Эффективность пространственной организации внутрирегиональной транспортной сети (на примере железнодорожного транспорта Пермского края)
Keywords:
оптимизация транспортной системы, транспортная сеть, железнодорожный транспорт, эффективность грузоперевозок, транспортно-логистическая конгруэнтность, внутрирегиональное территориально-экономическое взаимодействиеAbstract
Вопросы изучения пространственной организации региональных транспортных сетей имеют важное теоретическое и практическое значение. Решение проблем функционирования транспортного комплекса с географической точки зрения связано с эффективностью развития иных сфер жизнедеятельности населения в пределах территориальных общественных систем. Цель исследования – обоснование подходов для оценки соответствия пространственной организации транспортной сети основным направлениям грузоперевозок промышленных товаров внутри регионально-экономического комплекса. Объектом исследования является сеть железнодорожного транспорта Пермского края. Эффективность пространственной организации транспортной сети оценивается на основе показателей расстояния между наиболее активно взаимодействующими пунктами (железнодорожными станциями, обслуживающими важнейшие территориально-экономические сочетания региона), а также соотношения этих расстояний с данными по объемам перевозок. Низкая эффективность наблюдается при несоответствии транспортной сети пространственной структуре грузоперевозок. Напротив, при соотносимости основных грузопотоков с транспортной сетью наблюдается эффект конгруэнтности, свидетельствующий об эффективности транспортно-логистической подсистемы региона. На основании количественных расчетов делаются выводы о недостатках в пространственной сети железнодорожного транспорта Пермского края, относительно невысокой связности Верхнекамья и центральной части региона с его южными районами, которые ослабляют внутрирегиональное технолого-экономическое взаимодействие, региональные рынки промышленных товаров и эффективность территориальной организации экономики Уральского Прикамья в целом. В статье представлены и обоснованы возможные варианты оптимизации транспортной сети Пермского края с учетом различных факторов. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №17-78-10066).DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2079-7877-2018-4-44-53Поступила в редакцию: 20.03.2018References
Лучников А.С., Николаев Р.С. Основные элементы и особенности территориальной организации промышленного комплекса Пермского края // Уч. зап. Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т.3(69). №4. С. 101–113.
Лучников А.С., Николаев Р.С. Территориальное планирование промышленных комплексов (на примере Березниковско-Соликамского промышленного узла) // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: мат. межд. науч. конф. в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. Пермь, 2017. С. 384–391.
Николаев Р.С. Оценка эффективности и возможностей оптимизации транспортно-логистических процессов в территориальных общественных системах // Геопоиск-2016: мат. I всерос. конгресса молодых ученых-географов. Тверь, 2016. С. 512–534.
Николаев Р.С. Пространственно-функциональная структура территориальной транспортно-логистической системы Пермского края: автореф. дис. … канд. геогр. наук. Пермь, 2013. 24 с.
Постановление Правительства Пермского края от 30.10.2017 №879-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 №780-п «Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края». URL: http://msa.permkrai.ru/about/gradostroitelnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 01.03.2018).
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
Транспорт и связь в России. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. 112 с.
Luchnikov A.S, Nikolaev R.S. Directions for optimizing of the economic framework as an instrument for regional development // R-Economy, 2017. Vol. 3. Issue 4, pp. 213–230.
Rodrigue J.P., Comtois C., Slack B. The Geography of Transport Systems. Fourth edition / Routledge – NY, 2017. 440 p.