«ПЕРИФЕРИЙНАЯ СТОЛИЦА» ИЛИ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТР? ВЕКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКА В 1940–1980-Х ГОДАХ

Авторы

  • К. Д. Бугров
  • Е. П. Емельянов

Ключевые слова:

история Екатеринбурга, история советской культуры, художественная культура Урала ХХ в., культурные центры, интеллигенция, нерыночный спрос

Аннотация

Рассматривается проблема формирования в периферийных центрах СССР культурных центров национального значения, под которыми подразумеваются устойчивые сообщества творческих работников, работающих в одном населенном пункте и создающих произведения искусства, пользующиеся известностью на территории всей страны. Сделан вывод, что культурный центр национального уровня сформировался в Свердловске в 1930−1960-е гг. в тесной связи с ростом административной и научно-технической роли города как центра управления, производства и прикладных исследований. Базой для этого следует считать сочетание резкого количественного роста культурной сферы Свердловска в ходе довоенных пятилеток, эффект эвакуации и оборонно-трудовой мобилизации в годы Великой Отечественной войны. С конца 1930-х гг. региональная культура развивалась с опорой на локальную «квазиэтническую» идентичность, сложился региональный канон, который достаточно плодотворно разрабатывался писателями, художниками и режиссерами. Однако заданная правительственной линией на развитие этнической культуры народов СССР «уральская тема» уже к 1960-м гг. достигла предела своего развития. С трансформацией социальной структуры Свердловска, в которой все большую роль начинает играть интеллигенция, стратегией успеха для творческих сообществ становится стратегия эксперимента, ориентированного не столько на идеологическую линию, сколько на потребителя. Таким образом, развитие культурных центров в СССР зависело как от институтов, организовывавших это развитие, так и от трансформаций социальной среды. Напряжение между ориентацией институтов на региональную тематику уральского канона и нерыночным спросом со стороны растущей городской интеллигенции определяло ход и темп развития культурного центра в Свердловске в позднесоветское время на основе глобальных тенденций, включая обращение к гуманизму, историзму, защите окружающей среды.

Библиографические ссылки

Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь, 2000. 404 с.

Абашев В.В. Память города и гуманитарные практики // Русская литература Урала. Про-блемы геопоэтики. Пермь, 2012. С. 123–139.

Александров А. Свердловская оперетта: достоинства и просчеты // Советская музыка. 1978. № 2. С. 75–80.

Алексеев Е.П. Даешь тяжелую индустрию в искусстве! Время первых пятилеток на Урале в полотнах местных и столичных художников // Образ Урала в изобразительном искусстве. Екатеринбург, 2008. С. 189–203.

Алексеев Е.П., Мережников А.Н. Зримый образ сказа: иллюстрации Геннадия Мосина к «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова // Искусство Евразии. 2022. № 1. С. 43–51.

Алексеев Е.П. Картина Г. Мосина и М. Брусиловского «1918 год»: анализ художественной системы // Известия Урал. федер. ун-та. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 55−69.

Анимица Е.Г. Города Среднего Урал. Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1983. 288 с.

Белошапка Н.В. Государственное управление культурой в СССР: механизм, методы, по-литика // Вестник Удмурт. ун-та. История и филология. 2009. Вып. 2. С. 87−103.

Блинов В.А., Созина Е.К. Екатеринбург литературный. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. 448 с.

Бугров К.Д. Рабочий или интеллигентский? Основные социально-культурные модели раз-вития советского Свердловска 1930–1980-х гг. // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 64–77.

Бурлина Е. Я. От «мифов провинциальной культуры» к культурологическим исследовани-ям: Самара 1992–2012 гг. // Городская культура и город в культуре: материалы Всерос. науч.-практ. конференции: в 3 ч. Ч. 1. Самара: изд-во Самар. гос. акад. культуры и искус-ств, 2012. С. 149–160.

Верт Н. История советского государства, 1900–1991. М.: Прогресс-Академия, 1992. 480 с.

Витковская Т.Б., Назукина М.В. Траектории развития регионализма в России: опыт Сверд-ловской области и Республики Татарстан // Мир России. 2021. № 1. С. 67–87.

Горчаковский П.Л. Провозвестник экологического мышления // Известия Урал. гос. ун-та. 1999. № 12. С. 101–107.

Дергачев И.А. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. Критико-биографический очерк. Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1981. 336 с.

Жумати Т.П. Художественный андеграунд 1960–1980-х гг.: столицы и провинция // Изве-стия Урал. гос. ун-та. 2005. № 35. С. 173–182.

Зорина Л.И. Уральское общество любителей естествознания. 1870−1929. Из истории науки и культуры Урала. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. 208 с.

Зубаревич Н.В. Четыре России [Электронный ресурс] // Ведомости. 2011. 30 декабря. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/12/30/chetyre_rossii (дата обращения: 01.06.2022).

