp. 993–1009. DOI: https://doi.org/10.1177/1464884914554167.

Kazun, A. (2019) ‘To cover or not to cover: Alexei Navalny In Russian media’, Inter-national Area Studies Review, 22(4), pp. 312–326, DOI: https://doi.org/10.1177/2233865919846727.

Lipset, S. M. (1993) ‘The Significance of the 1992 Election’, PS: Political Science and Politics, 26(1), pp. 7–16.

Manning, P. (2013) ‘Financial journalism, news sources and the banking crisis’, Journal-ism, 14(2), pp. 173–189, DOI: https://doi.

org/10.1177/1464884912448915.

McCombs, M., Graber, D., & Weaver, D. H. (1981) Media Agenda-Setting in the Presi-dential Election. New York: Praeger Sci-entific.

Merton, R. K. (1948) ‘The Self-Fulfilling Pro-phecy’, The Antioch Review, 8(2), pp. 193–210, DOI: https://doi.org/10.23

/4609267.

Mutz, D. C. (1992) ‘Mass media and the depoliti-cization of personal experience’, Ameri-can Journal of Political Science, 36(2), 483–558, DOI: 10.2307/2111487.

Salyer, K. D., & Sheffrin, S. M. (1998) ‘Spotting sunspots: Some evidence in support of models with self-fulfilling prophecies’, Journal of Monetary Economics, 42(3), pp. 511–523, DOI: https://doi.org/10.1016/S0304-3932(98)00037-3.

Soroka, S. N., Stecula, D. A., & Wlezien, C. (2015) ‘It’s (Change in) the (Future) Economy, Stupid: Economic Indicators, the Media, and Public Opinion’, Ameri-can Journal of Political Science, 59(2), pp. 457–474, DOI: https://doi.org/10.1111/ajps.12145.

Spector, M., & Kitsuse, J. (1987) Constructing Social Problems. New Jersey: Transaction Publishers.

Turner, G. (1993) Nation, Culture, Text: Australi-an Cultural and Media Studies. London: Psychology Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science

Вестник Пермского университета. Политология на elibrary