Школа Лотмана: европейские интеллектуалы на советской почве

Авторы

  • I. V. Narskiy Южно-Уральский государственный университет

Ключевые слова:

интеллектуалы, тартуско-московская семиотическая школа, «школа Лотмана», культурное кодирование, научная коммуникация

Аннотация

Предпринята попытка интерпретации одного из интеллектуальных сообществ в СССР – тартуско-московской школы – как одновременно европейского и советского феномена. Хотя библиография о школе Лотмана и самом Лотмане весьма обширна, вопрос о советском семиотическом направлении как специфически функционировавшем интеллектуальном сообществе обсуждался редко. Исходя из идеально-типической характеристики интеллектуалов, систематически изложенной в работах немецкого социолога Б. Гизена, делается вывод о том, что описанные им организация и коммуникативные процедуры интеллектуальных сообществ в целом могут быть использованы при характеристике школы Лотмана. Имеется в виду прежде всего обеспечение ее самоизоляции и дистанцирования от власти, официальной науки и официальной ученой аудитории с целью сохранения автономии. Вместе с тем у тартуско-московской школы были особенности, сложившиеся благодаря специфическим, советским, условиям существования. Сохранение дистанции по отношению к власти объяснялось и враждебно-подозрительным отношением ее к группе приверженцев семиотики. Недоброжелательное отношение и подозрительность, угроза преследований и преследования усиливали желание самоизолироваться, чтобы сохранить свободу. Неблагоприятные внешние условия породили тягу к специфическому, непонятному для цензуры, «тайному» языку и нежелание участвовать в политике, провоцировали на конструирование научных традиций в обход традиций советских и на союзы с авторами сомнительных идей. Стремление к самоизоляции вкупе с ограничениями научной коммуникации, неизбежными в условиях «железного занавеса», могут рассматриваться и как одна из причин того, что участники школы Лотмана не заметили или проигнорировали ряд продуктивных научных идей, подготовивших антропологический поворот в гуманитарных науках. doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-56-63

Биография автора

I. V. Narskiy, Южно-Уральский государственный университет

Докт. ист. наук, проф., директор Центра современных куль-турно-исторических исследований Южно-Уральского государственного университета (нацио-нального исследовательского университета)

Библиографические ссылки

Бибилографический список:

Берелович А. О культе личности и его последствиях (заметки о позднесоветском интеллектуальном сообществе) // Новое литературное обозрение. 2006. № 76. URL: http://magazines.russ.ru/

nlo/2005/76/be3.html (дата обращения: 30.06.2016).

Гаспаров Б.М. В поисках «другого» (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х гг.) // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 213–236.

Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество М.Ю. Лотмана. М.: Новое литературное обозрение., 1999. 384 с.

Живов В.М. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // НЛО. 2009. № 98. С. 11–26.

Жолковский А. К переосмыслению канона: советские классики-нонконформисты в постсоветской перспективе // НЛО. 1998. № 29. С. 55–68.

Зенкин С. Уровень совокупного знания // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77 (дата обращения: 25.07.2016).

Кван К.С. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М.: НЛО, 2003. 176 с.

Кузовкина Т. Один день профессора Ю.М. Лотмана // Новый мир. 2015. № 3. С. 140–153.

Левин Ю.И. «За здоровье Ее Величества!» // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / под ред. С. Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С.309–311.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 282 с.

Франк С.К. Взрыв как метафора культурного семиозиса // Новое литературное обозрение. 2012. №. 115. С. 12–30.

Giesen B. Die Intellektuellen und die Nation: eine deutsche Achsenzeit. Frankfurt/M., 1993. 280 S.

Giesen B. Kollektive Identität: Die Intellektuellen und die Nation 2. Frankfurt/M., 1999. 360 S.

Hroch M. Die Vorkämpfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Völkern Europas. Eine vergleichende Analyse zur gesellschaftlichen Entwicklung der patriotischen Gruppen, Uni-versitata-Karlova. Praha. 171 S.

