«Левая идея в искусстве»: сопротивление или конформизм?

Авторы

  • T.A. Kruglova Уральский федеральный университет

Ключевые слова:

«левая идея», авангардизм, сталинизм, конформизм, символический капитал, социоана- лиз П. Бурдье, поле литературы, французские левые интеллектуалы, художественные стратегии, советские художники.

Аннотация

Презентируется исследовательский проект, цель которого проанализировать устройство поля советского искусства при сталинизме в условиях доминирования политического фактора в сфере культуры; горизонтальные и вертикальные связи в художественной среде; влияние символического капитала западного «левого» сообщества; позиции художников в поле и весь спектр стратегий поведения, обеспечивающих достижение успеха. Исследование построено на сравнении стратегий и дискурсов французских левых интеллектуалов и советских писателей, успешно встроившихся в эстетико-политический проект власти. Сравнительный анализ направлен на прояснение противоречивых концептов левого дискурса, таких как правое/левое, авангардное/консервативное, народное/буржуазное, конформизм/нонконформизм, и конверсии, которая происходит при их переносе из одного национального литературного поля в другое; а также на описание практик творческой и интеллектуальной деятельности, сопряженных с этими концептами. В центре исследования – идея обнаружения сходства и различия исторических и культурных вариантов развертывания единого в своих ментальных истоках проекта Просвещения, в котором творец искусства наделяется важнейшей социальной миссией и символической властью.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе.

М., 2000.

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М., 2011.

Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. М., 2013.

Бурдье П. Производство веры. Вклад в экономику символических благ // Соц. пространство: поля и практики: сб. ст. М., 2005.

Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

Дружба: очерки по теории практик: сб. ст. / под ред. О. Хархордина. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2009.

Круглова Т.А. Советская художественность, или нескромное обаяние соцреализма. Екатеринбург, 2005.

Лабиринт. 2012. №№ 2, 5; 2013. № 1(6). URL: http://journal-labirint.com (дата обращения: 08.07.2013).

Литовская М.А. Феникс поет перед солнцем: феномен Валентина Катаева. Екатеринбург, 1999. Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре / под ред. С. Зенкина. М., 2005.

Сапиро Ж. Французское поле литературы: структура, динамика и формы политизации // Журн. социологии и соц. антропологии. 2004. Т. 7, № 5. С. 126–143.

Artistes/politiques // Sociétés & représentations / sous la dir. de F. Matonti. 2001. №°11.

Bourdieu P. Les Règles de l’art. Genèse et structure du champ littéraire. Editions du Seuil, 1998.

Casanova P. La République mondiale des lettres, Paris, Seuil, 1999.

Heinich N. L’élite artiste. Excellence et singularité en régime dèmocratique. Paris :Gallimard, 2005. Р. 347-351.

Le champ littéraire // Actes de la recherche en sociales. 1990. № 89.

Le réalisme socialiste en France / Sociétés & représentations / sous la dir. de Aron P., Matonti F. et Sapiro G. (dir). 2002. № 15.

Littérature et politique // Actes de la recherche en sciences. 1996. № 111-112.

Matonti F. Intellectuels communistes : une sociologie de l'obéissance politique, La Nouvelle Critique (1967-1980), Paris, La Découverte, 2005.

Sapiro G. La Responsabilité de l’écrivain. Littérature, droit et morale en France (XIXe-XXIe siècles), Seuil, 2011.

Sapiro G. The literary field between the state and the market // Poetics. Journal of Empirical Research on Culture, the Media and the Arts. 2003. Vol. 31, 5-6. Р. 441-461.

References

Berg M. Literaturokratiya: Problema prisvoeniya i pereraspredeleniya vlasti v literature. M., 2000.

Boltanski L., K'yapello E. Novyy dukh kapitalizma. M., 2011.

Boltanski L., Teveno L. Kritika i obosnovanie spravedlivosti: Ocherki sotsiologii gradov. M., 2013.

Burd'e P. Proizvodstvo very. Vklad v ekonomiku simvolicheskikh blag // Sots. prostranstvo: polya i

praktiki: sb. st. M., 2005.

Burd'e P. Sotsiologiya politiki. M.: Socio-Logos, 1993.

Druzhba: ocherki po teorii praktik: sb. st. pod red. O. Kharkhordina. SPb.: Izd-vo Evrop. un-ta, 2009.

Kruglova T.A. Sovetskaya khudozhestvennost', ili neskromnoe obayanie sotsrealizma. Ekaterinburg,

Labirint // http://journal-labirint.com 2012, №№ 2, 5; 2013, № 1(6).

Litovskaya M.A. Feniks poet pered solntsem: fenomen Valentina Kataeva. Ekaterinburg, 1999.

Respublika slovesnosti: Frantsiya v mirovoy intellektual'noy kul'ture // pod red. S. Zenkina. M., 2005.

Sapiro Zh. Frantsuzskoe pole literatury: struktura, dinamika i formy politizatsii // Zhurn. sotsiologii i

sots. antropologii. 2004. T. 7, N 5 S. 126–143.

Artistes/politiques [nazvanie sbornika], sous la dir. de F. Matonti [redaktor], Sociétés &

représentations [nazvanie izdaniya], n°11, février 2001.

Bourdieu P. Les Règles de l’art. Genèse et structure du champ littéraire. Editions du Seuil, 1998.

Casanova P. La République mondiale des lettres, Paris, Seuil, 1999.

Heinich N. L’élite artiste. Excellence et singularité en régime dèmocratique. – Paris :Gallimard, 2005.

– p. 347-351.

« Le champ littéraire » [nazvanie vypuska], Actes de la recherche en sociales [nazvanie zhurnala], 89,

septembre 1990.

« Le réalisme socialiste en France » [nazvanie sbornika], sous la dir. de Aron P., Matonti F. et Sapiro

G. (dir.) [redaktory], Sociétés & représentations [nazvanie izdaniya], n°15, 2002.

« Littérature et politique » [nazvanie vypuska], Actes de la recherche en sciences [nazvanie zhurnala]

sociales, n°111-112, mars 1996.

Matonti F. Intellectuels communistes : une sociologie de l'obéissance politique, La Nouvelle Critique

(1967-1980), Paris, La Découverte, 2005.

Sapiro G. La Responsabilité de l’écrivain. Littérature, droit et morale en France (XIXe-XXIe siècles),

Seuil, 2011.

Sapiro G. “The literary field between the state and the market”, Poetics. Journal of Empirical Research

on Culture, the Media and the Arts, vol. 31, 5-6, octobre-décembre 2003, pp. 441-461.

Загрузки

Опубликован

2020-11-17