П.М. Третьяков и В.В. Стасов: диалог о природе национального изобразительного искусства

O. V. Ignatieva

Аннотация


Рассматривается проблема развития национальной традиции в изобразительном искусстве России во второй половине XIX в. Именно в это время начинает создаваться автономное поле изобразительного искусства в России, свидетельствами чему являются утрата Академией художеств монопольного права на искусство, появление художников-передвижников, а также художественной критики. Обосновывается тезис о том, что в процессе автономизации поля изобразительного искусства большую роль сыграла поддержка художников коллекционерами и художественной критикой, отстаивающими идею национального искусства и национального музея. На основе анализа переписки П.М. Третьякова и В.В. Стасова выясняется, какую роль сыграл каждый из них в развитии публичной дискуссии о национальной живописи. В этот период термин «искусство» начинает переосмысливаться в контексте национального дискурса, запрос на который существовал и у власти, и у интеллигенции. Художники и коллекционеры маневрировали между теми смыслами, которые вкладывались в национальное искусство. Так, художники, первоначально ориентируясь на художественную критику, вступали в дискуссии о понимании как собственного творчества, так и национального искусства в целом. Но в дальнейшем узкий художественный рынок все более ориентировал художников на поддержание связей с меценатами и властью. Интерпретируя идею национального искусства, В.В. Стасов, по сути, состоялся как авторитетный художественный критик. Он выступал в качестве посредника как между художниками и властью, так и между художниками и коллекционерами. Для власти в лице императора Александра III демонстрация лояльности и поддержки творчества художников круга передвижников, официальное посещение открытий выставок, как и соперничество с П.М. Третьяковым не только в приобретении картин, но и в создании национального музея, связаны с обращением к идее народности.

 

doi: 10.17072/2219-3111-2017-2-75-84


Ключевые слова


история России второй половины XIX в.; культура России; частное коллекционирование; изобразительное искусство

Полный текст:

PDF

Литература


Библиографический список

Балагуров Н.В. Император на выставке: казус эпохи модерна // Вестник Пермского университета. Исто-рия. 2015, № 3 (30). С. 15–24.

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. М.: Республика, 1995. 448 с.

Бурдье П. Поле литературы // Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.: отв. ред. перев., сост. и послесл. Н.А. Шматко. М.; СПб.: Алетейя, 2005. С. 365–473.

Вихавайнен Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции / пер. с англ. Б. Герасимовой и С. Чуйкиной. СПб.: Изд. дом «Коло», 2004. 416 с.

Вишленкова Е. Визуальное народоведение, или «Увидеть русского дано не каждому». М.: НЛО, 2011. 384 с.

Вортман Р. Национализм, народность и российское государство // Неприкосновенный запас. 2001, № 17 (3). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2001/3/vort.html (дата обращения: 08.01.2017)

Грабарь И.Э. В память П.М.Третьякова // Выставка в память двадцатипятилетия со дня смерти Павла Михайловича Третьякова. 1898–1923. М., 1923. С. 54.

Игнатьева О.В. От Императорского музея – к музею национальному: значение частного коллекциониро-вания в развитии национальной идеи в России XIX в. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016, № 3 (37). С. 56–62.

Крамской об искусстве. М.: Изобр. искусство, 1988. 176 с.

Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова. М.: Искусство, 1950. Т. 1, 2. 422 с.

Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897. М.;Л.: Искусство, 1949. 283 с.

Прахов А. Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокро-вища России. Б.м., 1903. Т.3. С.148.

Репин И.Е. Письма: Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М.; Л.: Искусство, 1946. 228 с.

Салтыков-Щедрин М.Е. Первая русская передвижная художественная выставка // Собр. соч. в 20 т. М.: Худож. лит., 1970. Т. 9. С. 225–234.

Стасов В.В. О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве // Избр. произведения в 3 т. М.: Искус-ство, 1952. Т.1. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1861_o_znachenii_brullova_i_ivanova.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Стасов В.В. После Всемирной выставки // Избр. произведения в 3 т. М.: Искусство, 1952а. Т.1. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1863_posle_vsemirnoy_vyastavki.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Стасов В.В. Академическая выставка 1863 г. // Избр. произведения в 3 т. М.: Искусство, 1952б. Т.1. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1864_akademicheskaya_vystavka_1863_goda.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства // Избр. произведения в 3 т. М.: Искусство, 1952в. Т.2. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1883_25_let_russkogo_iskusstva.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Стасов В.В. Двадцатилетие передвижников // Избр. произведения в 3 т. М.: Искусство, 1952г. Т.3. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1892_dvadtzatiletie_peredvizhnikov.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Стасов В.В. Искусство XIX в. // Избр. произведения в 3 т. М.: Искусство, 1952д. Т.3. / http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1901_iskusstvo_19_veka.shtml (дата обращения: 08.01.2017).

Тесля А.А. Первый русский национализм…и другие. М.: Европа, 2014. 280 с.

Фёдоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма // Разногласия. Кто платит за культуру? 2016. №10, ноябрь. С. 17–81.

Шабанов А.Е. Передвижники. Между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Изд-во Европейского ун-та. 2015. 336 с.

Шевеленко И. Модернизм как архаизм. Национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: НЛО, 2017. 336 с.

Экштут С.А. Шайка передвижников: История одного творческого союза. М.: Белый город, 2007. 464 с.

References

Balagurov, N.V. (2015), “Emperor at an exhibition: a story from the modern era”, Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya, № 3 (30), pp. 15–24.

Benua, A.N. (1995), Istoriya russkoy zhivopisi v XIX v. [The history of Russian painting in the XIX century], Respu-blika, Moscow, Russia, 448 p.

Burd'e, P. (2005), “Field of literature”, in N.A. Shmatko (ed.), Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki [Social space: fields and practices], Institut jeksperimental'noj sociologii; Moscow; Aleteya, SPb., pp. 365–473.

Vihavaynen, T. (2004), Vnutrenniy vrag: bor'ba s meshchanstvom kak moral'naya missiya russkoyj intelligentsii [In-ner adversary: the struggle against philistinism as the moral mission of the Russian intelligentsia], Izd. dom «Kolo», St. Petersburg, Russia, 416 p.

Vishlenkova, E. (2011), Vizual'noe narodovedenie, ili «Uvidet' russkogo dano ne kazhdomu» [Visual ethnology, or «To see the Russian is not given to everyone»], NLO, Moscow, Russia, 384 p.

Vortman, R. (2001), “Nationalism, nationality and the Russian state”, Neprikosnovennyy zapas, № 17 (3), available at: http://magazines.russ.ru/nz/2001/3/vort.html (accessed 06.06.2017)

Grabar', I.E. (1923), “In memory of P.M. Tretyakov”, in Vystavka v pamyat' dvadcatipyatiletiya so dnya smerti Pavla Mihaylovicha Tretyakova. 1898–1923 [Exhibition in memory of the twenty-fifth anniversary of the death of Pavel Mikhailovich Tretyakov. 1898-1923], Moscow, Russia, p. 54.

Ignatyeva, O.V. (2016), “From imperial to national museum: the importance of private collecting for the development of national ideas in XIX century Russia”, Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke, № 3 (37), pp. 56–62.

Kramskoy ob iskusstve (1988) [Kramskoy about art], Izobr. iskusstvo, Moscow, Russia, 176 p.

Perepiska V.V. Vereshhagina i V.V. Stasova (1950) [Correspondence of V.V. Vereshchagin and V.V. Stasov], Is-kusstvo, Moscow, Russia, vol. 1, 2, 422 p.

Perepiska P.M. Tretyakova i V.V. Stasova. 1874–1897 (1949), [Correspondence of P. M. Tretyakov and V.V. Stasov. 1874 - 1897], Iskusstvo, Moscow; Leningrad, Russia, 283 p.

Prahov, A. (1903), “Alexander III as a figure of Russian art education”, in Hudozhestvennye sokrovishcha Rossii [Art treasures of Russia], w.p., Russia, vol. 3, p. 148.

Repin, I.E. (1946), Pis'ma: Perepiska s P.M. Tretyakovym. 1873–1898 [Letters: Correspondence with P.M. Tretyakov. 1873 - 1898], Iskusstvo, Moscow; Leningrad, Russia, 228 p.

Saltykov-Shchedrin, M.E. (1970), “The First Russian Art Exhibition of Peredvizhniki”, in Sobranie sochineniy v 20 t. [Collected works in 20 volumes], Hudozh. lit., Moscow, Russia, vol. 9, pp. 225–234.

Stasov, V.V. (1952), “On the significance of Bryullov and Ivanov in Russian art]”, in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 volumes], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol. 1, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1861_o_znachenii_brullova_i_ivanova.shtml (accessed06.06.2017)

Stasov, V.V. (1952а), “After the World Exhibition”, in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 volumes], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol. 1, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1863_posle_ vsemirnoy_vyastavki.shtml (accessed06.06.2017)

Stasov, V.V. (1952b), “Academic Exhibition of 1863”, in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 vol-umes], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol. 1, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1864_ akademicheskaya_vystavka_1863_goda.shtml (accessed 06.06.2017)

Stasov, V.V. (1952v), “Twenty-five years of Russian art”, in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 vol-umes], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol. 2, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1883_25_ let_russkogo_iskusstva.shtml (accessd 06.06.2017)

Stasov, V.V. (1952g), “Twenty years of Peredvizhniki”, / in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 vol-umes], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol. 3, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1892_ dvadtzatiletie_peredvizhnikov.shtml (accessed06.06.2017)

Stasov, V.V. (1952d), “Art of the 19th century”, in Izbrannye proizvedeniya v 3 t. [Selected Works in 3 volumes], Is-kusstvo, Moscow, Russia, vol. 3, available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1901_iskusstvo_19_ veka.shtml (accessed06.06.2017)

Teslya, A.A. (2014), Pervyy russkiy natsionalizm…i drugie [The first Russian nationalism … and others], Izdatel'stvo «Evropa», Moscow, Russia, 280 p.

Fedorov-Davydov, A.A. (2016), “Russian Art of Industrial Capitalism”, Raznoglasiya, №10: Kto platit za kul'turu?, Noyabr', pp. 17 – 81.

Shabanov, A.E. (2015), Peredvizhniki. Mezhdu kommercheskim tovarishhestvom i hudozhestvennym dvizheniem. [Peredvizhniki. Between commercial partnership and art movement.], Izd-vo Evropeyskogo universiteta, St. Peters-burg, Russia, 336 p.

Shevelenko, I. (2017), Modernizm kak arhaizm. Natsionalizm i poiski modernistskoy estetiki v Rossii [Modernism as archaism. Nationalism and the search for modernist aesthetics in Russia.] NLO, Moscow, Russia, 336 p.

Ekshtut, S.A. (2007), Shayka peredvizhnikov: Istoriya odnogo tvorcheskogo soyuza [The Gang of Peredvizhniki. The history of one creative union], Belyy gorod, Moscow, Russia, 464 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Вестник Пермского университета. История на elibrary