Ивашников К.В. Клубы любителей фантастики: опыт диалога с властью (1985–1991 гг.) // Новый исторический вестник. 2007. № 2. С. 225–231.

Кириллова Н.Б. Уральское кино: время, судьбы, фильмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 432 с.

Клюева И.В. Художественно-педагогическая деятельность Степана Эрьзи // Интеграция образования. 2005. № 5. С. 144–151.

Комиссаров В.В. Движение любителей фантастики в провинциальном советском городе

в 1980-е годы // Вестник Север. (Аркт.) федер. ун-та. Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 22–27.

Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1998. 383 с.

Коробков С. Эпоха Курочкина // Страстной бульвар, 10. 2018. № 9. С. 127–142.

Крапивина Л.А. Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия // Образование и наука. 2012. № 4. С. 128–143.

Лахтионова Е.С. Деятельность общественных и политических акторов по охране объек-тов индустриального наследия в Свердловской области (1960–1980-е годы) // Научный диалог. 2022. № 3. С. 439–455.

Липовецкий М. Странный случай региональной культурной революции: Свердловск в годы перестройки // Филологический класс. 2019. № 2. С. 8–16.

Мазур Л. Н. От уездного города к столице Урала: особенности урбанизационного перехо-да Екатеринбурга–Свердловска // Документ. Архив. История. Современность. Екатерин-бург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. Вып. 21. С. 165–190.

Малкова И.Г. Культурное пространство городов Урала (1960-е – 1980-е гг.) // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 42−47.

Мамяченков В.Н. Идеологический контроль за настроениями граждан СССР в 1953 – начале 1960-х гг. (на материалах Свердловской области) // Научный диалог. 2016. № 5. С. 156–174.

Матвеев Е.В. Всесоюзное добровольное общество любителей книги как позднесоветская массовая организация 1970–1980-х годов // Magistra Vitae: электрон. журнал по историче-ским наукам и археологии. 2018. № 1. С. 85–98.

Назукина М.В. Между Уралом и Поволжьем: поиски пермской идентичности. Пермь, 2018. 196 с.

Назукина М.В. Уральский макрорегион в системе территориальных идентичностей совре-менной России // Известия РАН. Серия географическая. 2015. № 6. С. 37–47.

Образ Урала в изобразительном искусстве. Екатеринбург: Сократ, 2008. 372 с.

Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: историко-краеведческий семинар. М.; Л.: ГИЗ, 1928. 148 с.

Растворова Н.В. Жанровая панорама творчества Владимира Кобекина // Современное му-зыкальное искусство. 2012. № 2. С. 252–255.

Романова Л.В. Фольклорное направление в музыке уральских композиторов // Sciences of Europe. 2016. № 9-2. С. 4−8.

Сергеева Ю.С. Рубрика «Мой друг – фантастика» в журнале «Уральский следопыт» 1960–

-х годов как инструмент популяризации научной фантастики. Екатеринбург, 2020.

Соколов С.В. Документы Свердловского отделения ВООПИК как источник по интеллекту-альной жизни Свердловска в 1960–1980-е гг. // Документ. Архив. История. Современ-ность: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. Вып. 21. С. 222–228.

Сперанский А.В. Средний Урал в Великой Отечественной войне: вклад в победу // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VIII Всерос. науч. конф., Екатеринбург, 26−27 апреля 2007 г. Екатеринбург: АМБ, 2007. Т. 2. С. 241−245.

Сутырин В.А. Павел Бажов: биографическое повествование. Екатеринбург: Сократ, 2012. 509 с.

Счастливое место: свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева. Екатеринбург: Автограф, 2018. 511 с.

Худякова Л.А. С чего начинался Литературный квартал // Урал. 2006. № 5. С. 235–237.

Шадрина Е.А. Развитие традиций музыкального театра Южного Урала (конец 1930-х – начало 1980-х годов): идеологический контекст // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Социаль-но-гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 83–87.

Щупов А.О. Владислав Крапивин. Екатеринбург: Сократ, 2017. 557 с.

Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 312 с.

Янковская Г.А. Локальный фундаментализм в культурных войнах за идентичность // Вест-ник Перм. ун-та. Политология. 2013. № 2. С. 157–165.

References

Abashev, V.V. (2000), Perm' kak tekst. Perm' v russkoy kul'ture i literature XX veka [Perm as text. Perm in Rus-sian culture and literature of 20th century], Perm State University, Perm, Russia, 404 p.

Abashev, V.V. (2012), “Memory of a city and scholarly practices”, in Russkaya literatura Urala. Problemy ge-opoetiki [Russian literature of the Urals. Problems of geopoetics], Perm State National Research University, Perm, Russia, pp. 123–139.

Aleksandrov, A. (1978), “Sverdlovsk operate: pros and cons”, Sovetskaya muzyka, № 2, pp. 75–80.

