ПИСЬМА «ВО ВЛАСТЬ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова:
письма «во власть», студенчество, Гражданская война, Юг России, поступление в вуз, мобилизации, материальное обеспечение, студенческие организацииАннотация
Исследуется потенциал студенческих писем «во власть» 1918 – начала 1920-х гг. как источника изучения студенческой корпорации в период Гражданской войны. Территориально исследование ограничивается казачьими регионами Юга России – Доном и Кубанью, значительную часть времени находившимися за пределами Советской России. Письма студентов отложились главным образом в фондах высших учебных заведений, органов власти и управления региональных архивов и Государственного архива Российской Федерации. В процессе анализа учитываются такие параметры, как статус адресата и адресанта, время, тематика, мотивация написания обращений. Внимания удостаиваются пометы и резолюции, а также сопровождающие письма официальные ответы, автобиографии, анкеты и пр. Содержание писем рассматривается в контексте формирования пространства высшей школы, миграционных процессов революционных лет, гражданского противостояния на Юге России. Отдельные авторы писем впоследствии получили известность в различных сферах; обнаруженные тексты помогают воссоздать вехи их ранней биографии. В ходе исследования выявлены специфические темы и сюжеты студенческих писем «во власть», определяющие их источниковую ценность: поступление/перевод в вуз, мобилизации студентов, способы решения материальных проблем, деятельность студенческих организаций. Отмечается влияние противоречий в антибольшевистском лагере, ярко выраженных на Дону и Кубани, на содержание текстов. Особенно это касается коллективных посланий, в которых отстаиваются интересы студенчества или его групп. Письма «во власть» являются важным ресурсом реконструкции повседневных практик студентов и в целом жизнедеятельности вузов в экстремальных условиях.Библиографические ссылки
Андреев Д. А. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации // Социол. журнал. 2007. № 2. С. 156–166.
Еремеева А. Н. «Находясь по условиям времени в провинции…»: практики выживания российских ученых в годы Гражданской войны. Краснодар: Платонов И., 2017. 208 с.
Еремеева А. Н. Об одном студенческом письме «во власть» // Парадигма. 2019. № 30. С. 129–135.
Еремеева А. Н. «Считаю своим долгом сообщить следующее»: письма в Главное управление профессионального образования о ситуации в Кубанском политехническом институте в начале 1920-х гг. // Русский архив. 2018. № 6 (2). С. 155–164.
Куценко И. Я. Кубанский государственный технологический университет. История и современность. Краснодар: Б. и., 1999. 447 с.
Решетова Н. А. Интеллигенция Дона и революция (1917 – первая половина 1920-х гг.). М.: РОССПЭН, 1998. 240 с.
Рожков А. Ю., Мамонтова О. А. Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57). С. 85-93.
Рожков А. Ю. «Чем обязан советский вуз баронессам Корф?»: из опыта подготовки комментированного издания студенческих писем «во власть» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. № 4 (61). С. 7–20.
Рыбаков Р. В. «Я теряю веру в социализм, теряю веру в то, что комсомол есть что-то дельное, хорошее»: контент-анализ писем молодежи 1920-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 422. С. 145–152.
Рябченко О. Л. «Считаю себя имеющим право учиться ...», или о чём могут рассказать письма студентов 1920-х годов // Голос минувшего. 2009. № 1–2. С. 83–97.
Федорченко А. Г. Лукьяненко. М.: Молодая гвардия, 1984. 271 с.
Фоминых С. Ф., Степнов А.О. Повседневная жизнь университетского сообщества г. Томска в период революционных событий 1917 г. // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. С. 160–170.
Krementsov N. The Cure: A Story of Cancer and Politics from the Annals of the Cold War. Chicago: University of Chicago Press, 2002. 290 p.
References
Andreev, D.A. (2007), “Soviet student of the first half of the 1920s: features of self-presentation”, Sotsiolog-icheskiy zhurnal, № 2, pp. 156–166.
Eremeeva, A.N. (2017), «Nahodyas' po usloviyam vremeni v provintsii…»: praktiki vyzhivaniya rossiyskih uchenyh v gody Grazhdanskoy voyny ["Being in a provincial area under the conditions of the time… ": the sur-vival practices of Russian scientists in the years of Civil War], Platonov I, Krasnodar, Russia, 208 p.
Eremeeva, A.N. (2018), “"I feel it’s my duty to say the following... ": letters to the Main Department of Voca-tional Education about the situation in the Kuban Polytechnic Institute in the early 1920s”, Russkiy arkhiv, № 6 (2), pp. 155–164.
Eremeeva, A.N. (2019), “About one student letter "to the authorities"”, Paradigma, № 30, pp. 129–135.
Fedorchenko, A.G. (1984), Luk'yanenko [Luk'yanenko], Molodaya gvardiya, Moscow, Russia, 271 p.
Fominykh, S.F. & A.O. Stepnov (2017), “Daily life of Tomsk university community during the revolutionary events of 1917”, Vestnik Tomskogo universiteta, № 416, pp. 160–170.
Krementsov, N. (2002), The Cure: A Story of Cancer and Politics from the Annals of the Cold War, Universi-ty of Chicago Press, Chicago, USA, 290 p.
Kutsenko, I.Ya. (1999), Kubanskiy gosudarstvennyy tekhnologicheskiy universitet. Istoriya i sovremen-nost'[Kuban state technological University. History and modernity], KGTU, Krasnodar, Russia. 447 p.
Reshetova, N.A. (1998), Intelligentsiya Dona i revolyutsiya (1917 – pervaya polovina 1920-kh gg.) [The Don intelligentsia and the revolution (1917 – first half of the 1920s)], ROSSPEN, Moscow, Russia, 240 p.
Rybakov, R.V. (2017), “"I am losing faith in socialism, losing faith in the fact that the komsomol is something sensible, good": a content analysis of the letters of the youth of the 1920s”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, № 422, pp. 145–152.
Rozhkov, A.Yu. & O.A. Mamontova (2019), “Letters "to the authorities" as a historical source for studying the social problems of students in Soviet Russia in the 1920s”, Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, № 1 (57), pp. 85-93.
Rozhkov, A.Yu. (2018), “What do Soviet higher education institutions owe to baroness von Korff? An attempt to create a commentary on students' letters "to the authorities"”, Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina, № 4 (61), pp. 7–20.
Ryabchenko, O. L. (2009), “"I consider myself entitled to study ...", or what the letters of students of the 1920s can tell about”, Golos minuvshego, № 1–2, pp. 83–97.