К вопросу о преобразовании исторического ядра города Перми

Authors

  • Сергей Александрович Меркушев Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь

Keywords:

урбанизация, историческое ядро города, трансформация территориально-функциональной структуры, Горнозаводская железная дорога, система городского транспорта

Abstract

В контексте современных урбанизационных тенденций анализируются управленческие решения по функциональной трансформации территории исторического ядра г. Перми, заключающиеся в переносе ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод “Ремпутьмаш“» и ликвидации участка Горнозаводской железной дороги. Акцентируется внимание на меняющихся подходах к преобра­зо­ванию городских территорий, в том числе с точки зрения используемых для этих целей механизмов. Рассматриваются предложения по преобразованию названного сегмента исторического ядра регио­наль­ного центра, которые, по мнению автора, заслуживают обсуждения как в научных, так и в общест­венных кругах. Выявляются возможные негативные последствия ликвидации участка Горно­заводской железной дороги для пространственного развития города, его территориально-функ­циональной трансформации и транспортно-географического положения в стране. Предлагаются альтернативные подходы, позволяющие интегрировать набережную Камы в пространство исторического ядра г. Перми.DOI: 10.17072/2079-7877-2018-3-38-45Поступила в редакцию: 12.01.2018 

Author Biography

Сергей Александрович Меркушев, Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь

SPIN-код: 2470-2962

References

Глава Усть-Катава выступил в Совфеде и предложил использовать трамваи для междугороднего сообщения // Рамблер. URL: https://news.ramb-ler.ru/other/38613544-glava-ust-katava-vystupil-v-sovfede-i-predlozhil-ispolzovat-tramvai-dlya-mezhdugorodnego-soobscheniya/ (дата обращения: 01.01.2018).

Главный транспорт на Урале укрепляет позиции // Эксперт-Урал. 2017. №51(753). С. 8–9.

Ермак С. Обретение смысла // Эксперт-Урал. 2014. №40(617). С 12–18.

Кожевникова А. Иван Гринько: Безумная тяга побыть столицей уже вышла из моды // Новый компаньон. 2017. №45(949). С 22–23.

Мастер-план // Муниципальное образование город Пермь. URL: http://www.gorodperm.ru/actions/building-up/gradostroi/genplan/master_plan/ (дата обращения: 31.12.2017).

Меркушев С.А. Трансформация городской среды и развитие городского электрического транспорта г. Перми // Географический вестник. 2016. №2(37). С 49–60.

Меркушев С.А., Погодин А.В., Пьянкова А.В. Пассажирские перевозки в Пермской агломерации: современное состояние, проблемы, перспективы // Географический вестник. 2005. № 1–2. С. 44–51.

Москва и РЖД потратят на «наземное метро» 40 млрд рублей // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/moscow/587593 (дата обращения: 01.01.2018).

Основные положения материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Перми. Пермь: Архитектурно-планировочное управление администрации г. Перми, 2010. 119 с.

О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTU-RE_ID=704&layer_id=5104&id=3997 (дата обращения: 01.01.2018).

Пермская область. Комплексная схема районной планировки. Проект. Т. 3. СПб.: Научно-проектная фирма «Энко», 1996. 108 с.

Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991. 319 с.

Петер Цумтор предложил построить новое здание ПГХГ вдоль Камы и в виде «корабля» // Новый компаньон. URL: https://www.newsko.ru/news/nk-507931.html (дата обращения: 31.12.2017).

Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Перми. СПб.: Научно-проектная фирма «Энко», 2002. 256 с.

Родоман Б.Б. Автомобиль в тупике // География. 2010. №23(919) С. 6–13.

Савельева Е.О. Рельсовый транспорт в постсоветских городах с линейно-расчлененной планировочной структурой (на примере г. Перми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2016. №1(21). С. 101–119 . URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_25644245_48785531.pdf (дата обращения: 31.12.2017).

Технический проект новой железнодорожной линии район Кунгура (Кукуштан) – район Пибаньшура. Схема линии. Свердловск: Изд-во проектно-изыскательского института «Уралгипротранс», 1983.

Торбеев Д. Балкон с видом на Каму // Новый компаньон. 2009. №28(562).

Шестаков А. Наши проекты реальны // Российская газета – Неделя – Пермский край. 2017. №7385(219). URL: https://www.rg.ru/2017/09/28/reg-pfo/reshetnikov-rasskazal-o-krupnyh-infrastrukturnyh-proektah-v-prikame.html (дата обращения: 06.01.2018).

Landschaftspark Duisburg-Nord. URL: http://www.landschaftspark.de/startseite (дата обращения: 31.12.2017).

Parc André-Citroën // PRINCIPAUX PARCS, JARDINS ET SQUARES URL: http://equipement.paris.fr/parc-andre-citroen-1791 (дата обращения: 31.12.2017).

Published

2018-10-09

How to Cite

Меркушев, С. А. (2018). К вопросу о преобразовании исторического ядра города Перми. Geographical Bulletin, (3), 38–45. Retrieved from http://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/1731

Issue

Section

Economic, Social and Political Geography

Most read articles by the same author(s)