ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ КАК ФАКТОР ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНАХ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НЕ-)ВОЗМОЖНОСТЬ В ГИБРИДНОМ РЕЖИМЕ?

Авторы

  • Даниил Тиняков / Daniil Tinyakov Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики–Санкт-Петербург http://orcid.org/0000-0001-7223-9916

Ключевые слова:

гибридный режим, политико-управленческий процесс, российский федерализм, региональная политика, электоральный авторитаризм, реформы в гибридном режиме

Аннотация

Традиционная для политической науки точка зрения отводит “демократическим” элементам гибридных режимов в лучшем случае роль фасадных структур. В данной статье мы предлагаем альтернативный теоретический аргумент, показывающий концептуальную возможность использования таких институтов для оказания общественного влияния на ход политико-управленческого процесса в регионах России. Для этого мы сначала анализируем особенности политико-управленческого процесса в гибридных режимах вообще и выявляем потенциальные, опосредованные и непосредственные механизмы влияния граждан на процесс проведения политических курсов. Затем мы фокусируемся на региональном уровне, поскольку именно там осуществляется имплементация политик. Анализируя модель взаимоотношений центра и субъектов федерации, мы приходим к выводу, что общественное влияние на политико-управленческий процесс в регионах возможно в случаях, когда для региональных элит полезность от манипуляций результатами выборов будет ниже издержек от таких манипуляций. Мы также предполагаем ряд условий, которые могут способствовать реализации влияния граждан: назначение губернатора президентом, отсутствие свободных экономических ресурсов в регионе, повышенное общественное внимание к определенному политическому курсу, устоявшийся более высокий уровень открытости политической системы сравнительно с другими регионами. DOI: 10.17072/2218-1067-2019-4-81-90

Биография автора

Даниил Тиняков / Daniil Tinyakov, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики–Санкт-Петербург

аспирант

Библиографические ссылки

Гельман, В. Я. и Стародубцев, А. В. (2014) ‘Возможности и ограничения авторитарной модернизации: российские реформы 2000-х годов’, Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 4, cc. 6–30. [Gel'man, V. Ja., Starodubcev, A. V. (2014) ‘Possibilities and limitations of authoritarian odernization: Russian reforms of the 2000s’ [Vozmozhnosti i ogranichenija avtoritarnoj mod-ernizacii: rossijskie reformy 2000-h godov], Politeia, 4, pр. 6–30. (In Russ.)].

Гельман, В. Я. (2009) ‘Тупик авторитарной модернизации’, Pro et Contra, 13(3-4), сс. 51–61. [Gel'man, V. Ja. (2009) ‘The deadlock of the authoritarian modernization’ [Tupik avtoritarnoj modernizacii], Pro et Contra, 13(3-4), pр. 51–61. (In Russ.)].

Кочнева, И. В. (2014) ‘Политико-правовые способы и механизмы управления земельными ресурсами в России’, Государственная власть и местное самоуправление, 12, сс. 37–43. [Kochneva, I. V. (2014) ‘Political-law means and mechanisms of management of land re-sources in Russia’ [Politiko-pravovye sposoby i mekhanizmy upravleniya zemel'nymi resur-sami v Rossii], State Power and Local Self-government, 12, pр. 37–43. (In Russ.)].

Кынев, А. В. (2017) ‘Качество региональных политических институтов: попытка измерения’, Политическая наука, 4, сс. 259–283. [Kynev, A. V. (2017) ‘Quality of regional political in-stitutions: Attempt of measurement’ [Kachestvo regional'nykh politicheskikh institutov: popy-tka izmereniya], Political Science (RU), 4, pр. 259–283. (In Russ.)].

Стародубцев, А. В. (2014) Платить нельзя проигрывать: Региональная политика и федерализм в современной России. Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. [Starodubcev, A. V. (2014). You can’t lose, pay: Regional policy and federalism in modern Russia [Platit' nel'zja proigryvat': Regional'naja politika i federalizm v sovremennoj Rossii]. St.Petersburg: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge. (In Russ.)].

Стародубцев, А. В. (2010). ‘Политическая лояльность или экономическая эффективность? Факторы распределения межбюджетных трансфертов в России’ в: Гельман, В. Я., Маргания, О. Л. (ред.) Пути модернизации: траектории, развилки и тупики. Международные сравни-тельные измерения. Санкт-Петербург.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, сс. 325–335. [Starodubcev, A. V. (2010) ‘Political loyalty or economic efficien-cy? Factors of the distribution of intergovernmental transfers in Russia’ [Politicheskaja lojal'nost' ili jekonomicheskaja jeffektivnost'? Faktory raspredelenija mezhbjudzhetnyh trans-fertov v Rossii] in: Gel'man, V. Ja., Marganija, O. L. (eds.) Ways of modernization: trajecto-ries, forks and dead ends. International comparative measurements [Puti modernizacii: traektorii, razvilki i tupiki. Mezhdunarodnye sravnitel'nye izmerenija]. St.-Petertsburg: Iz-datel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, pp. 325–335. (In Russ.)].

