КОНСУЛЬТАТИВНО-СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ: МЕЖДУ ДЕЛИБЕРАЦИЕЙ И ИМИТАЦИЕЙ

Авторы

  • Кирилл Александрович Шамшура НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-3-79-89

Ключевые слова:

консультативно-совещательные органы; общественные советы; общественный контроль; гражданское общество; культурное наследие; культурная политика

Аннотация

Предпринята попытка дать ответ на вопрос о том, почему в одних регионах консультативно-совещательные органы по вопросам культурного наследия при высших должностных лицах и высших органах исполнительной власти субъектов РФ действительно становятся институтами-медиаторами (посредниками), обеспечивающими гражданское участие в процессе выработки и принятия политико-управленческих решений, а в других лишь имитируют взаимодействие власти и общества. В качестве примеров для сравнительного анализа выбраны КСО из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей – регионов с высокой концентрацией объектов культурного наследия. Каждый из этих органов возник в различных условиях и по разным причинам, что обусловило траектории их развития. При этом ни один из КСО не имел автономии, находясь в зависимости от региональных властей. Сделан вывод о том, что КСО в ряде случаев были способны оказывать влияние на принятие политико-управленческих решений. Однако результативность их деятельности как институтов-медиаторов полностью зависела от: 1) заинтересованности высших должностных лиц субъектов РФ во взаимодействии с общественными объединениями и экспертными сообществами для решения проблем; 2) участия в КСО представителей общественных объединений, активно выступающих за сохранение культурного наследия.

Биография автора

Кирилл Александрович Шамшура , НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

аспирант 3-го курса Департамента политологии и международных отношений

Библиографические ссылки

Барабашев, А. Г. (2016) ‘Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии’, Вопросы го¬су¬дарственного и муниципального уп-рав¬ления, 3, сс. 163–194. [Bara¬ba-shev, A. G. (2016) ‘Crisis of State Gov-ernance and its Influence on Basic Ad-ministrative Paradigms of State and Bu-reaucracy’ [Krizis gosudarstvennogo up-ravleniya i ego vliya¬nie na osnovnye ad-ministrativnye paradig¬my gosudarstva i biurokratii], Public Admi¬nis¬tration Issues, 3, pp. 163–194. (In Russ.)].

Брянцев, И. И., Евстифеев, Р. В. (2020) ‘Про-блемы оценки эффективности институ-тов государственно-общественного управления (на примере Общественных палат Владимирской и Саратовской об-ластей)’, Вопросы государственного и муниципального управления, 1, сс. 115–136. [Bryantsev, I. I., Evstifeev, R. V. (2020) ‘Problems of Evaluating the Effec-tiveness of the Institutions of State and Society Interaction (The Cases of Re-gional Public Chambers of the Vladimir and Saratov Regions)’ [Рroblemy otsenki effektivnosti institutov gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya (na pri-mere obshchestvennykh palat Vladi-mirskoi i Saratovskoi oblastei)], Public Administration Issues, 1, pp. 115–136. (In Russ.)].

Вяткин, И. О., Кабанов, Ю. А., Карягин, М. Е., Кукарцев, С. М., Миронов, П. Д. (2021) ‘Условия информационной открытости общественных консультативных сове-тов в Санкт-Петербурге: сравнитель-ный анализ’, Вестник Пермского уни-верситета. Серия: Политология, 2, сс. 129–141. [Vjatkin, I. O., Kabanov, Ju. A., Karjagin, M. E., Kukarcev, S. M., Mi-ro¬nov, P. D. (2021) ‘Information open-ness of public advisory councils in St. Pe-tersburg: comparative analysis of condi-tions’, [Uslovija informacionnoj otkryto-sti obshhestvennyh konsul'tativnyh sovetov v Sankt-Peterburge: sravnitel'nyj analiz], Vestnik Permskogo universiteta. Serija: Politologija, 2, рp. 129–141. (In Russ.)].

Горный, М. Б. (2011) ‘Общественно-кон¬сульта-тивные структуры при органах власти: опыт Санкт-Петербурга’, Телескоп: журнал социологических и маркетинго-вых исследований, 2, сс. 14–24. [Gornyj, M. B. (2011) ‘Public Advisory Structures under Government Bodies: The Experi-ence of St. Petersburg’ [Obshhestvenno-konsul'tativnye struktury pri organah vlasti: opyt Sankt-Peterburga’, Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2, pp. 14–24. (In Russ.)]

Дьякова, Е. Г. (2017) ‘Общественные советы при органах исполнительной власти: к вопросу об общественном контроле’, Теории и проблемы политических ис-следований, 6 (3А), сс. 96–117. [D'yako-va, E. G. (2017) ‘Public councils at the regional level: some areas of activity’ [Obshchestvennye sovety pri organakh ispolnitel'noi vlasti: k voprosu ob ob-shchestvennom kontrole], Theories and Problems of Political Studies, 6 (3A), pp. 96–117. (In Russ.)].