Lepenies W. Aufstieg und Fall der Intellektuellen in Europa. Frankfurt/M.; New York, 1992. 95 S.

Waldstein M. Soviet Empire of Signs: A History of the Tartu School of Semiotics. Saarbrücken: VDM Verlag, 2008. 219 р.

Wulff D. Wissenschaftskultur in Russland am Beispiel der Geschichtswissenschaften // Zeit-schrift für Geschichtswissenschaft. 2004. 52/10. S. 886–893.

References

Berelovich, A. (2006), “About personality cult and its aftermath (notes about the late Soviet intellectual socie-ty)”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 76, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/be3.html (accessed 30.06.2016).

Egorov, B.F. (1999), Zhizn i tvorchestvo Yu.M. Lotmana [Life and creative work of Yu.M. Lotman], NLO, Mos-cow, Russia, 384 p.

Frank, S.K. (2012), “Explosion as a metaphor of cultural semiosis”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 15, pp. 12–30.

Gasparov, B.M. (1998), “In search of «the different» (French and East European semiotics at the turn of the 1970s”, in Nekljudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semioticheskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 213-236.

Giesen, B. (1993), Die Intellektuellen und die Nation: eine deutsche Achsenzeit, Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M., Germany, 280 p. Giesen, B. (1999), Kollektive Identität: Die Intellektuellen und die Nation 2, Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M., Germany,, 360 p.

Hroch, M. (1968), Die Vorkämpfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Völkern Europas. Eine verglei-chende Analyse zur gesellschaftlichen Entwicklung der patriotischen Gruppen, Universitata-Karlova, Praha, Czech Republic, 171 p.

Kuzovkina, T. (2015), “A day of professor Yu.M. Lotman”, Novyy mir, № 3, pp. 140–153.

Kvan, K.S. (2003), Osnovnye aspekty tvorcheskoy evolutsii Yu.M. Lotmana: „ikonichnost'“, „prostranstven-nost'“, mifologchnost'“, „lichnostnost‘“ [Main aspects of creative evolution of Yu.M. Lotman: „iconicity“, „spa-tiality“, „mythicalness“, „personhood“], NLO, Moscow, Russia, 176 p.

Lepenies, W. (1992), Aufstieg und Fall der Intellektuellen in Europa, Campus, Frankfurt/M.–N.Y., Germany-USA, 95 p.

Levin, Yu.I. (1998), „To the health of Her Majesty!”, in Nekljudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semio-ticheskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 309–312. Lotman, Yu. M. (1970), Struktura chudozhestvennogo teksta [The structure of literary text], Iskusstvo, Moscow, Russia, 384 p. Lotman, Yu. M. (1992), Kul'tura i vzryv [Culture and explosion], Gnozis, Moscow, Russia, 272 p.

Toporov, V.N. (1998), “Instead of recollections”, in Neklyudov, S. Yu. (ed.), Moskovsko-tartuskaya semiotich-eskaya shkola: Istoriya, vospominaniya, razmyshleniya, Shkola “Yazyki russkoy kultury, Moscow, Russia, pp. 330–347.

Waldstein, M. (2008), Soviet Empire of Signs: A History of the Tartu School of Semiotics, VDM Verlag, Berlin, Germany, 219 p.

Wulff, D. (2004), „Wissenschaftskultur in Russland am Beispiel der Geschichtswissenschaften“, Zeitschrift für Geschichtswissenschaft, № 52/10, pp. 886-893. Zenkin, S. (2006), “Standard of total knowledge”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 77, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77 (accessed 25.07.2016).

Zhivov, V.M. (2009), “The Tartu–Moscow semiotics: its progress and restrictions”, Novoe literaturnoe obozre-nie, № 98, pp. 11–26.

Zholkovskiy, A. (1998), “To the canon reconsideration: Soviet classics-nonconformists in post-Soviet pro-spects”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 29, pp. 55–68.

Загрузки

Опубликован

2019-11-23

Как цитировать

Narskiy, I. V. (2019). Школа Лотмана: европейские интеллектуалы на советской почве. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 38(3), 56–63. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2708