ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В СТЕПЯХ ЗАБАЙКАЛЬЯ: МНЕМОНИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Авторы

  • Дмитрий Валерьевич Ефременко Институт научной информации по общественным наукам РАН https://orcid.org/0000-0001-6988-472X

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-3-86-98

Ключевые слова:

политика памяти; Республика Бурятия; мнемонические акторы; памятники; коммеморации; этничность

Аннотация

Анализируются проблемы политики памяти в современной Бурятии. Пример Бурятии демонстрирует особенности политики памяти на уровне региона, где мнемонические взаимодействия и нарративы могут отличаться от соответствующих процессов на федеральном уровне. Как и большинство регионов со статусом автономии, Бурятия отличается более напряженным режимом исторической памяти по сравнению с регионами, где этничность не имеет территориального измерения. Рассмотрены взаимодействия ключевых мнемонических акторов, выявлены основные зоны конфликтов, связанные с различными трактовками исторического прошлого. Особое внимание уделяется политике памяти, связанной с ролью буддизма в истории и культуре региона.

Биография автора

Дмитрий Валерьевич Ефременко, Институт научной информации по общественным наукам РАН

главный научный сотрудник, заместитель директора

Библиографические ссылки

Амоголонова, Д. Д., Батомункуев, С. Д., Варнавский, П. К., Куклина, В. В., Мисюркеева, Ю. С., Содномпилова, М. М. (2008) Буряты: социокультурные практики переходного периода. Иркутск: МИОН. [Amogolonova, D. D., Batomunkuev, S. D., Varnavskiy, P. K., Kuklina, V. V., Misyurkeeva, Yu. S., Sodnompilova, M. M. (2008) Buryats: Sociocultural Practices of the Transitional Period [Buriaty: sociokulturnye praktiki perehodnogo perioda]. Irkutsk: MION. (In Russ.)].

Амоголонова, Д. Д. (2012) ‘Возвращение хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии’, Вестник Бурятского государственного университета, 7, cс. 65–70. [Amogolonova, D. D. (2012) ‘The Return of Khambo Lama Iti-gelov and the New Concept of the Revival of Buryatia’ [Vozvrashcheniye kham-bo-lamy Itigelova i novaya kontseptsiya vozrozhdeniya Buryatii], Bulletin of the Buryat State University, 7, pp. 65–70. (In Russ.)].

Балдано, М. Н., Варнавский, П. К. (2017) ‘«Великая Монголия»: концепция политического единства и попытка ее реализации (1900-1920 гг.)’, Вестник Томского государственного университета, 419, сс. 99–108. [Baldano, M. N., Varnavskiy, P. K. (2017) ‘"Great Mongo-lia": the Concept of Political Unity and an Attempt to Implement It (1900-1920)’ [«Velikaya Mongoliya»: kontseptsiya politicheskogo yedinstva i popytka yeye realizatsii (1900-1920 gg.)], Tomsk State University Bulletin, 419, pp. 99–108. (In Russ.)].

Варнавский, П. К. (2011) ‘«Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии’, Антропологический форум, 14, сс. 192–211. [Varnavskiy, P. K. (2011) ‘”National” Religion in the Context of Globalization: Traditional Bud-dhism in Modern Buryatia’ [“Nazionalnaya” religia v kontekste globalizatsii: Traditsionnyj buddhism v sovremennoj Buryatii], Anthropological Forum, 14, pp. 192–211. (In Russ.)].

Варнавский, П. К. (2012) ‘Конструирование социокультурных границ в дискурсе бурятской этничности (начало XXI в.)’, Debaty Artes Liberales: Пограничье культур – культуры пограничья, Warszawa, VI, сc. 244–267. [Varnavskiy, P. K. (2012) ‘Constructing Socio-Cultural Boundaries in the Discourse of Buryat Ethnicity (Early 21st Century)’ [Konstruirovaniye sotsiokul'turnykh granits v diskurse buryatskoy etnichnosti (nachalo XXI v.)], Debaty Artes Liber-ales: Borderlands of Cultures – Cultures of Borderlands, Warszawa, VI, pp. 244–267. (In Russ.)].

Дашибалова, И. Н. (2017) ‘Этносоциальная стабильность и политизация этничности в регионе (на примере Республики Бурятия)’, Теория и практика общественного развития, 11, сc. 51–53. [Dashibalova, I. N. (2017) ‘Ethno-social Stability and Politicization of Ethnicity in the Region (on the Exam-ple of the Republic of Buryatia)’ [Etnosotsial'naya stabil'nost' i politizatsi-ya etnichnosti v regione (na primere Respubliki Buryatiya)], Theory and Prac-tice of Social Development, 11, pp. 51–53. (In Russ.)].

Жеребцов, Г. А. (2005) Крестьянские восстания в Забайкалье: конец 20-х – начало 30-х гг. XX столетия. Чита. [Zherebtsov, G. A. (2005) Peasant Upris-ings in Transbaikalia: the End of the 20s – the Beginning of the 30s. XX Century [Krest'yanskiye vosstaniya v Zabaykal'ye: konets 20-kh – nachalo 30-kh gg. XX stoletiya]. Chita. (In Russ.)].

Каганский, В. Л. (2013) Как устроена Россия? Портрет культурного ландшафта. Москва: Стрелка пресс. [Kaganskiy, V. L. (2013) How is Russia Organized? Por-trait of a Cultural Landscape [Kak ustroena Rossja? Portret kul'turnogo landshafta]. Moscow: Strelka Press. (In Russ.)].

Малинова, О. Ю. (2018) ‘Коммеморация столетия революции(й) 1917 г. в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов’, Полис. Политические исследования, 1, сс. 9–25. [Malinova, O. Yu. (2018) ‘Commemoration of the Cen-tenary of the Revolution(s) of 1917 in the Russian Federation: an Analysis of the Strategies of Key Mnemonic Actors’ [Kommemoratsiya stoletiya revolyutsii(y) 1917 goda v RF: analiz strategiy klyuchevykh mnemonicheskikh aktorov], Polis. Political Studies, 1, pp. 9–25. (In Russ.)].

Медведева, Н. Н. (2019) ‘Эсеры и Бурятский национальный комитет в 1917 г.’, Современная научная мысль, 2, cс. 53–58. [Medvedeva, N. N. (2019) ‘SRs and the Buryat National Committee in 1917’ [Esery i Buryatskiy natsional'nyy komitet v 1917 g.], Modern Scientific Thought, 2, pp. 53–58. (In Russ.)].

Михалев, А. В. (2020) ‘Часовые фронтира: памятники атаманам и политика коммеморации в условиях дальневосточного пограничья’ в: Миллер, А. И., Ефременко, Д. В. (ред.) Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. Санкт_петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, сс. 322–335. [Mikhalyov, A. V. (2020) ‘Sentinels of the Frontier: Monuments to Atamans and the Policy of Commemoration in the Conditions of the Far Eastern Borderlands’ [Tschasovye frontira: pamyatniki atamanam I politika kommemoratsii v uslovyakh dalnevos-tochnogo pogranitchya], in: Miller, A. I., Efremenko, D. V. (eds.) The Politics of Memory in Modern Russia and Eastern Europe. Actors, Institutions, Narratives. St. Petersburg: European University Press at St. Petersburg, pp. 322–335. (In Russ.)].

Петрова, Е. В. (2017) ‘Старообрядцы Забайкалья: особенности формирования этноконфессиональной группы и основные направления развития в современных условиях’, Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение, 19, cс. 70–76. [Petrova, E. V. (2017) ‘Old Believers of Transbaikalia: Features of the Formation of an Ethno-confessional Group and the Main Direc-tions of Development in Modern Condi-tions’ [Staroobryadtsy Zabaikalya: oso-bennosti formirovania etnokonfessional-noj gruppy I osnovnye napravlenia razvi-tia v sovremennykh uslovyakh], Bulletin of the Irkutsk State University. Ser. Politi-cal Science. Religious Studies, 19, pp. 70–76. (In Russ.)]

Узланер, Д. А. (2018) Идеология традиционных ценностей: социально-философский анализ подъема морального консерватизма в XXI веке. Москва: РАНХиГС. [Uzlaner, D. A. (2018) The Ideology of Traditional Values: A Socio-Philosophical Analysis of the Rise of Moral Conservatism in the 21st Century [Ideologiya traditsionnykh tsen-nostey: sotsial'no-filosofskiy analiz pod"yema moral'nogo konservatizma v XXI veke]. Moscow: RANEPA. (In Russ.)].

Цыремпилов, Н. В. (2015) ‘Конституционная теократия Лубсан-Самдан Цыденова: попытка создания буддийского государства в Забайкалье (1918–1922)’, Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 33 (4), cc. 318–346. [Tsyrempilov, N. V. (2015) ‘Lubsan-Samdan Tsydenov’s Constitutional The-ocracy: an Attempt to Create a Buddhist State in Transbaikalia (1918–1922)’ [Konstitutsionnaya teokratiya Lubsan-Samdan Tsydenova: popytka sozdaniya buddiyskogo gosudarstva v Zabaykal'ye (1918–1922)], State, Religion, Church in Russia and Abroad, 33 (4), pp. 318–346 (In Russ.)].

Чимитдоржиев, Ш. (1999) ‘Бурят-монгольский этнос и монгольский мир’, Проблемы традиционной культуры Байкальского региона: материалы международной научно-практической конференции, Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, cс. 12–13. [Chimitdorzhiyev, Sh. (1999) ‘Buryat-Mongol ethnos and the Mongolian world’ [Buryat-mongol'skiy etnos i mongol'skiy mir] in: Problems of Tradi-tional Culture of the Baikal region. Pro-ceedings of the International Scientific-Practical Conference, Ulan-Ude: Publish-ing house of the BSC SB of the Russian Academy of Sciences, pp. 12–13 (In Russ.)].

Юзефович, Л. А. (1996) ‘Начало панмонгольского движения и атаман Семенов’, Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты, cc. 179–182. [Yuzefovich, L. A. (1996) ‘The Be-ginning of the Pan-Mongolian Movement and Ataman Semenov’ [Nachalo pan-mongol'skogo dvizheniya i ataman Se-menov], Humanities in Russia: Soros Laureates, pp. 179–182. (In Russ.)].

Kaplonsky, Ch. (2004) Truth, History and Politics in Mongolia. Memory of Heroes. London-New York: Routledge.

Znamenski, A. (2012) Red Shambhala: Magic, Prophecy, and Geopolitics in the Heart of Asia. Wheaton, IL: Quest books.

Загрузки

Опубликован

2022-10-15

Как цитировать

Ефременко, Д. В. (2022). ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В СТЕПЯХ ЗАБАЙКАЛЬЯ: МНЕМОНИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 16(3). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-3-86-98

Выпуск

Раздел

Междисциплинарные ракурсы политических исследований