Alekseev, E.P. & A.N. Merezhnikov (2022), “Visible image of skaz: illustration of Gennady Mosin for «The Ma-lakhite Box» of Pavel Bazhov”, Iskusstvo Evrazii, № 1, pp. 43–51.

Alekseev, E.P. (2008), “Give us a heavy industry in art! The time of the first five-year plans in the Urals in the paintings of local and metropolitan artists”, in Obraz Urala v izobrazitel'nom iskusstve [The image of the Urals in fine arts], Sokrat, Yekaterinburg, Russia, pp. 189–203.

Alekseev, E.P. (2013), “G. Mosin and M. Brusilovskiy’s picture “Year 1918”: an analysis of artistic system”, Izvestiya Uralskogo Federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, № 1, pp. 55-69.

Animica, E.G. (1983), Goroda Srednego Urala [Cities of Middle Urals], Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, Sverdlovsk, USSR, 288 p.

Beloshapka, N.V. (2009), “State administration in sphere of culture in USSR: mechanics, methods, politics”, Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya, № 2, pp. 87–103.

Blinov, V.A. & E.K. Sozina (2016), Ekaterinburg literaturnyy [Literary Yekaterinburg], Kabinetnyy uchenyy, Yekaterinburg, Russia, 448 p.

Bugrov, K.D. (2021), “Proletarian or intelligent? Key social and cultural patterns of development of Soviet Sverdlovsk of 1930s – 1980s”, Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie, № 4, p. 64–77.

Dergachyov, I.A. (1981), Dmitriy Narkisovich Mamin-Sibiryak. Lichnost'. Tvorchestvo. Kritiko-biograficheskiy ocherk [Dmitry Narkisovich Mamin-Sibiryak. Person. Creative Works. Critical and bibliographical essay], Sred-ne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, Sverdlovsk, USSR, 336 p.

Gorchakovskiy, P.L. (1999), “Precursor of environmental thinking”, Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, № 12, pp. 101–107.

Hudyakova, L.A. (2006), “How the Literary quarter had started”, Ural, № 5, pp. 235–237.

Ivashnikov, K.V. (2007), “Science fiction fan clubs: dialog with power (1985–1991)”, Novyy istoricheskiy vest-nik, № 2, pp. 225–231.

Kirillova, N.B. (2016), Ural'skoe kino: vremya, sud'by, fil'my [Ural cinema: time, fate, films], Izdatelstvo Uralskogo Universiteta, Yekaterinburg, Russia, 432 p.

Klyueva, I.V. (2005), “Artistic and pedagogical activity of Stepan Erzya”, Integratsiya obrazovaniya, № 5, pp. 144–151.

Komissarov, V.V. (2015), “Movement of science fiction fans in the provincial Soviet city of the 1980s”, Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, № 2, pp. 22–27.

Kompozitory Ekaterinburga (1998) [Composers of Yekaterinburg], Izdatelstvo UrGPU, Yekaterinburg, Russia, 383 p.

Korobkov, S. (2018), “Age of Kurochkin”, Strastnoy bul'var, 10, № 9, pp. 127–142.

Krapivina, L.A. (2012), “Pioneer brigade “Caravella”: a look through the prism of anniversary”, Obrazovanie i nauka, № 4, pp. 128–143.

Lahtionova, E.S. (2022), “Activities of public and political actors to preserve monuments of industrial heritage of Sverdlovsk region in the 1960s – 1980s”, Nauchnyy dialog, № 3, pp. 439–455.

Lipovetskiy, M. (2019), “Strange case of a regional cultural revolution: Sverdlovsk in the perestroika years”, Filologicheskiy klass, № 2, pp. 8–16.

Malkova, I.G. (2013), “Cultural space of cities of Urals (1960s–1980s)”, Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta, № 1, pp. 42–47.

Mamyachenkov, V.N. (2016), “Ideological control of public sentiments in USSR in 1953 – early 1960s (on Sverdlovsk Region Materials)”, Nauchnyy dialog, № 5, pp. 156–174.

Matveev, E.V. (2018), “All-Union society of book lovers as the late Soviet mass organization in the period of the 1970s – 1980s”, Magistra Vitae: elektronnyy zhurnal po istoricheskim naukam i arheologii, № 1, pp. 85–98.

Nazukina, M.V. (2015), “Urals microregion in the system of territorial identities of modern Russia”, Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya, № 6, pp. 37–47.

Nazukina, M.V. (2018), Mezhdu Uralom i Povolzh'em: poiski permskoy identichnosti [Between Urals and Volga Region: in search of Perm identity], Garmonia, Perm, Russia, 196 p.

Obraz Urala v izobrazitel'nom iskusstve (2008) [Image of Urals in art], Sokrat, Yekaterinburg, Russia, 372 p.

