ЕГЭ по истории как инструмент формирования репертуара актуализированного прошлого

Авторы

  • Сергей Васильковский / Sergey Vasilkovsky Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» http://orcid.org/0000-0002-3282-9839

Ключевые слова:

политика памяти, макрополитическая идентичность, нарратив, коммеморативная плотность, актуализированное прошлое, ЕГЭ по истории

Аннотация

Единый государственный экзамен по истории рассматривается в качестве инструмента формирования репертуара актуализированного прошлого, определяющего содержание национально-гражданской идентичности. Анализ структуры заданий экзамена выявил различную коммеморативную плотность отдельных периодов отечественной истории. Результаты показали, что ЕГЭ встраивается в официальный нарратив славного тысячелетнего прошлого и может служить одним из инструментов конструирования исторических представлений подрастающего поколения российских граждан. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2018-1-108-121

Биография автора

Сергей Васильковский / Sergey Vasilkovsky, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант аспирантской школы по политическим наукам НИУ ВШЭ

Библиографические ссылки

Берелович В. Современные российские учебники истории: многоликая истина или очередная национальная идея? // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2002. № 4 (24). URL: http://magazines. russ.ru/nz/2002/4/brel-pr.html [Berelovich V. Contemporary Russian his-tory textbooks: many-faced truth or yet another national idea? // Debates on Politics and Culture. 2002. No. 4 (24)].

Воробьева О.В. Историческая память и профессиональная историография// Преподаватель XXI. 2015. Т. 2. № 4. [Vorob’eva O.V. Histori-cal memory and professional historiography // Prepodavatel XXI vek. 2015. Vol. 2. No. 4. P. 240-250].

Зверева Г. Конструирование культурной памяти: «наше прошлое» в учебниках российской истории // Новое литературное обозрение. 2005. №74. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/zv6.html [Zvereva G. Constructing cultural memory: "our past" in Russian history textbooks // New Literary Observer. 2005. No. 74. Available at: http://magazines.russ.ru/ nlo/2005/74/zv6.html].

Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти: сб. статей «Империя и нация в зеркале исторической памяти». М., 2011. [Zerubavel’ Ya. Dy-namics of Collective Memory // Empire and Nation in the Mirror of His-torical Memory: Collected works. Moscow, 2011].

Калинин И. А. Бои за историю: прошлое как ограниченный ресурс // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2011. № 4(78). [Kalinin I.A. The struggle for history: the past as a limited resource // Debates on Politics and Culture. 2011. No. 4(78)].

Калинин И. А. Ностальгическая модернизация: советское прошлое как исторический горизонт// Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2010. № 6 (74). С. 6−16. [Kalinin I.A. Nostalgic Moderniza-tion: the Soviet Past as Historical Horizon // Debates on Politics and Cul-ture. 2010. No. 6 (74). P. 6–16].

Копосов Н. Е. Память строгого режима: история и политика в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 c. [Koposov N.E. Memory of the Brutal Regime: History and Politics in Russia. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2011. 230 p.].

Кирчанов М. В. Проблемы политизации исторической науки в России (на примере националистических течений в историографии) // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 2. С. 9−13. [Kirchanov M.V. Problems of historical science politicization in Russia (case study of nationalist trends in historiography) // Society: Politics, Economics, Law. 2014. No. 2. P. 9–13].

Кто боится учебника истории? Материалы семинара, проведенного Волгоградским государственным университетом и Институтом Кеннана Международного научного центра им. Вудро Вильсона при поддержке Фонда Ф. Эберта 26 апреля 2012 г. (Волгоградский исторический семинар. Вып. 4) / под ред. д.и.н. проф. И.И. Куриллы. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2013. [Who is afraid of a history textbook? Proceedings of the seminar conduct-ed by the Volgograd State University and the Kennan Institute of the Woodrow Wilson International Center for Scholars with the support of the Friedrich Ebert Foundation on April 26, 2012 (Volgograd Historical Seminar Proceedings. Issue 4) / ed. by I.I. Kurilla. Volgograd: Volgograd State University Publ., 2013].