Дьякова, Е. Г., Трахтенберг, А. Д. (2019) ‘Об-щественные советы при органах ис-полнительной власти: эксперты, кон-тролеры или мирские челобитчики?’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6 (154), сс. 180–201. [D'yakova, E. G., Trahtenberg, A. D. (2019) ‘Public Coun-cils under the Executive Branch: Experts, Supervisors, or Worldly Petitioners?’ [Obshchestvennye sovety pri organah ispolnitel'noj vlasti: eksperty, kontrolery ili mirskie chelobitchiki?], Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 6 (154), pp. 180–201. (In Russ.)].

Евстифеев, Р. В. (2018) ‘Общественные палаты субъектов Российской Федерации в си-стеме управления региона: основные проблемы функционирования и оценки эффективности работы’, Научный ре-зультат. Социология и управление, 4 (4), сс. 87–100. [Evstifeev, R. V. (2018) ‘Public chambers of the subjects of the Russian Federation in the regonal system of government: the main problems of functioning and evaluation of the effi-ciency of work’, [Obshhestvennye palaty sub'ektov Rossijskoj Federacii v sisteme upravlenija regiona: osnovnye problemy funkcionirovanija i ocenki jeffektivnosti raboty], Research Result. Sociology and management, 4 (4), pp. 87–100. (In Russ.)]. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-4-0-8

Мерсиянова, И. В., Якобсон, Л. И. (2011) ‘Со-трудничество государства и структур гражданского общества в решении со-циальных проблем’, Вопросы государ-ственного и муниципального управле-ния, 2, сс. 5–24. [Mersijanova, I. V., Jak-obson, L. I. (2011) ‘Cooperation between the state and civil society structures in solving social problems’ [Sotrudnichestvo gosudarstva i struktur grazhdanskogo ob-shhestva v reshenii social'nyh problem], Public Administration Issues, 2, pp. 5–24. (In Russ.)]

Нездюров, А. Л., Сунгуров, А. Ю. (2008) ‘Вза-имодействие органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в обществен-но-политической жизни современной России’, в: Якобсон, Л. И. (ред.) Фак-торы развития гражданского обще-ства и механизмы его взаимодействия с государством. Москва: Вершина, сс. 209–236. [Nezdyurov, A. L., Sungurov, A. Yu. (2008) ‘Interaction between gov-ernment bodies and civil society struc-tures: possible models and their imple-mentation in the socio-political life of modern Russia’ [Vzaimodejstvie organov vlasti i struktur grazhdanskogo ob-shchestva: vozmozhnye modeli i ih real-izaciya v obshchestvenno-politicheskoj zhizni sovremennoj Rossii]. In L. I. (eds.) Factors in the development of civil society and mechanisms of its interaction with the state [Faktory razvitiya grazhdanskogo obshchestva i mekhanizmy ego vzai-modejstviya s gosudarstvom]. Moscow: Vershina, pp. 209–236. (In Russ.)].

Петрова, Л. А., Сунгуров, А. Ю. (2012) ‘Ин-ституты-посредники между органами власти и обществом: Случай Санкт-Петер¬бурга’, Вопросы государственно-го и муниципального управления, (2), сс. 78–96. [Petrova, L. A., Sungurov, A. Y. (2012) ‘Mediators Institutes between Government and Society: Case of Saint- Petersburg’ [Instituty-posredniki mezhdu organami vlasti i obshchestvom: Sluchaj Sankt-Peterburga], Public Administration Issues, (2), pp. 78–96. (In Russ.)].

Руденко, В. Н. (2007) ‘Консультативные обще-ственные советы в системе делибера-тивной демократии’, Сравнительное конституционное обозрение, 4, сс. 118–125. [Rudenko, V. N. (2007) ‘Consulta-tive public councils in the system of de-liberative democracy’ [Konsul'tativnye obshhestvennye sovety v sisteme deliber-ativnoj demokratii], Sravnitel'noe kon-stitucionnoe obozrenie, 4, pp. 118–125. (In Russ.)]

Сулимов, К. А. (2018) ‘Системы консультатив-но-совещательных органов в современ-ной России как институциональные условия соуправления: между унифи-кацией и разнообразием’, Вестник Пермского университета. Серия: По-литология, 1, сс. 5–23. [Sulimov, K. A. (2018) ‘Systems of Consultative and Ad-visory Bodies in Contemporary Russia as Institutional Conditions for Co-Governance: Between Unification and Diversity’ [Sistemy konsul'tativno-sove-shchatel'nykh organov v sovremennoi Rossii kak institutsional'nye usloviya soupravleniya: mezhdu unifikatsiei i raznoobraziem], Vestnik Permskogo uni-versiteta. Seriya: Politologiya, 1, pp. 5–23. (In Russ.)]. DOI: 10.17072/2218-1067-2018-1-5-23

Сунгуров, А. Ю., Дубровский, Д. В., Каря-гин, М. Е., Тиняков, Д. К (2020) ‘Об-щественно-консультативные советы как форма вовлечения экспертного знания в процесс политико-управленческих решений (на примере г. Санкт-Петер¬бурга)’, Вопросы госу-дарственного и муниципального управ-ления, 2, сс. 7–31. [Sungurov, A. Y., Dubrovsky, D. V., Karyagin, M. E., Tiniakov, D. K (2020) ‘Public Consulata-tive Councils as a Way of Involving Ex-pert Knowledge in Policy Decision Pro-cess (Case of St. Petersburg)’ [Ob-shchestvenno-konsul'tativnye sovety kak forma vovlecheniya ekspertnogo znaniya v process politiko-upravlen¬cheskih resh-enij (na primere g. Sankt-Peterburga)], Public Administration Issues, 2, pp. 7–31. (In Russ.)] .

