РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В СОЧИНЕНИЯХ ПАВЛА ОДЕРБОРНА
Ключевые слова:
русское православие, протестантизм, дискурс, Павел Одерборн, проблема перевода, русское православие, протестантизм, дискурс, Павел Одерборн, проблема переводаАннотация
В настоящей статье предпринята попытка дать краткий анализ изображения русского православия в латинских трудах лютеранского пастора Павла Одерборна и их переводах на немецкий. В сочинении De Russorum religione П. Одерборн создает образ православных, приближенный к язычникам, используя специфическую лексику и комментарии. Эта тенденция сближения православных с язычниками проявилась гораздо слабее в другом сочинении П. Одерборна – Ioannis Basilidis magni Moscoviae ducis vita (ввиду его более «официального» характера). В немецких переводах сочинений П. Одерборна многие уничижительные характеристики православных исчезли, а почти все слова, сближавшие православных с язычниками, были заменены на более нейтральные. Сочинения немецкого пастора оказали значительное влияние на последующие теологические работы, касающиеся русского православия. Был сделан вывод о том, что независимо от употребляемых обозначений для православного населения – rutheni, russi, moscovitae – речь всегда шла об одной и той же религии. Другой вывод заключается в том, что П. Одерборн придерживался в рассматриваемых сочинениях гуманистической нарративной стратегии. Целью этих сочинений было, помимо прочего, представить протестантов в лучшем свете, а также возвеличить тех, кому посвящались эти сочинения. Эта нарративная стратегия определяла. что и как будет написано о русском православии в работах немецкого пастора. Наконец, делается вывод о том, что сочинения П. Одерборна о русских православных и разделы, посвященные им в других работах, послужили важной основой для складывания «ориенталистского» дискурса о русском православии в XVII в.Библиографические ссылки
Дмитриев Л.А. Вновь найденное сочинение об Иване Грозном // Тр. Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. XVIII. С. 374–408.
Лимонов Ю.А. Сочинение шведского историографа начала XVII в. Петра Петрея о России // Скандинавские чтения 1998 года. СПб.: Наука, 1999. С. 104–113.
Мокробородова Л.С. Quaestio nostro saeculo inusitata: русское православие в тезисах Йоханнеса Ботвиди «Христиане ли Московиты?» (1620). Åbo: Åbo Akademi University Press, 2013. 284 c.
Мокробородова Л.С. Московское православие в западной богословской традиции. С. Гербер-штейн и Й. Ботвиди // 450 Jahre Sigismund von Herbersteins Rerum Moscoviticarum Commentarii. 1549–1999 / Hg. von F. Kämpfer und R. Frötschner. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2002. S. 235–246.
Полосин И.И. Немецкий пастор Одерборн и его памфлет об Иване Грозном (1585) // Полосин И.И. Социально-экономическая история России XVI – начала XVII в. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 191–217.
Сагановіч Г. Паўночная Беларусь у апісанні Паўля Одэрборна // Беларускі Гістарычны Агляд ‒ 2005. 2005. Т. 12, сш. 1-2. С. 162–189.
Толстиков А.В. Русское православие в политике и политической риторике Швеции, первая половина XVII в.: дис. … канд. ист. наук. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2002. 179 с.
Филюшкин А.И. Антигерой Европы: как создавалась «Ioannis Basilidis Magni Moscoviae Ducis Vita» Пауля Одерборна // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2 (92). С. 109–125.
Baron S. Purchas on Russia and Central Asia // Baron S. Explorations in Muscovite History. Hampshire: Variorum, 1991. P. 1–15.
Benga D. David Chytraeus (1530‒1600) als Erforscher und Wiederentdecker der Ostkirchen. Seine Beziehungen zu orthodoxen Theologen, seine Erforschungen der Ostkirchen und seine ostkirchlichen Kenntnisse. Giessen: VVB Lauferweiler Verlag, 2012. 281 S.
Ben-Tov A. Johann Ernst Gerhard (1621‒1668): The Life and Work of a Seventeenth-century Orientalist. Leiden; Boston: Brill, 2021. 251 p.
Benz E. Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtsschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart. Freiburg; München: Karl Alber, 1952. 421 S.
Bryner E. Die russisch-orthodoxe Kirche in der Sicht schweizerischer Autoren der Reformationszeit // Tausend Jahre Christentum in Russland: zum Millennium der Taufe der Kiever Rus'. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1988. S. 611–627.