Курилла И. И. История и память в 2004, 2008 и 2014 годах // Отечественные записки. 2014. №3 (60). URL: http://www.strana-oz.ru/2014/3/istoriya-i-pamyat-v-2004-2008-i-2014-godah 18.10.2017. [Kurilla I.I. History and memory in 2004, 2008 and 2014 // Homeland Notes. 2014. No. 3 (60). Available at: http://www.strana-oz.ru/2014/3/istoriya-i-pamyat-v-2004-2008-i-2014-godah].

Курилла И. И. Политическое «использование истории» в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. Ист. 2012. № 1(21). С. 155−159. [Kurilla I.I. Political “Use of History” in Contemporary Russia // Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2012. No. 1(21). P. 155–159].

Малинова О. Ю. Великая Отечественная война как символический ресурс: эволюция отображения в официальной риторике 2000−2010-х гг. // Россия и современный мир. 2015. № 2(87). С. 6–29. [Malinova O.Yu. The Great Patriotic War as a symbolic resource: The evolution in the official rhetoric of 2000-2010 // Russia and the Сontemporary World. 2015. No. 2(87). P. 6–29].

Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015. [Malinova O.Yu. Past of current interest: The symbolic policy of the ruling elite and dilemmas of Russian identity. Moscow: ROSSPEN Publ., 2015].

Малинова О. Ю. Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990-х к 2010-м годам // Полис. 2016. № 6. C. 139−158. [Malinova O.Yu. The Official Historical Narra-tive as a Part of Identity Policy of the Russian State: From the 1990s to the 2000s // Polis. Political Studies. 2016. No. 6. P. 139–158].

Миллер А. И. Историческая политика в России: Новый поворот? // Историческая политика в XXI веке: сб. статей. М., 2012. [Miller A.I. His-torical politics in Russia: A new twist? // Historical Politics in the 21st century: collected works. Moscow, 2012].

Миллер А. И. Политика памяти в России: Год разрушенных надежд// ПОЛИТИЯ. 2014. № 4 (75). [Miller A.I. Politics of Memory in Russia: Year of Dashed Hopes // Politeia. 2014. No. 4 (75)].

Миллер А.И. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России// ПОЛИТИЯ. 2013. № 4 (71). [Miller A.I. Role of Expert Communities in Memory Politics in Russia // Politeia. 2013. No. 4 (71)].

Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций / под ред. В. И. Журавлевой и И. И. Куриллы. Волгоград: Институт Кеннана, 2009. [Russia and the United States: Mutual Representa-tions in Textbooks / ed. by V. I. Zhuravleva and I. I. Kurilla. Volgograd. 2009].

Эткинд А. Кривое горе: память о непогребенных / авториз. пер. с англ. В. Макарова. М., 2016. [Etkind A. Warped Mourning: Stories of the Undead in the Land of the Unburied. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2016].

Феретти М. Обретенная идентичность. Новая «официальная история» путинской России // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2004. №4 (36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/fe11.html [Ferretti M. Found Identity: The new "official history" of Putin's Russia // Debates on Politics and Cul-ture. 2004. No. 4 (36). Available at: http://ma¬ga-zines.russ.ru/nz/2004/4/fe11.html].

Butterfield J., Levintova E. History education and historical remembrance in contemporary Russia: Sources of political attitudes of pro-Kremlin youth // Communist and Post-Communist Studies. 2010. No. 43. P. 139−166.

Coakley J. Mobilizing the Past: Nationalist Images of History. Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. No. 4. P. 531–560.

Korostelina K. War of textbooks: History education in Russia and Ukraine // Communist and Post-Communist Studies. 2010. No. 43. P. 129–137.

Wertsch V James. Blank Spots in Collective Memory: A Case Study of Russia// The Annals of the American Academy of Political and Social Sci-ence. Vol. 617. The Politics of History in Comparative Perspective (May, 2008). P. 58–71.

Загрузки

Опубликован

2018-09-23

Как цитировать

Sergey Vasilkovsky С. В. /. (2018). ЕГЭ по истории как инструмент формирования репертуара актуализированного прошлого. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, (1), 108–121. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1556