Piksanov, N.K. (1928), Oblastnye kul'turnye gnezda: istoriko-kraevedcheskiy seminar [Regional cultural nests: a historical and local seminar], GIZ, Moscow, Leningrad, USSR, 148 p.

Rastvorova, N.V. (2012), “Panorama of genres in works of Vladimir Kobekin”, Sovremennoe muzykal'noe is-kusstvo, № 2, pp. 252–255.

Romanova, L.V. (2016), “Folklore direction in music of Urals composers”, Sciences of Europe, № 9–2, pp. 4–8.

Schastlivoe mesto: Sverdlovskaya muzkomediya Georgiya Kugusheva, Vladimira Kurochkina i Kirilla Strezh-neva (2018) [Place of happiness: Sverdlovsk theatre of musical comedy of Georgy Kugushev, Vladimir Kuroch-kin, and Kirill Strezhnev], Avtograf, Yekaterinburg, Russia, 511 p.

Sergeeva Yu.S. (2020), Rubrika «Moy drug – fantastika» v zhurnale «Ural'skiy sledopyt» 1960–70-h godov kak instrument populyarizatsii nauchnoy fantastiki [Rubric “My friend is science fiction” in “Uralskiy Sledopyt” magazine in the 1960s – 1970s as a tool of popularization of science fiction], Master’s Thesis, Ural Federal Uni-versity, Yekaterinburg, Russia, 72 p.

Shadrina, E.A. (2009), “The development of traditions of the South Ural musical theater (late 1930s – early 1980s): the ideological context”, Vestnik YuUrGU. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, № 9, pp. 83–87.

Shhupov, A.O. (2017), Vladislav Krapivin [Vladislav Krapivin], Sokrat, Yekaterinburg, Russia, 557 p.

Sokolov, S.V. (2021), “The Intellectual Life of Sverdlovsk in the 1960s – 1980s in the Documents of Sverdlovsk Branch of The All-Russian Society for the Preservation of Historical and Cultural Monuments (VOOPIK)”, in Dokument. Arhiv. Istoriya. Sovremennost': sbornik nauchnyh trudov [Document. Archive. Story. Modernity: a collection of scientific works], Izdatelstvo Uralskogo Universiteta, Yekaterinburg, Russia, pp. 222–228.

Speranskiy, A.V. (2007), “Middle Urals in the Great Patriotic War: contribution to victory”, in Ural indus-trial'nyy. Bakuninskie chteniya: materialy VIII Vserossiyskoy nauchnoy konferensii. Yekaterinburg, 26-27 aprelya 2007 g. [Industrial Urals. Bakunin readings: materials of the 8th All-Russian Scientific Conference. Ye-katerinburg, April 26-27, 2007], AMB, Yekaterinburg, Russia, vol. 2, pp. 241–245.

Sutyrin, V.A. (2012), Pavel Bazhov: biograficheskoe povestvovanie [Pavel Bazhov: a biographical story], Sokrat, Yekaterinburg, Russia, 509 p.

Vert, N. (1992), Istoriya sovetskogo gosudarstva, 1900–1991 [History of Soviet state, 1900–1991], Progress-Akademiya, Moscow, Russia, 480 p.

Vitkovskaya T.B. & M.V. Nazukina (2021), “Trajectories of development of regionalism in Russia: cases of Sverdlovsk region and Republic of Tatarstan”, Mir Rossii, № 1, pp. 67–87.

Yankovskaya, G.A. (2007), Iskusstvo, den'gi i politika: hudozhnik v gody pozdnego stalinizma [Art, money, and politics: an artist in the years of late Stalinism], Permskiy gosudarstvennyy universitet, Perm, Russia, 312 p.

Yankovskaya, G.A. (2013), “Local fundamentalism in cultural wars for identity”, Vestnik Permskogo universi-teta. Politologiya, № 2, pp. 157–165.

Zhumati, T.P. (2005), “Art underground of 1960s–1980s: capitals and province”, Izvestiya Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta, № 35, pp. 173–182.

Zorina, L.I. (1996), Ural'skoe obshhestvo lyubiteley estestvoznaniya. 1870–1929. Iz istorii nauki i kul'tury Urala [Ural society of lovers of natural sciences. 1870–1929. From the history of science and culture of Urals], Bank kul'turnoy informatsii, Yekaterinburg, 208 s.

Zubarevich, N.V. (2011), “Four Russias”, Vedomosti, December 30, available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/12/30/chetyre_rossii (accessed 01.06.2022).

Загрузки

Опубликован

2023-10-05

Как цитировать

Бугров, К. Д. ., & Емельянов, Е. П. . (2023). «ПЕРИФЕРИЙНАЯ СТОЛИЦА» ИЛИ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТР? ВЕКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКА В 1940–1980-Х ГОДАХ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 62(3), 186–200. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8198