Donnert E. Altrussisches Kulturlexikon. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1985. 369 S.
Engels W. Die Wiederentdeckung und erste Beschreibung der östlich orthodoxen Kirche in Deutschland durch David Chytraeus 1569 // Kyrios. Vierteljahresschrift für Kirchen und Geistesgeschichte Osteuropas. 1940. Bd. 4, Heft ¾. S. 262–285.
Kappeler A. Ivan Groznyj im Spiegel der ausländischen Druckschriften seiner Zeit: Ein Beitrag zur Geschichte des westlichen Russlandbildes. Frankfurt a. M., 1972: Peter Lang. 298 S.
Leitsch W. Russia-Ruteni und Moscovia-Mosci bei Herberstein // Geschichte Altrusslands in der Be-griffswelt ihrer Quellen: Ferstschrift zum 70. Geburtstag von Günther Stökl. Stuttgart: Steiner-Verlag-Wiesbaden-GmbH, 1986. S. 113–123.
Marchant J.R.V., Charles J.F. Cassell's Latin dictionary: Latin-English and English-Latin. New York: Funk & Wagnalls, 1953. xiv, 927 p.
Matthes E. Das veränderte Russland: Studien zum deutschen Russlandverständnis im 18. Jahrhundert zwischen 1725 und 1762. Frankfurt a. M.: Lang, 1981. 565 S.
Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History / ed. Joseph L. Wieczynski. Gulf Breeze, Fl.: Academic International Press, 1981. Vol. 25. 246 p.
Mund S. Orbis russiarum: Genèse et développement de la représentation du monde "russe" en Occident à la Renaissance. Genève: Droz, 2003. 600 p.
Pettke S. Im Umfeld des Testaments. Nachrichten über David Chytraeus und seine Familie. Aus den Akten des Akademischen Gerichts der Universität Rostok // David Chytraeus (1530‒1600): Norddeutscher Humanismus in Europa; Beiträge zum Wirken des Kraichgauer Gelehrten. Ubstadt-Weiher: Verlag Regionalkultur, 2000. S. 143–162.
Samter E. Flamines // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Band VI, 2, Euxantios–Fornaces. Stuttgart: J.B. Metzler, 1909. S. 2484–2492.
Welke M. Russland in der deutschen Publizistik des 17. Jahrhunderts (1613–1693) // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. (West) Berlin: Harrassowitz Verlag, 1976. Bd. 23. 276 S.
Wotschke T. Johann Lasitius: Ein Beitrag zur Kirchen- und Gelehrtengeschichte des 16. Jahrhunderts: Teil II // Zeitschrift für Slavische Philologie. 1925. Vol. 2, no. 3/4. S. 442–471.
References
Baron, S. (1991), “Purchas on Russia and Central Asia”, in Baron, S., Explorations in Muscovite History, Variorum, Hampshire, UK, pp. 1–15.
Benga, D. (2012), David Chytraeus (1530-1600) als Erforscher und Wiederentdecker der Ostkirchen. Seine Beziehungen zu orthodoxen Theologen, seine Erforschungen der Ostkirchen und seine ostkirchlichen Kenntnisse, VVB Lauferweiler Verlag, Giessen, Germany, 281 p.
Ben-Tov, A. (2021), Johann Ernst Gerhard (1621-1668): The Life and Work of a Seventeenth-century Orientalist, Brill, Leiden & Boston, Netherlands & USA, 251 p.
Benz, E. (1952), Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtsschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart, Karl Alber, Freiburg; München, Germany, 421 p.
Bryner, E. (1988), “Die russisch-orthodoxe Kirche in der Sicht schweizerischer Autoren der Reformationszeit”, in Tausend Jahre Christentum in Russland: zum Millennium der Taufe der Kiever Rus', Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen, Germany, pp. 611–627.
Dmitriev, L.A. (1962), “Newly Found Composition about Ivan the Terrible”, TODRL, vol. XVIII, pp. 374–408.
Donnert, E. (1985), Altrussisches Kulturlexikon, Bibliographisches Institut, Leipzig, Germany, 369 p.
Engels, W. (1940), “Die Wiederentdeckung und erste Beschreibung der östlich orthodoxen Kirche in Deutschland durch David Chytraeus 1569”, Kyrios. Vierteljahresschrift für Kirchen und Geistesgeschichte Osteuropas, bd. 4, heft ¾, pp. 262–285.
Filyushkin, A.I. (2023), “Antihero of Europe: How the "Ioannis Basilidis Magni Moscovia Ducis Vita" by Paul Oderborn was written”, Drevnyaya Rus'. Voprosy Medievistiki, № 2 (92), pp. 109–125.
Kappeler, A. (1972), Ivan Groznyj im Spiegel der ausländischen Druckschriften seiner Zeit: Ein Beitrag zur Geschichte des westlichen Russlandbildes, Peter Lang, Frankfurt a. M., Germany, 298 p.
Leitsch, W. (1986), “Russia-Ruteni und Moscovia-Mosci bei Herberstein”, in Geschichte Altrusslands in der Begriffswelt ihrer Quellen: Ferstschrift zum 70. Geburtstag von Günther Stökl, Steiner-Verlag-Wiesbaden-GmbH, Stuttgart, Germany, pp. 113–123.
Limonov, Yu.A. (1999), “A composition by Swedish historian Peter Petrey about Russia in the early 17th century”, Skandinavskie chteniya 1998 goda, pp. 104–113.
Marchant, J.R.V. & J.F. Charles (1953), Cassell's Latin dictionary: Latin-English and English-Latin, Funk & Wagnalls, New York, USA, 927 p.
Matthes, E. (1981), Das veränderte Russland: Studien zum deutschen Russlandverständnis im 18. Jahrhundert zwischen 1725 und 1762, Lang, Frankfurt a. M., Germany, 565 p.
Wieczynski, J.L. (ed.) (1981), Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History, vol. 25, Academic International Press, Gulf Breeze, Fl, USA, 246 p.
Mokroborodova, L.S. (2002), “Moscow Orthodoxy in Western theological tradition: S. Gerberstein and J. Botvidi”, in 450 Jahre Sigismund von Herbersteins Rerum Moscoviticarum Commentarii. 1549–1999, Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, Germany, pp. 235–246.
Mokroborodova, L.S. (2013), Quaestio nostro saeculo inusitata: Russkoe pravoslavie v tezisakh Yokhannesa Botvidi «Khristiane li Moskovity?» (1620) [Quaestio nostro saeculo inusitata: Russian Orthodoxy in the Theses of Johannes Botvidi: “Are the Muscovites Christians?” (1620)], Åbo Akademi University Press, Åbo, Finland, 284 p.
Mund, S. (2003), Orbis russiarum: Genèse et développement de la représentation du monde “russe” en Occident à la Renaissance, Droz, Genève, Switzerland, 600 p.
Pettke, S. (2000), “Im Umfeld des Testaments. Nachrichten über David Chytraeus und seine Familie. Aus den Akten des Akademischen Gerichts der Universität Rostok”, in David Chytraeus (1530-1600): Norddeutscher Humanismus in Europa; Beiträge zum Wirken des Kraichgauer Gelehrten, Verlag Regionalkultur, Ubstadt-Weiher, Germany, pp. 143–162.
Polosin, I.I. (1963), “German Pastor Oderborn and His Pamphlet about Ivan the Terrible (1585)”, in Polosin, I.I., Sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Rossii XVI – nachala XVII v. [Socio-economic history of Russia from the 16th to the early 17th century], AN SSSR, Moscow, USSR, pp. 191–217.
Saganovіch, G. (2005), “North Belarus in the Description of Paul Oderborn”, Belaruskі Gіstarychny Aglyad, vol. 12, № 1–2, pp. 162–189.
Samter, E. (1909), “Flamines”, in Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Band VI, 2, Euxantios–Fornaces, J.B. Metzler, Stuttgart, Germany, pp. 2484–2492.
Tolstikov, A.V. (2002), Russkoe pravoslavie v politike i politicheskoy ritorike Shvetsii, pervaya polovina XVII v. [Russian Orthodoxy in the politics and political rhetoric of Sweden in the first half of the 17th сentury]: PhD dissertation, Institute of World History of RAS, Moscow, Russia, 179 p.
Welke, M. (1976), “Russland in der deutschen Publizistik des 17. Jahrhunderts (1613 – 1693)”, in Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 23, Harrassowitz Verlag, (West) Berlin, Germany, 276 p.
Wotschke, T. (1925), “Johann Lasitius: Ein Beitrag zur Kirchen- und Gelehrtengeschichte des 16. Jahrhunderts: Teil II”, Zeitschrift für Slavische Philologie, vol. 2, № 3/4, pp. 442–471.