Тарасенко, А., Дубровский, Д., Стародуб-цев, А. (2011) Навести мосты между обществом и государством: обще-ственно-консультативные структуры в регионах Северо-Запада. Санкт-Петербург: Реноме. [Tarasenko, A., Du-brovskij, D., Staro¬dubcev, A. (2011) Building bridges between society and the state: public advisory structures in the re-gions of the North-West [Navesti mosty mezhdu obshhestvom i gosudarstvom: obshhestvenno-konsul'ta¬tiv¬nye struktury v regionah Severo-Zapada]. Sankt-Peterburg: Renome. (In Russ.)] .

Турцева, К. П. (2023) ‘«Экспертная сбаланси-рованность» в общественных экологи-ческих советах регионов России’, Ars Admi¬nistrandi, 3 (15), сс. 471–494. [Turtseva, Ch. P. (2023), ‘“Fair balance” in the Russian regional public environ-mental councils’ [Jekspertnaja sbalan-sirovannost' v obshhestvennyh jekologicheskih sovetah regionov Rossii], Ars Administrandi, 3 (15), pp. 471–494. (In Russ.)]. DOI: 10.17072/2218-9173-2023-3-471-494.

Шамшура, К. А. (2023) ‘Общественно-консуль-та¬тивные советы по вопросам культур-ного наследия в российских регионах: информационная открытость и персо-нальный состав’, Вестник Томского госу¬дарственного университета, 494, сс. 115–124. [Shamshura, K.A. (2023) ‘Public advisory councils for cultural her-itage in the Russian regions: Information openness and composition’ [Ob-shhestvenno-konsul'tativnye sovety po voprosam kul'turnogo nasledija v ros-sijskih regionah: informacionnaja otkry-tost' i personal'nyj sostav], Tomsk State University Journal, 494, pp. 115–124. (In Russ.)]. DOI: 10.17223/15617793/494/12

Guston, D. H. (2001) ‘Boundary organizations in environmental policy and science: an in-troduction’, Science, technology & human values, 26 (4), pp. 399-408.

Knox, C., Janenova, S. (2017) ‘Public councils in Kazakhstan: a case of emergent participa-tive democracy?’, Central Asian Survey, 2 (37), pp. 305–321. DOI: 10.1080/02634937.2017.1410467

Lee, A. K. (2016) ‘Heritage conservation and ad-vocacy coalitions: the state-society con-flict in the case of the Enning Road rede-velopment project in Guangzhou’, Inter-national Journal of Heritage Studies, 22 (9), pp. 729–747.

McCarthy L.A, Stolerman K.A, Tikhomirov A.V. (2020) ‘Managed Civil Society and Police Oversight in Russia: Regional Police-Public Councils’, Europe-Asia Studies, 9 (72), pp. 1498–1522. DOI: 10.1080/09668136.2020.1832964

Mozaffari, A. (2015) ‘The heritage ‘NGO’: A case study on the role of grass roots her-itage societies in Iran and their percep-tion of cultural heritage’, International Journal of Heritage Studies, 21 (9), pp. 845–861.

Owen C., Bindman E. (2019) ‘Civic Participation in a Hybrid Regime: Limited Pluralism in Policymaking and Delivery in Contempo-rary Russia’, Government and Opposition, 1 (54), pp. 98–120. DOI:10.1017/gov.2017.13

Petrov, N., Lipman, M., Hale, H. E. (2014) ‘Three dilemmas of hybrid regime gov-ernance: Russia from Putin to Putin’, Post-Soviet Affairs, 30 (1), pp. 1–26 .

Pollock-Ellwand, N. (1992) ‘Heritage Advocacy in the Cultural Landscape’, APT Bulletin: The Journal of Preservation Technology, 24 (3/4), pp. 71–78.

Sabatier, P. A., Weible, C. M. (2007) ‘The Advo-cacy Coalition Framework: Innovations and Clarifications’, in Sabatier, P. A. (ed.) Theories of the Policy Process. Boulder; Colo: Westview Press, pp. 189–220.

Загрузки

Опубликован

2024-10-11

Как цитировать

Шамшура , К. А. (2024). КОНСУЛЬТАТИВНО-СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ: МЕЖДУ ДЕЛИБЕРАЦИЕЙ И ИМИТАЦИЕЙ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 18(3). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-3-79-89

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии