ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СЕТЕВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ

Авторы

  • Дмитрий Игоревич Каминченко Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-2-87-98

Ключевые слова:

политическая коммуникация; политический имидж; знаково-символическое содержание имиджа; ре-гиональный лидер; выборы губернатора; Нижегородская область; новостные сообщения

Аннотация

Изучаются знаково-символические черты имиджа регионального политического лидера на разных этапах его деятельности. Опираясь на теорию информационного общества и теорию графов, автор работы анализирует содержание новостных сообщений, которые были размещены на официальном интернет-портале Правительства Нижегородской области за период с 3 мая по 3 сентября 2023 года (в этом году в регионе проходили губернаторские выборы). Полученные по итогам комплексного эмпирического анализа результаты были подвергнуты сравнению с итогами аналогичного исследования, проведенного ранее на основе выборки из новостных сообщений, размещенных на веб-сайте регионального правительства в межэлекторальный период. Установлено, что часть тематических интенций, наблюдаемых в символическом содержании имиджа в указанный выше период, сохранились в имидже политического лидера и в ходе избирательной кампании. Причем нацеленность на развитие экономики региона в целом, представленная в имидже межвыборного периода, была конкретизирована – устремленностью на привлечение инвестиций в экономику и промышленность региона. Одним из различий в наполнении имиджа политика стал заметный акцент на демонстрации региональной идентичности, проявляемый в текстах новостных сообщений в предвыборный этап его работы.

Биография автора

Дмитрий Игоревич Каминченко, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, Институт международных отношений и мировой истории, старший научный сотрудник, Агентство научных исследований и информации «Лобачевский», Институт международных отношений и мировой истории

Библиографические ссылки

Головченко, А. В. (2018) ‘Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России’, Известия Саратовского университета. Новая серия. Се-рия: Социология. Политология, 4, сс. 457–462. [Golovchenko, A. V. (2018) ‘Image inversions of liberal leadership in modern Russia’ [Imidzhevye inversii lib-eral'nogo liderstva v sovremennoi Rossii], Izvestiya of Saratov University. New Se-ries. Series: Sociology. Politology, 1, pp. 64-68. (In Russ.)]

Каминченко Д. И. (2023) ‘Комплексный анализ содержания имиджа регионального руководителя (по материалам официаль-ного сайта Правительства Нижегородской области)’, Вестник Пермского университета. Политология, 1 (17),

сс. 100–113. DOI: https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-1-100-113 [Kaminchenko, D. I. (2023) ‘Comprehensive analysis of a regional leader's image (based on the official web-site materials of the Government of the Nizhny Novgorod region)’ [Kompleksnyj analiz soderzhanija imidzha regional'nogo rukovoditelja (po materialam oficial'nogo sajta Pravitel'stva Nizhegorodskoj oblas-ti)], Bulletin of Perm University. Political Science, 1 (17), pp. 100–113. (In Russ.)].

Каримова, К. Р. (2019) ‘Понятия "образ" и "имидж" в практике СМИ и научных исследованиях’, Знак: проблемное поле медиаобразования, 4 (34), сс. 138–144. [Karimova, K. R. (2019) ‘The semantic features of the notion of image in the media and research’ [Ponyatiya "obraz" i "imidzh" v praktike smi i nauchnykh is-sledovaniyakh], Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (34), pp. 138–144. (In Russ.)].

Курманина, Т. С. (2017) ‘Особенности формирования имиджа региональных политических лидеров’, Вестник науки и обра-зования, 8 (32), сс. 44–46. [Kurmanina, T. S. (2017) ‘Peculiarities of forming im-age of regional political leaders’ [Oso-bennosti formirovaniya imidzha region-al'nykh politicheskikh liderov], Herald of Science and Education, 8 (32), pp. 44–46. (In Russ.)].

Мельников, К. В. (2021) ‘Клиентелизм и не-формальные сети региональных элит в России: опыт сетевого анализа на при-мере Свердловской области’, Полис. Политические исследования, 6, сс.171–188. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.12 [Mel'nikov, K. V. (2021) ‘Clientelism and informal networks of regional elites in Russia: network analysis of the case of Sverdlovsk oblast’ [Klientelizm i neformal'nye seti regional'nykh elit v Rossii: opyt setevogo analiza na primere Sverdlovskoi oblasti], Polis. Political Studies, 6, pp. 171–188. (In Russ.)].

Орехов, Б. В. (2016) ‘Гуманитарная терминология как сеть: теория графов о закономерностях научного стиля’, Критика и семиотика, 2, сс. 94–101. [Orekhov, B. V. (2016) ‘Humanitarian terminolo-gy as a network: graph theory about the regularities of scientific style’ [Gumani-tarnaya terminologiya kak set': teoriya grafov o zakonomernostyakh nauchnogo stilya], Critique and Semiotics, 2, pp. 94–101. (In Russ.)].

Петров, Е. Ю., Саркисова, А. Ю. (2021) ‘Ресурс аналитической платформы PolyAnalyst в социогуманитарных научных исследованиях’ в Сариксова А.Ю. (ред): Открытые данные - 2021. Материалы форума. Томск: Издатель-ство Томского государственного уни-верситета, сс. 94–104. [Petrov, E. Yu., Sarkisova, A. Yu. (2021) ‘Resource of software platform “Polyanalyst” in social science and humanities research’ [Resurs analiticheskoi platformy PolyAnalyst v sotsiogumanitarnykh nauchnykh issledo-vaniyakh] in: Sarkisova A.Yu. (red.): Open data - 2021. Forum materials [Ot-krytye dannye - 2021. Materialy foruma]. Tomsk State University, pp. 94–104. (In Russ.)].

Путькина, Л. В., Седов, Р. Л. (2019) ‘О приложениях теории графов в конфликтологии: опыт гуманитарного ВУЗа’, ЦИ-ТИСЭ, 1 (18). сс. 15. [Put'kina, L. V., Sedov, R. L. (2019) ‘On the applications of the theory of graphs in conflictology: the experience of the humanitarian uni-versity’[O prilozheniyakh teorii grafov v konfliktologii: opyt gumanitarnogo VUZa], CITISE, 1 (18), pp. 15. (In Russ.)].

Пушкарева, Г. В. (2022) ‘Политический брен-динг: разворот к символической поли-тике’, Полис. Политические исследова-ния, 4, сс. 94–107. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2022.04.08 [Pushkareva, G. V. (2022) ‘Political branding: turning to symbolic policy’ [Politicheskij brending: razvorot k simvo-licheskoj politike], Polis. Political Stud-ies, 4, pp. 94–107. (In Russ.)].

Туровский, Р. Ф., Луизидис, Е. М. (2022) ‘Факторы губернаторских отставок в России’, Полис. Политические исследования, 4, сс. 161–178. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2022.04.13 [Turovskii, R. F., Luizidis, E. M. (2022) ‘Exploring the causes of gubernatorial resignations in Russia’ [Faktory guberna-torskikh otstavok v Rossii], Polis. Politi-cal Studies, 4, pp. 161–178. (In Russ.)].

Шестопал, Е. Б. (2023) ‘Восприятие политических партий и их лидеров на фоне актуального психологического состояния российского общества’, Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал полити-ческой философии и социологии поли-тики), 3 (110), сс. 115–133. DOI: https://doi.org/10.30570/2078-5089-2023-110-3-115-133 [Shestopal, E. B. (2023) ‘Political parties and their leaders’ public perception against background of current psychological state of Russian society’ [Vosprijatie politicheskih partij i ih lid-erov na fone aktual'nogo psiholog-icheskogo sostojanija rossijskogo ob-shhestva], Politeia, 3 (110), pp. 115–133. (In Russ.)].

Angenendt, M. (2021) ‘Rage against the party machine? Wählergemeinschaften als Al-ternative im kommunalpolitischen Wettbewerb’, Zeitschrift für Politikwis-senschaft, 4 (31), pp. 627–641. DOI: https://doi.org/10.1007/s41358-021-00301-3.

Bird, R. T, Hickey, H. K., Leavitt, M. J., Robin-son, J. L. (2022) ‘The dark authoritarians: Profiling the personality, emotional style, and authoritarian attitudes of the major American parties’, Personality and Indi-vidual Differences, 186. DOI: ttps://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111298

Fastenrath, F., Marx, P. (2023) ‘Wann setzen sich linke Parteien für die Besteuerung hoher Einkommen und Vermögen ein? Lehren aus dem Bundestagswahlkampf von 2021’, Politische Vierteljahresschrift, 2 (64), pp. 353–378. DOI: https://doi.org/10.1007/s11615-022-00441-3

Irmert, N., Mummert, K., Nikolai, R., Mergele, L., Zierow L., (2023) ‘Wer leitet die deutschen Bildungsministerien? Ein neu-er Datensatz zur Analyse von bio-grafischen Merkmalen von Bildungsmin-ister:innen der Bundesländer, 1950–2020’, Zeitschrift für Politikwissenschaft, 3 (33), pp. 535–554. DOI: https://doi.org/10.1007/s41358-023-00343-9

Jankowski, M. (2023) ‘Support for strategic vot-ing campaigns: evidence from a survey experiment during the German General Election of 2021’, Politische Viertel-jahresschrift, 2 (64), pp. 379–393. DOI: https://doi.org/10.1007/s11615-023-00456-4

Reiter, F. (2022) ‘Die Rolle der Europawahl 2019 in der Online-Medienberichterstattung. Eine Blended Reading Analyse am Beispiel von Spiegel-Online’, Zeitschrift für Politikwissenschaft, 4 (32), pp. 839–864. DOI: https://doi.org/10.1007/s41358-022-00325-3

Stocker, S. (2023) ‘Frauen in der lokalen Politik und kommunale Wahlbeteiligung. Ein Fall für deskriptive Repräsentation?’, Politische Vierteljahresschrift, 2 (64), pp. 269–292. DOI: https://doi.org/10.1007/s11615-022-00434-2

Tosun, J., Galanti, M.T, Howlett, M. (2022) ‘The significance of leadership in the evolu-tion of policy styles: reconciling policy-making in the short and long term’, Politische Vierteljahresschrift, 2 (63), pp. 337–358. DOI: https://doi.org/10.1007/s11615-022-00395-6.

Загрузки

Опубликован

2024-07-01

Как цитировать

Каминченко, Д. И. (2024). ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СЕТЕВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 18(2). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-2-87-98

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии