Soviet world: conformism and conformists
Keywords:
conformism, socialist realism, Soviet art culture, institutional approach to art, cultural and anthropological approach to art, art sociologyAbstract
The interdisciplinary project devoted to the analysis of a phenomenon of conformism in art is presented in the paper. The review of a problem field of the theoretical workshops organized inUralFederalUniversityin 2012–2015, where literary critics, art critics, linguists, historians, sociologists, philosophers, anthropologists, practicians of literature and cinema took part, is given. The conformism is considered as a cultural and historical phenomenon of the Soviet culture, a form of a specific «culture of consent». Resources of methods of various Humanities capable to explain a phenomenon of the Soviet conformism are analyzed: Bourdieu’s field theory, pragmatic version of sociology of culture, institutional studies, and sociolinguistics. As a result, “conformism” was used at the workshops as the ‘working’ name for the practice of adaptation: artists in the process of interaction with agents of influence assuming dependence on the power, audience, colleagues, etc., are compelled to resort to them. If we proceed from the idea that process of modernization generates conformism and the corresponding psychological type, conformism can be considered as a typical manifestation of the practice of solidarity and cooperation of the subject combining self-sufficiency of the personality and readiness to live without breaking corporate interests. At the same time, conformism is a social orientation based on a mismatch of interests between the subject who feels himself as the owner of qualities unusual for him and the group pressure which is perceived by the subject as something negative, but inevitable.References
Библиографический список
Васильев И.Е. От авангарда к классике: кризис левого искусства и проблема творческой эволюции советских поэтов // Лабиринт. 2013. № 6.
Воробьева М.В. Образы конформистов в текстах культуры советского общества 1960–1980-х гг. // Ла-биринт. 2013. № 6.
Девятова О.Л. Сергей Прокофьев в Советский России: конформист или свободный художник?//Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2013. № 2(6).
Журавлева Н. С. Борьба челябинских авторов за статус советского писателя в 1930-е гг.: мотивации, ресурсы, стратегии//Лабиринт. 2015. № 5.
Ильченко М.С. Советские архитекторы и институты власти в 1930–1950-х гг.: стратегии взаимодейст-вия//Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2013. Вып. 2 (22).
Конформизм: добровольно или принудительно: Круглый стол // Искусство кино. 2014. № 8.
Круглова Т.А. Конформизм как поведенческая стратегия советского художника: генезис на фоне трансформаций литературного поля//Хронологiя радяньскоi культури: константи й трансформацii. Studia Sovietica. Киев; Нежин, 2014. Вип. 3.
Круглова Т.А. Соблазны соцреализма, попытки «зависти», упоение причастностью: о советском художественном конформизме//Неприкосновенный запас. 2014. № 4 (96).
Круглова Т.А. «Левая идея в искусстве»: сопротивление или конформизм?//Вестник Пермского уни-верситета. Сер.: История. 2013. Вып. 2 (22).
Круглова Т.А. «Искреннее приношение свободного художника на алтарь брачного союза с трудовым государством»: случай Сергея Прокофьева//Лабиринт. 2013. № 1.
Лейбович О.В., Королькова А.В. «Фразисты, пустословы, лакировщики…»: критика конформизма советских литераторов в частной переписке 1954 – 1957 гг.//Лабиринт. 2013. № 1.
Литовская М.А. «Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен»: случай Валентина Катаева // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2013. Вып. 2 (22).
Литовская М.А. Творческие возможности демонстративного конформизма советского писате-ля//Неприкосновенный запас. 2014. № 4(96).
Литовская М.А. «Фабульные крючочки и петельки»: поэтика компромисса в творчестве П.П. Бажо-ва//Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (127).
Материалы Круглого стола «Конформизм в искусстве: игра в согласие» (Екатеринбург, 4 декабря 2012 г.). URL: http://journal-labirint.com/?p=1997 (дата обращения: 28.06.2015).
Неменко Е.П. Французская социология искусства о конформизме: от критики к прагматике //Лабиринт. 2013. № 1.
Раскатова Е.М. Конформизм как стратегия культуротворчества художественной интеллигенции поздней советской эпохи // Лабиринт. 2013. № 1.
Рогачева Н.А. «Дух» и «духота» литературной пушнины // Лабиринт. 2013. № 1.
Савкина И.Л. «Для таких, как он, людей, убеждения не нужны» (левое/правое, идеология и культура в дневниках Корнея Чуковского 1920-х гг.) // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2013. Вып. 2 (22).