Сунгуров, А. Ю. и Тиняков, Д. К. (2016) ‘Административная реформа и ее проекты в современной России: были ли коалиции поддержки’, Общественные науки и современность, 2, сс. 39–51. [Sungurov, A. Ju., Tinjakov, D. K. (2016) 'Administrative reform and its projects in modern Russia: were there any advocacy coalitions?’ [Administrativnaya reforma i ee proekty v sovremennoi Rossii: byli li koalitsii podderzhki], Social Sciences and Contemporary World, 2, pр. 39–51. (In Russ.)].

Сунгуров. А. Ю. (2015) Как возникают политические инновации: “фабрики мысли” и другие институты медиаторы. Москва: Политическая энциклопедия. [Sungurov. A. Ju. (2015). How do political innovations emerge: “think tanks” and other mediation institutions [Kak voznikajut politicheskie innovacii: “fabriki mysli” i drugie instituty mediatory]. Moscow: Politicheskaja jenciklopedija. (In Russ.)].

Туровский, Р. Ф. (2009) ‘Региональные политические режимы в России: к методологии анализа’, Полис, 2, сс. 77–95. [Turovskij, R. F. (2009) ‘Regional political regimes in Russia: to the methodology of analysis’ [Regional'nye politicheskie rezhimy v Rossii: k metodologii analiza], Polis. Political Studies, 2, pр. 77–95. (In Russ.)].

Acemoglu, D. and Robinson, J. (2006) Economic origins of dictatorship and democracy. Cambridge and New York: Cambridge University Press.

Baeck, H. and Hadenius, A. (2008) ‘Democracy and State Capacity: Exploring a J‐Shaped Relation-ship’, Governance, 21, pр. 1–24, DOI: 10.1111/j.1468-0491.2007.00383.x.

Birks, S. (2008) An economic theory of democracy revisited – Downs with traction. Paper for the NZAE Conference. Wellington, DOI: 10.2139/ssrn.1257860.

Bolkvadze, K. (2017) ‘Hitting the saturation point: unpacking the politics of bureaucratic reforms in hybrid regimes’, Democratization, 24(4), pр. 751–769, DOI: 10.1080/13510347.2016.1247808.

Carothers, T. (2002) ‘The End of Transition Paradigm’, Journal of Democracy, 13(1), pр. 5–21, DOI:10.1353/jod.2002.0003.

Charron, N. and Lapuente, V. (2010), ‘Does democracy produce quality of government?’, European Journal of Political Research, 49, рp. 443–470, DOI: 10.1111/j.1475-6765.2009.01906.x.

Dal Bó, P., Foster, A. and Putterman, L. (2010) ‘Institutions and Behavior: Experimental Evidence on the Effects of Democracy’, American Economic Review, 100(5), pр. 2205–2229, DOI: 10.3386/w13999.

Dekalchuk, A. A. (2017) ‘Choosing between Bureaucracy and the Reformers: The Russian Pension Reform of 2001 as a Compromise Squared’ in: Gel’man, V. (ed.) Authoritarian Modernization in Russia: Ideas, Institutions, and Policies. London: Routledge, pp. 167–182, DOI: 10.4324/9781315568423.

Downs, A. (1957). ‘An economic theory of political action in a democracy’, The journal of political economy, 65(2), pр. 135–150.

Egorov, G. and Sonin, K. (2011) ‘Dictators and Their Viziers: Endogenizing the Loyalty-Competence Trade-off’, Journal of European Economic Association, 9(5), pр. 903–930, DOI: 10.1111/j.1542-4774.2011.01033.x.

Fukuyama, F. (1989) ‘The End of History?’, The National Interest, 16, pр. 3–18.

Gandhi, J. and Lust-Okar, E. (2009) ‘Elections Under Authoritarianism’, Annual Review of Political Science, 12(1), pр. 403–422, DOI: 10.1080/13510340600579359.

Gandhi, J. and Przeworski, A. (2007) ‘Dictatorial Institutions and the Survival of Autocrat’, Compara-tive Political Studies, 40(11), pр. 1279–1301, DOI: 10.1177/0010414007305817.

Gel'man, V. (2014) ‘The Rise and Decline of Electoral Authoritarianism in Russia’, Demokratizatsiya, 22(4), pр. 503–522.

