ПОИСК ИСТИННОГО ЗНАНИЯ: «РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДЕСАХ» В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БРИТАНИИ НА РУБЕЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ1

Авторы

  • В. В. Высокова

Ключевые слова:

Роберт Бойль, Томас Гоббс, Джон Локк, Эдвард Стиллингфлит, душа, разум, натурфилософия, научная революция XVII в., чувства, чудеса

Аннотация

Статья сосредоточена на анализе нарастающего драматического разрыва духовного и материального в сознании человека раннего Нового времени на примере практик и механизмов формирования рационалистического знания в английском интеллектуальном дискурсе в ходе научной революции XVII в. В фокусе внимания – дискуссия между натурфилософами и теологами о разумности христианства в борьбе за истинное знание. Дискурс о чудесах в этом интеллектуальном поле стал своеобразной лакмусовой бумажкой на проверку истинности Священного Писания. Автор статьи приходит к выводу о том, что первым, вслед за Декартом и Спинозой, эту тему в английском интеллектуальном дискурсе поднял Т. Гоббс, а развернутую аргументацию о «разумности христианства» в своих сочинениях дал Дж. Локк. Пик дискуссии о чудесах пришелся на вторую половину 90-х гг. XVII в. и был связан с ответом «натурфилософам» таких англиканских теологов, как Дж. Эдвардс и Э. Стиллингфлит. Главным аргументом антилокковской позиции стал тезис о чудесах как божественном откровении, научные же открытия определялись божественным провидением. Англиканские теологи считали главным просчетом «натурфилософов» игнорирование такой субстанции, как душа, которую они ставили выше разума. Однако, несмотря на то что Локк чувствовал себя поверженным в этой интеллектуальной борьбе, победа рационалистической точки зрения в дискуссии о чудесах в XVIII в. была обеспечена Д. Юмом, который отмахнулся от чудес как от «басен» и «россказней» темных людей. В качестве третьей – взвешенной ‒ точки зрения в статье приводится позиция натурфилософа Р. Бойля на основе анализа его сочинения «Превосходство теологии в сравнении с натурфилософией».

Библиографические ссылки

Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мар-тис; ИФ РАН, 1997. С. 88–141.

Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 576 с.

Фуллер С. Кун против Поппера: борьба за душу науки. М., 2023. 272 с.

Хилл К. Английская библия и революция XVII века. М.: ИВИ РАН, 1998. 490 с.

Яковлев А.А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. М., 2013. 432 c.

Яковлев В.В. Христианская философия чуда: идеи Томаса Гоббса и Джона Локка. Томск: Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2019, 244 с.

Gordon А. Heads of Unitarian History. L., 1895. 150 p.

Klaaren E.M. Religious Origins of Modern Science: Belief in Creation in Seventeenth-Century Thought. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1977. 244 p.

Levitin D. Ancient Wisdom in the Age of the New Science: Histories of Philosophy in England, c. 1640–1700. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 696 p.

Levitin D. The Kingdom of Darkness: Bayle, Newton, and the Emancipation of the European Mind from Philosophy. Cambridge University Press, 2022. 980 p.

Robertson J.M. A Short History of Freethought Ancient and Modern. 3rd edn. L., 1915. Vol. II. 480 p.

References

Dear, P. & S. Sheipin (2015), Nauchnaya revolyutsiya kak sobytie [Scientific Revolution as an Event], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 576 р.

Fuller, S. (2023), Kun protiv Poppera: Bor'ba za dushu nauki [Kuhn versus Popper: The Struggle for the Soul of Science], Izdatel'stvo «Kanon+», Moscow, Russia, 272 р.

Gordon, А. (1895), Heads of Unitarian History, Philip Green, 5, Essex street, Strand, W.C., London, UK, 150 p.

Khill, K. (1998), Angliyskaya bibliya i revolyutsiya XVII veka [The English Bible and the Revolution of the 17th Century], IVI RAN, Moscow, Russia, 490 р.

Klaaren, E. M. (1977), Religious Origins of Modern Science: Belief in Creation in Seventeenth-Century Thought, Wm. B. Eerdmans, Grand Rapids, USA, 244 p.

Levitin, D. (2015), Ancient Wisdom in the Age of the New Science: Histories of Philosophy in England, c. 1640–1700, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 696 p.

Levitin, D. (2022), The kingdom of darkness: Bayle, Newton, and the emancipation of the European mind from Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 980 p.

Robertson, J. M. (1915), A Short History of Freethought Ancient and Modern, 3d edn., 2 vols.; vol. II, Watts & Co., London, UK, 480 p.

Vizgin, V.P. (1997), “Hermeticism, experiment, miracle”, in Gaidenko, P.P. ed.), Filosofsko-religioznye istoki nauki [Philosophical and religious origins of science], Martis, IF RAN, Moscow, Russia, рр. 88–141.

Yakovlev, A.A. (2013), Zaveshchanie Dzhona Lokka, priverzhentsa mira, filosofa i anglichanina [The Testament of John Locke, Peacemaker, Philosopher and Englishman], Martis; IF RAN, Moscow, Russia, 432 р.

Yakovlev, V.V. (2019), Khristianskaya filosofiya chuda: Idei Tomasa Gobbsa i Dzhona Lokka [Christian Philosophy of Miracle: The Ideas of Thomas Hobbes and John Locke], Izdatel'skiy Dom TGU, Tomsk, Russia, 244 р.

Загрузки

Опубликован

2024-12-26

Как цитировать

Высокова, В. В. . (2024). ПОИСК ИСТИННОГО ЗНАНИЯ: «РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДЕСАХ» В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БРИТАНИИ НА РУБЕЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ1. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 67(4), 107–118. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/9862