Трошина Т. М. Переформатирование границ конформизма и нон-конформизма после «оттепели»: студия Н.Г. Чеснокова (г. Свердловск)//Лабиринт. 2015. № 5.
Кruglova T. The conformism of the 60's generation at an aesthetic distance //Kinokultura. Issue 44 (2014).
References
Devyatova O.L. Sergey Prokof'ev v Sovetskiy Rossii: konformist ili svobodnyy khudozhnik? Chelovek v mire kul'tury. Regional'nye kul'turologicheskie issledovaniya. 2013. № 2(6).
Il'chenko M.S. Sovetskie arkhitektory i instituty vlasti v 1930–1950-kh gg.: strategii vzaimodeystviya. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Istoriya. 2013. Vyp. 2 (22).
Konformizm: dobrovol'no ili prinuditel'no: Kruglyy stol. Iskusstvo kino. 2014. № 8.
Kruglova T. The conformism of the 60's generation at an aesthetic distanceю Kinokultura. Issue 44 (2014).
Kruglova T.A. «Iskrennee prinoshenie svobodnogo khudozhnika na altar' brachnogo soyuza s trudovym gosudarstvom»: sluchay Sergeya Prokof'eva. Labirint. 2013. № 1.
Kruglova T.A. «Levaya ideya v iskusstve»: soprotivlenie ili konformizm? Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Istoriya. 2013. Vyp. 2 (22).
Kruglova T.A. Konformizm kak povedencheskaya strategiya sovetskogo khudozhnika: genezis na fone transformatsiy literaturnogo polya. Khronologiya radyan'skoi kul'turi: konstanti y transformatsii. Studia Sovietica. Kiev-Nezhin, 2014. Vip. 3.
Kruglova T.A. Soblazny sotsrealizma, popytki «zavisti», upoenie prichastnost'yu: o sovetskom khu-dozhestvennom konformizme. Neprikosnovennyy zapas. 2014. № 4 (96).
Leybovich O.V., Korol'kova A.V. «Frazisty, pustoslovy, lakirovshchiki…»: kritika konformizma sovetskikh literatorov v chastnoy perepiske 1954 – 1957 gg. Labirint. 2013. № 1.
Litovskaya M.A. «Fabul'nye kryuchochki i petel'ki»: poetika kompromissa v tvorchestve P.P. Bazho-va. I zvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki. 2014. № 2 (127).
Litovskaya M.A. «Tsinizm nyneshnikh molodykh lyudey pryamo neveroyaten»: sluchay Valentina Kataeva. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya. 2013. Vyp. 2 (22).
Litovskaya M.A. Tvorcheskie vozmozhnosti demonstrativnogo konformizma sovetskogo pisate-lya. Neprikosnovennyy zapas. 2014. № 4(96).
Materialy Kruglogo stola «Konformizm v iskusstve: igra v soglasie» (Ekaterinburg, 4 dekabrya 2012 goda). URL: http://journal-labirint.com/?p=1997 (data obrashcheniya: 28.06.2015).
Nemenko E.P. Frantsuzskaya sotsiologiya iskusstva o konformizme: ot kritiki k pragmatike. Labirint. 2013. № 1.
Raskatova E.M. Konformizm kak strategiya kul'turotvorchstva khudozhestvennoy intelligentsii pozdney sovetskoy epokhi. Labirint. 2013. № 1.
Rogacheva N.A. «Dukh» i «dukhota» literaturnoy pushniny. Labirint. 2013. № 1.
Savkina I.L. «Dlya takikh, kak on, lyudey, ubezhdeniya ne nuzhny» (levoe/pravoe, ideologiya i kul'tura v dnevnikakh Korneya Chukovskogo 1920-kh gg.). Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya. 2013. Vyp. 2 (22).
Troshina T. M. Pereformatirovanie granits konformizma i non-konformizma posle "ottepeli": studiya N.G. Chesnokova (g. Sverdlovsk). Labirint. 2015. № 5.
Vasil'ev I.E. Ot avangarda k klassike: krizis levogo iskusstva i problema tvorcheskoy evolyutsii sovetskikh poetov // Labirint. 2013. № 6.
Vorob'eva M.V. Obrazy konformistov v tekstakh kul'tury sovetskogo obshchestva 1960–1980-kh gg. ш. 2013. № 6.
Zhuravleva N. S. Bor'ba chelyabinskikh avtorov za status sovetskogo pisatelya v 1930-e gg.: motivatsii, resursy, strategii. Labirint. 2015. № 5.