Golosov, G., Gushchina, K. and Kononenko, P. (2016) ‘Russia’s local government in the process of authoritarian regime transformation: incentives for the survival of local democracy’, Local Government Studies, 42(4), рp. 507–526, DOI: 10.1080/03003930.2016.1154848.

Hale, H. E. (2010) ‘Eurasian Polities as Hybrid Regimes: The Case of Putin’s Russia’, Journal of Eur-asian Studies, 1(1), pр. 33–41, DOI: 10.1016/j.euras.2009.11.001.

Huntington, S. P. (1991) ‘Democracy's Third Wave’, Journal of Democracy, 2(2), pр. 12–34, DOI: 10.1353/jod.1991.0016.

Huntington, S. P. (1965) Political order in changing societies. New Haven and London: Yale Universi-ty Press.

Keefer, P. (2007), ‘Clientelism, Credibility, and the Policy Choices of Young Democracies’, American Journal of Political Science, 51(4), pр. 804–821.

Kenyon, T. and Naoi, M. (2010) ‘Policy Uncertainty in Hybrid Regimes: Evidence From Firm-Level Surveys’, Comparative Political Studies, 43(4), pр. 486–510, DOI: 10.2139/ssrn.1005420.

Kingdon, J. W. (2014) Agendas, Alternatives, and Public Policies. 2nd edn. Edinburgh Gate: Pearson Education Limited.

Koenig, C. (2015) ‘Competence vs. Loyalty: Political survival and electoral fraud in Russia’s regions 2000–2012’ in: The Warwick Economics Research Paper Series (TWERPS) 1080. Warwick: University of Warwick, Department of Economics.

Krastev, I. and Holmes, S. (2012) ‘An Autopsy of Managed Democracy’, Journal of Democracy, 23(3), pр. 33–45, DOI: 10.1353/jod.2012.0043.

Levitsky, S. and Way, L. (2002) ‘The Rise of Competitive Authoritarianism’, Journal of Democracy, 13(2), pр. 51–65.

Lipset, S. (1960) Political Man: The Social Bases of Politics. Garden City, New York: Doubleday and Company.

Little, A. (2017) ‘Are non-competitive elections good for citizens?’, Journal of Theoretical Politics, 29(2), pр. 214–242, DOI: 10.1177/0951629816630436.

Nagel, S. S. (1980) ‘The Policy Studies Perspective’, Public Administration Review, 40(4), pр. 391–396, DOI: 10.2307/3110267.

Nordhaus, W. (1975) ‘The political business cycle’, Review of Economic Studies, 42(2), pр. 169–190, DOI: 10.2307/2296528.

Petrov, N., Lipman, M. and Hale, H. E. (2014) ‘Three dilemmas of hybrid regime governance: Russia from Putin to Putin’, Post-Soviet Affairs, 30(1), pр. 1–26, DOI: 10.1080/1060586X.2013.825140.

Reisinger, W. M. and Moraski, B. J. (2013) Russia’s Governors under Presidential Control, 2005-2012: A Survival Analysis of Gubernatorial Tenures. University of Iowa.

Rustow, D. A. (1970) ‘Transitions to Democracy: Toward a Dynamic Model’, Comparative Politics, 2(3), pр. 337–363, DOI: 10.2307/421307.

Sabatier, P. and Jenkins-Smith, H. (1993) Policy Change and Learning: An Advocacy Coalition Ap-proach. Boulder, CO: Westview Press.

Schedler, A. (2002) ‘The Menu of Manipulation’, Journal of Democracy, 13(2), pр. 36–50.

Taylor, B. (2014) ‘Police reform in Russia: the policy process in a hybrid regime’, Post-Soviet Affairs, 30(2-3), pр. 226–255, DOI: 10.1080/1060586X.2013.860752.

Tsebelis, G. (2002) Veto players: how political institutions work. Princeton: Princeton University Press.

White, S. (2011) ‘Elections Russian-Style’, Europe-Asia Studies, 63(4), pр. 531–556, DOI: 10.1080/09668136.2011.566423.

Wolchik, Sh. L. (2012) ‘Can There Be a Color Revolution’, Journal of Democracy, 23(3), рр. 63–70.

Загрузки

Опубликован

2020-01-06

Как цитировать

Daniil Tinyakov Д. Т. /. (2020). ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ КАК ФАКТОР ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНАХ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НЕ-)ВОЗМОЖНОСТЬ В ГИБРИДНОМ РЕЖИМЕ?. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 13(4), 81–90. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/2909

Выпуск

Раздел

Статьи