Парламентские сети в транснациональном экономическом управлении

Авторы

  • Марина Стрежнева / Marina Strezhneva Институт мировой экономики и международных отношений РАН http://orcid.org/0000-0002-6561-4367

Ключевые слова:

парламент, транснациональная сеть, экономическое управление, глобализация, Европейский союз.

Аннотация

Экономическая глобализация ведёт к размыванию чёткой границы между внутренним пространством национальной политики и международным политическим пространством. При этом автономные трансправительственные сети, куда входят представители национальной исполнительной власти, занимают ключевое место в международном политическом процессе. У этого процесса нет достаточно убедительного демократического измерения, отсутствуют необходимые сдержки и противовесы. Тем важнее подключение национальных парламентов к наблюдению за многосторонними переговорами, а также активизация их участия в имплементации достигнутых договорённостей. В данной связи в статье рассматриваются формы привлечения парламентов к участию в глобальном экономическом управлении (на примере ВТО, МВФ и Всемирного банка) и в региональной интеграции (на примере Европейского союза). Это позволяет убедиться: их контроль над действиями собственных правительств на глобальной/региональной аренах регулирования пока неравномерный, очаговый. В то же время, отталкиваясь от идеи делиберативной демократии и понятий транснациональных сетей, а также многоуровневого управления, проведенный анализ подтверждает, что на разных международных площадках не только происходит наделение новыми ролями национальных парламентов, но и транснациональные межпарламентские образования постепенно обретают собственные многообразные функции. Транснациональный парламентский компонент, становясь атрибутом институциональной структуры международных организаций и региональных объединений, помогает гармонизировать национальные нормы регулирования, согласовывать документы, создавать благоприятные условия для диалога, даёт дополнительные механизмы для продвижения интеграционных инициатив и решений. Однако при более высоком уровне интеграции этого становится недостаточно и требуется выполнение законодательных функций (т.е. создание наднационального парламента). DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2018-2-5-20

Биография автора

Марина Стрежнева / Marina Strezhneva, Институт мировой экономики и международных отношений РАН

заведующий сектором

Библиографические ссылки

Чекушкина Е. Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С. 25–27. [Chekushkina E.N. Communicative Theory of J. Habermas and Culture of the Information Society //Theory and Practice of Social Development. 2014. No. 1. P. 25–27]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-teoriya-yu-habermasa-i-kultura-informatsionnogo-obschestva (accessed 23.04.2018)].

Cooper I. The politicization of interparliamentary relations in the EU: Constructing and contesting the ‘Article 13 Conference’ on economic governance // Comparative European Politics. 2016. No. 14. P. 196–214.

Cottier T. The legitimacy of WTO law // The Law and Economics of Globalisation / Ed. by L. Yueh. Cheltenham: Edward Elgar, 2009.

Elsig M. The World Trade Organization’s Legitimacy Crisis: What Does the Beast Look Like? // Journal of World Trade. 2007. No. 41(1). P. 75–90. Available at: http://graduateinstitute.ch/files/live/sites/iheid/files/shared/summer/

WTO2011/ ME2.pdf (accessed 23.04.2018).

Hooghe L., Marks G. Multi-Level Governance and European Integration. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2001.

Hooghe L., Marks G. Types of Multi-Level Governance // European Integration Online Papers (EIoP). 2001. Vol. 5. No. 11. P. 1–7. Available at: http://eiop.or.at/eiop/texte/2001-011a.htm (accessed 23.04.2018).

Jancic D. Multilayered International Parliamentarism: the Case of EU-Brazil Relations // LSE Law, Society and Economy Working Papers. 2014. No. 17. Available at: https://www.lse.ac.uk/collections/law/wps/WPS2014-17_Jancic.pdf (accessed 23.04.2018).

Joerges Ch., Petersmann E.-U. (eds.) Constitutionalism, Multilevel Trade Governance and Social Regulation, Oxford: Hart Publishers, 2006.

Longo M. Lessons for the WTO from Constitutional Developments in the European Union: Challenges of Legitimacy and the Conceptualization of Authority // Southern Cross University Law Review. 2007. No. 11. P. 173–204.

Malamud A. and Stavridis S. Parliaments and Parliamentarians as International Actors // The Ashgate Research Companion to Non-State Actors / Ed. by B. Reinalda. Surrey: Ashgate Publishing Limited, 2011. P. 106–116.Available at: http://apps.eui.eu/Personal/Researchers/malamud/Ashgate-MalamudStavridis.pdf (accessed 23.04.2018).

Nye J. Globalization’s Democratic Deficit: How to Make International Institutions More Accountable // Foreign Affairs. July/August, 2001. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/2001-07-01/globalizations-democraticdeficit-how-make-international-institutions-more

(accessed 23.04.2018).

Parkinson J. and Mansbridge J. (eds.) Deliberative Systems: Deliberative Democracy at the Large Scale. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

Rittberger B. Integration without Representation? The European Parliament and the Reform of Economic Governance in the EU // JCMS: Journal of Common Market Studies. 2014. Volume 52. Issue 6. P. 1174–1183.

Scharpf F. Governing in Europe: effective and democratic? Oxford: Oxford University Press, 1999. 15.Slaughter A.-M. Disaggregated Sovereignty: Towards the Public Accountability of Global Government networks. // Government and Opposition. March 17, 2004. Vol. 39. Issue 2. P. 159–190. DOI: 10.1111/j.1477-7053.2004.00119.x. Available at: https://www.princeton.edu/~slaughtr/Articles/GovtOpp.pdf (accessed 23.04.2018).

Загрузки

Опубликован

2018-09-23

Как цитировать

Marina Strezhneva М. С. /. (2018). Парламентские сети в транснациональном экономическом управлении. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, (2), 5–20. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1561