Город детства в автобиографических нарративах казанских историков

Авторы

  • A.A. Salnikova Казанский (Приволжский) федеральный университет

Ключевые слова:

автобиографический нарратив, история детства, детское пространство, провинциальный город, позднеимперская / советская России, 1910-е – 1940-е гг

Аннотация

Исследуются автобиографические нарративы казанских историков, опубликованные на протяжении двух последних десятилетий. Внимание сосредоточено на детских и отроческих годах их авторов, которые представлены в анализируемых текстах как некая ego-история в пространстве города. Показано, что провинциальный город – в данном случае Казань – не только создает нарративный фон автобиографического повествования, но и выполняет, по сути, структурообразующую функцию, формируя особую пространственную модель автобиографического текста. На основании мемуаров охарактеризована специфика городского «дворянского» «детского» пространства последнего предреволюционного десятилетия, прослежена его трансформация в раннесоветский период, выявлена специфика советского «детского» городского пространства 1920-х – первой половины 1940-х гг. и его разновидности (пространства воспитательного, образовательного, досугового). Рассмотрен процесс освоения ребенком городского пространства от познания пространства частного к познанию пространства публичного и закреплению его в «детской» памяти. Выявлено влияние травматического опыта на характер воспоминаний о детстве. Акцент сделан на особенностях репрезентации истории детства и отрочества в воспоминаниях профессиональных историков; обозначены факторы, воздействующие на степень самоцензуры и ограничивающие исповедальный момент в таких воспоминаниях. Сопоставлены автобиографические тексты различных способов фиксации: спонтанные и провоцированные, написанные и надиктованные – и влияние способов фиксации на полученный текст. Определено значение фиксации собственных детских дискурсивных практик, выраженной в том числе на языке пространственных представлений, для построения и воспроизведения целостной линии жизни и полноценной репрезентации такой временной модальности, как прошлое.doi 10.17072/2219-3111-2019-1-129-137

Биография автора

A.A. Salnikova, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Докт. ист. наук, проф. кафедры отечественной истории Казанского (Приволжского) федерального университета 

Библиографические ссылки

Список источников

Адо В.И. Вспоминая о прошлом…: Записки русского интеллигента ХХ века // Казань. 2000. №7. С. 34−60; № 8. С. 40−59; № 9. С. 41−54; № 10. С. 95−111; № 11. С. 97−108; № 12. С. 112−120.

Бусыгин Е.П. Жажда совершенства //Счастье жить и творить. Казань: Изд-во Kazan – Казань, 2006. С. 27−264.

Вульфсон Г.Н. Большой двор на тихой улочке в самом центре города (1930-е годы) // Повсе-дневность российской провинции: история, язык и пространство: Матер. 3-й Всерос. летней школы «Провинциальная культура России: подходы и методы изучения истории повседневно-сти» / под ред. С.Ю. Малышевой. Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. С. 248−254.

Вульфсон Г.Н. Страницы памяти. Казань: Kazan − Казань, 2010. 232 с.

Литвин А.Л. Жизнь как выживание: Воспоминания и размышления о прошлом. М.: Собра-ние, 2013. 280 с.

Библиографический список

Аванесян М.О. Организация времени в автобиографическом нарративе // Психологические ис-следования. 2017. Т. 10. № 52. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1403-avanesyan52.html (дата обращения: 29.12.2018).

Источниковедение: учеб. пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 685 с.

Лексина Ю. Как готовилась эта книга // Вульфсон Г.Н. Страницы памяти. Казань: Kazan – Ка-зань, 2010. С. 5−10.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 352 с.

Нарский И.В. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и совет-ское детство (Автобио-историо-графический роман). Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008. 516 с.

Научный путеводитель по Казани и ее окрестностям / науч. ред. и сост. Ю.П. Переведенцев, А.М. Трофимов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. 89 с.

Прошлое школьных зданий: типовые проекты // Форма: Архитектура и дизайн для тех, кто по-нимает. URL: http://www.forma.spb.ru/Arch_project/project-history.shtml (дата обращения: 04.01.2019).

Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания: история школьного строительства в Санкт-Петербурге – Ленинграде – Санкт-Петербурге. 1703–2003.СПб.: Рос.-балт. информ. центр «Блиц», 2003. 144 с.

Шамигулов А.Р. Муниципализация жилья в Казани в 1918−1919 гг.// Казанский посад в про-шлом и настоящем: Сб. статей и сообщений науч.-практ. конференции. Казань: Мастер Лайн, 2002. С. 102−105.

Salnikova A.«Childrenloci» construction in the Soviet city of 1917−1927 // Dialog so vremenem. 2017 (60). P. 222−237.

Salnikova A., Khamitova Zh. School architecture as a way of promotion of Soviet identity in the 1930s’ Stalinist Russia // History of education & Children’s Literature (HECL). 2015. Vol. 10, № 1. P. 177−194.

Загрузки

Опубликован

2019-09-27

Как цитировать

Salnikova, A. (2019). Город детства в автобиографических нарративах казанских историков. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 44(1), 129–137. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2457