Туризм в России в 1990-е годы: профессионально-экспертный дискурс
Ключевые слова:
туризм, профессиональное сообщество, 1990-е гг., общественные настроения, культурный транзит, социальная историяАннотация
На основе архивных документов и материалов профессиональных туристских периодических изданий рассматриваются представления о феномене туризма, распространенные в России в 1990-е гг. среди туристского профессионального сообщества. Выявляются и анализируются воззрения, свойственные большинству представителей туристской индустрии: о туристическом потенциале страны как высоком и уникальном, его недостаточном раскрытии и использовании, о безусловном интересе иностранцев к России, о большой рентабельности турбизнеса и влиянии его развития на общественный прогресс, о гуманистическом характере туризма и его обязательном воспитательно-развивающем воздействии на путешественников. Обращается внимание на проявления сохранявшихся комплексов недоверия ко всему заграничному. Показывается, в чем связанные с турбизнесом люди видели смысл своей работы, какие пути развития туризма в России предлагали. В профессиональном сообществе выявляются группы, каждая из которых ратовала за приоритетное развитие одного из трех видов связанного с путешествиями досуга, объединенных термином «туризм». Представители «коммерческого» варианта хотели получить для государства как можно больше иностранной валюты за счет привлечения в страну гостей из-за рубежа. Сторонники спортивного туризма позиционировали себя как альтернативу «коммерции», держались независимо и выступали за физическое и моральное оздоровление нации через массовое участие граждан в турпоходах. Предлагавшие развивать социальный туризм хотели сделать путешествия доступными для всех российских граждан, переориентировав туристскую индустрию с получения прибыли на выполнение социальных задач. Делается вывод о том, что набор воззрений в профессиональной среде 1990-х гг. со всеми ее надеждами и страхами во многом был задан идейным наследием советского времени.doi 10.17072/2219-3111-2018-4-124-133Библиографические ссылки
Список источников
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10026. Оп.4. Д. 474. Л. 4–41, 58–59, 61–62;. Д. 475. Л. 104; 477. Л. 6, 16, 44, 88–90, 102, 116.
ГАРФ. Ф. 10100. Оп. 13. Д. 3412. Л. 39; Д. 3135. Л. 3, 9, 10; Оп. 14. Д. 5402. Л. 15, 44; Д. 5411. Л. 12-13, 44–45; Д. 5412. Л. 57; Д. 5416. Л. 16-21, 30, 35, 47–49, 58–63, 65, 72, 77, 84–84об, 93об.; Д. 5428. Л. 16, 28–29, 44,45, 47, 73, 74, 137об.; Д. 5432. Л. 17об.
ГАРФ. Ф. 10200. Оп. 4. Д. 2407 Л. 4–5, 25–28.
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1104. Л. 26–35.
Центральный государственный архив Москвы (ЦГАМ). Ф. 3611. Оп. 2 доп. Д. 2. Л. 18; Ф. Р-28. Оп. 3. Д. 814. Л. 133.
Актуальные вопросы теории и практики туризма // Труды Академии туризма. СПб., 1995. Вып. 1. 160 с.; 1997, Вып. 2. 208 с.
Пора стать самостоятельными // Мир путешествий. 1990. No 12. С. 5.
Клименок А. Туризму – доступность // Мир путешествий. 1993. No 3–4. С. 12–13.
Туристские фирмы. СПб., 1996. Вып. 11.; СПб., 1998. Вып. 16.; СПб., 2000. Вып. 22.; СПб., 2001. Вып. 23.
Библиографический список
Багдасарян В.Э., Мазин К.А., Орлов И.Б., Федулин А.А., Шнайдген Й.Й. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930–1980-е гг.: Учеб. пособие. М.: Форум, 2007. 255 с.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Изд. дом Герда, 2008. 576 с.
Долженко Г.П. Термины «туризм» и «турист» в русской лексике: хронологический аспект // Географический вестник. 2011. No 4. С. 74–77.
Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. Рос-тов н/Д.: Феникс, 2001. 317 с.
История Туризма: учебник для студентов вузов / отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. М.: Федерал. агентство по туризму, 2014. 254 с.
Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика // Избр. тр. в 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. Т. 1. 188 с., Т. 2. 252 с., Т.3. 378 с., Т. 4. 306 с., Т.5. 243 с.
Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2008. 134 с.
Орлов И.Б., Попов А.Д. Сквозь «железный занавес». See USSR! Иностранные туристы и призрак потемкинских деревень. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 485 с.
Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России: Сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1995. 168 с.
Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. М. : Ось-89, 1998. 159 с.
Gorsuch A. E. All This Is Your World: Soviet Tourism at Home and Abroad after Stalin. Oxford: Ox- ford University Press, 2011. 222 p.
Koenker D. P. Club Red: Vacation Travel and the Soviet Dream. New York: Cornell University Press: 2013. 328 p.
Turizm: The russian and east european tourist under capitalism and socialism / Ed. by A.E. Gorsuch, D.P. Koenker. New York: Cornell University Press, 2006. 313 p.
References
Bagdasaryan, V.E., Mazin, K.A., Orlov, I.B., Fedulin, A.A. & I.I. Shnaidgen (2007), Sovetskoe zazerkal'e. Inostrannyy turizm v SSSR v 1930-1980-e gody [The soviet looking glass. Foreign tourism in the USSR in 1930-1980 years], Forum, Moscow, Russia. 255 p.
Birzhakov, M.B. (2008), Vvedenie v turizm [The introduction to tourism], «Izdatel'skiy dom Gerda», St. Petersburg, Russia, 576 p.
Dolmatov, G.M. (2001), Mezhdunarodnyy turistskiy biznes: istoriya, real'nost' i perspektivy [The international tourist business: history, reality and perspectives], Feniks, Rostov-on-Don, Russia, 317 p.
Dolzhenko G.P. (2001), “Terms of “tourism” and “tourist” in Russian lexica: chronological aspect”, Geograficheskiy vestnik, No 4, pp. 74-77.
Gorsuch, A.E. (2011), All This Is Your World: Soviet Tourism at Home and Abroad after Stalin, Oxford University Press, Oxford, UK, 222 p.
Gorsuch, A.E. & D.P. Koenker (ed.) [2006], Turizm: the Russian and East European tourist under capitalism and socialism, Cornell University Press, New York, USA, 313 p.
Koenker, D.P. (2013), Club Red: Vacation Travel and the Soviet Dream, Cornell University Press, New York, USA, 328 p.
Kvartal'nov, V.A. (1998), Turizm: teoriya i praktika: Izbrannye trudy v 5-ti t. [The tourism: theory and practice: the selected works in 5 volumes], Finansy i statistika, Moscow, Russia, Vol. 1. 188 p., Vol. 2. 252 p., Vol. 3. 378 p., Vol. 4. 306 p., Vol. 5. 243 p.
Lysikova, O.V. (2008) Sotsiokul'turnye praktiki turizma: sotsiologicheskiy analiz [Sociocultural practices of tourism: sociological analysis], Saratovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, Saratov, Russia, 134 p.
Orlov, I.B. & A.D. Popov (2018), Skvoz' «zheleznyy zanaves». See USSR! Inostrannye turisty i prizrak potemkinskikh dereven' [Through the Iron Curtain. See USSR! Foreign tourists and the ghost of the Potemkin villages], HSE, Moscow, Russia, 485 p.
Putrik, Y. S. (ed.) (1995), Problemy i programmy turistsko-rekreatsionnogo ispol'zovaniya prirodnogo i istoriko-kul'turnogo potentsiala v regionakh Rossii [Problems and programs of the tourist and recreational using of natural, historical and cultural legacy in the regions of Russia], Rossiiskii nauchno-issledovatel'skii institut kul'turnogo i prirodnogo naslediya, Moscow, Russia, 168 p.
Putrik, Y. S. (ed.) (2014), Istoriya turizma: uchebnik dlya studentov vuzov [The history of a tourism: manual for the students], Federal. agentstvo po turizmu, Moscow, Russia, 254 p.
Saprunova, V.B. (1998), Turizm: Evolyutsiya. Struktura. Marketing [Tourism: Evolution. Structure. Marketing], Os-89, Moscow, Russia, 159 p.