«ПОСЛЕВОЕННЫЙ» И «ПОСТВОЕННЫЙ»: ЦЕННОСТНО-ПРОЕКТИВНОЕ НАПОЛНЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ С 1945 ПО КОНЕЦ 1960-Х ГОДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСКУССТВА)1
Ключевые слова:
поствоенный период, культура позднего сталинизма, посттравматическая ситуация, послевоенный советский кинематограф, послевоенное советское изобразительное искусствоАннотация
Рассматривается концепт «поствоенная ситуация» на примере ценностно-проективных тенденций в СССР с 1945 по конец 1960-х гг. Проблематизируется трактовка периода как внутренне связанного в российской социально-гуманитарной литературе и общественной риторике. Указывается на сложную семантику концепта: это период после окончания военных действий (послевоенное время), имеющий четкую границу между двумя противоположными социальными порядками (война и мир), поэтому он относительно краткий. В большинстве историко-художественных исследований весь период с 1945 по 1985 г. частотно называется послевоенным или поствоенным. Специфика советской поствоенной ситуации в статье выявляется путем сопоставления с другими концептами, имеющими в своей семантике префикс «пост-»: посттравматическая и постконфликтная. Обнаружено, что в них необходимо присутствует черта, граница, разделяющая прошлое состояние (травмы, конфликта) и состояние завершения (излечения, разрядки и т.д.). Новое состояние «пост» характеризуется избавлением от власти прошлого и возможностью конструировать будущее. Переходу к новому состоянию способствует рефлексивная работа всей культуры над опытом прошлого. Выдвинута гипотеза о том, что в советской культуре произошло пролонгирование военного опыта и военной риторики на уровне многих страт культурного проектирования. Анализ материала изобразительного искусства и кинематографа доказывает, что война символически не была завершена и сохраняет свое ценностно-проективное значение. Более подробно рассмотрены векторы отношения к войне и ее влиянию на человека на материале искусства послевоенного десятилетия (позднего сталинизма), намечены пути сравнения с периодом оттепели.Библиографические ссылки
Добренко Е. Поздний сталинизм: эстетика политики. М.: НЛО, 2020. Т. 1. 720 с.
Кино: энциклоп. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1986. 640 с.
Круглова Т.А. Советское искусство 1945–1955 гг. о «мире после войны»: культурная политика и антропологические реакции // Ярослав. пед. вестник. 2023. № 5 (134). С. 237‒244.
Лахузен Т. Переход количества в качество и наоборот, или диалектика киновосприятия в эпоху позднего сталинизма // От авангарда до соц-арта. Культура советского времени: сб. ст. в честь 75-летия профессор Х. Гюнтера. Белград, 2016. С. 181‒189.
Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кине-матографе как элементы национальной российской идентичности // История и современное ми-ровоззрение. 2019. № 1. С. 73‒80.
Паперно И. Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах. Опыт чтения. М.: НЛО, 2021. 320 с.
Прохоров А. Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры в литературе и кинема-тографе «оттепели». СПб.: Академический проект: ДНК, 2007. 344 с.
Травма:пункты. М.: НЛО, 2009. 936 с.
Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 195 с.
Шишкова Т. Внеждановщина. Советская послевоенная политика в области культуры как диалог с воображаемым Западом. М.: НЛО, 2023. 384 с.
Эппле Н. Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах. М.: НЛО, 2020. 576 с.
Янковская Г.А. Мемориальные образы войны и мира в советском изобразительном искусстве 1945‒1946 гг. // Диалог со временем. 2007. Вып. 20. С. 170‒179.
Янковская Г.А. «Шел солдат с фронта». Послевоенные реалии и гендерные образы советских иллюстрированных журналов // Победители и побежденные. От войны к миру: СССР, Франция, Великобритания, Германия, США (1941‒1950). М.: РОССПЭН, 2010. C. 284‒296.
References
Cherepanova, E.S. (2016), Filosofiya konflikta: ucheb. Posobie [Philosophy of conflict], Izd-vo Ural. un-ta, Yekaterinburg, Russia, 195 p.
Dobrenko, E. (2020), Pozdnii stalinizm: estetika politiki [Late Stalinism: aesthetics of politics], NLO, Moscow, Russia, vol. 1, 720 p.
Epple, N. (2020), Neudobnoe proshloe: pamyat' o gosudarstvennykh prestupleniyakh v Rossii i drugikh stranakh [The inconvenient past: the memory of state crimes in Russia and other countries], NLO, Moscow, Russia, 576 p.
Kino: entsiklopedicheskiy slovar' (1986), [Cinema: Dictionary], Sov. Entsiklopediya, Moscow, USSR, 640 p.
Kruglova, T.A. (2023), “Soviet art of 1945-1955 about the «world after the war»: cultural policy and anthropological reactions”, Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, № 5 (134), pp. 237‒244.
Lakhuzen, T. (2016), “The transition of quantity into quality and vice versa, or the dialectic of film perception in the era of late Stalinism”, in Ot avangarda do sots-arta. Kul'tura sovetskogo vremeni: sb. st. v chest' 75-letiya professor Kh. Gyuntera [From Avant-garde to Sots-art. Culture of the Soviet era: collection of articles in honor of the 75th anniversary of Professor H. Gunther], Filologicheskiy fakul'tet Belgradskogo universiteta, Belgrad, Serbia, pp. 181‒189.
Lyamzin, A.V. (2019), “Basic images of the Great Patriotic War in Soviet and post-Soviet cinema as elements of national Russian identity”, Istoriya i sovremennoe mi-rovozzreni, № 1, pp. 73‒80.
Paperno. I. (2021), Sovetskaya epokha v memuarakh, dnevnikakh, snakh. Opyt chteniya [The Soviet Era in memoirs, diaries, dreams. Reading experience], NLO, Moscow, Russia, 320 p.
Prokhorov, A. (2007), Unasledovannyi diskurs: paradigmy stalinskoi kul'tury v literature i kinema-tografe «ottepeli» [Inherited discourse: paradigms of Stalinist culture in literature and cinematography of the “Thaw”], Akademicheskii proekt: DNK, St. Petersburg, Russia, 344 p.
Shishkova, T.(2023), Vnezhdanovshchina. Sovetskaya poslevoennaya politika v oblasti kul'tury kak dialog s voobrazhaemym Zapadom. Vnezhdanovschina [Soviet post-war cultural policy as a dialogue with the imaginary West], NLO, Moscow, Russia, 384 p.
Travma: punkty (2009) [Trauma: points], NLO, Moscow, Russia, 936 p.
Yankovskaya, G.A. (2007), “Memorial images of war and peace in Soviet fine art 1945-1946”, Dialog so vremenem, iss. 20, pp. 170‒179.
Yankovskaya, G.A.(2010), “«A soldier was coming from the front». Post-war realities and gender images in Soviet illustrated magazines”, in Pobediteli i pobezhdennye. Ot voiny k miru: SSSR, Frantsiya, Velikobritaniya, Germaniya, SShA (1941‒1950) [Winners and Vanquished. From War to Peace: USSR, France, Great Britain, Germany, USA (1941‒1950)], ROSSPEN, Moscow, Russia, pp. 284‒296.