ПИОНЕРСКИЙ ОТРЯД «КАРАВЕЛЛА» КАК КОНТРПРОЕКТ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПОСТКОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1970‒1980-Х ГОДОВ
Ключевые слова:
пионерская организация, отряд «Каравелла», В. П. Крапивин, постконфликтная ситуация, проект человека, контрпроект человека, пионерская организация, отряд «Каравелла», В. П. Крапивин, постконфликтная ситуация, проект человека, контрпроект человекаАннотация
Окончание Второй мировой войны определило облик постконфликтной ситуации, сложившейся на пространстве социумов ‒ участников войны. Мы различаем понятия «послевоенная ситуация», т.е. состояние общества периода завершения боевых действий и перехода к мирной жизни, и «постконфликтная ситуация», характеризующаяся переживанием, осмыслением и реакцией сторон конфликта на его ход и исход. В контексте этой ситуации в рамках детско-юношеских организаций различных стран развивались проекты человека, призванные создать нового человека для новой послевоенной ситуации. Однако к началу 1960-х гг. эта ситуация кардинально изменилась. От актуального переживания событий и последствий мировой войны общество перешло к коммеморации, конструированию индивидуальных воспоминаний и коллективной исторической памяти. Детские организации во многих странах стали переходить от проектности к операциональности, т.е. к возобновлению из раза в раз уже имеющегося «шаблона» формирования человека. Началось «серийное производство», воспитание необходимых конкретному обществу людей. При этом в мире сложилась новая постконфликтная ситуация, связанная с внутренними конфликтами в странах Варшавского договора (Венгрия 1956, Чехословакия 1968) и в странах Запада (студенческие движения конца 1960-х). На этом фоне активизируются контрпроекты человека, предлагавшие альтернативный взгляд на методы, форму и содержание воспитания молодого поколения. Таким контрпроектом был пионерский отряд «Каравелла» в СССР. Эта организация имела высокий уровень пассионарности, четкое представление о желаемом будущем и ресурсы для реализации собственного проекта человека. Данная статья реконструирует проект человека, реализованный в этом отряде, и исследует его особенности именно как контрпроекта, который противостоял пионерскому мейнстриму.Библиографические ссылки
Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Особенности постконфликтного восстановления: отечественный и зарубежный опыт // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 208–214.
Балакирев А.Н. Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!» и его реализация в Буря-тии в 1970‒1980-х гг. // Вестник Бурят. гос. ун-та. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2018. № 3. С. 3–10.
Беневаленская Е.Н. Пионерская организация Алтайского края и формирование советской иден-тичности в 1945–1955 годах // Исторический курьер. 2022. № 6(26). С. 124–134.
Боянич П. Война и прекращение насилия: проектирование справедливых институтов // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20, № 3. С. 156–167.
Доможиров В.И. Юнкоровское дело отряда «Каравелла» // Известия Урал. гос. ун-та. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 89, № 2. С. 46–53.
Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В. Организуемая общественная жизнь детей: историческое наслед-ство, состояние, перспективы (часть первая) // Вестник Костром. гос. ун-та. Педагогика. Психо-логия. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 262–265.
Крапивин В.П. Двадцать лет – вожатым // Уральский следопыт. 1982a. № 7. С. 29–30.
Крапивин В.П. Хотим сами! // Пионер. 1982b. № 7. С. 25–27.
Крапивина Л.А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объ-единениях гуманистической направленности // Образование и наука. 2015. № 5(124). С. 87–104.
Лебедева С.В. Медиаобразовательные аспекты деятельности отряда «Каравелла» // Медиа. Ин-формация. Коммуникация. 2023. Т. 37, № 3. С. 43–47.
Луньков А.С. Эволюция идеологии пионерского движения в СССР, ГДР и Югославии в контек-сте постконфликтных проектов человека // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20, № 3. С. 138–155.
Нуркина К.К. Повседневная жизнь детей г. Омска в 1960‒1970-х гг. в рамках регламентируемого пространства // Вестник Том. гос. ун-та. 2015. № 396. С. 96–101.
Bojanic P. In-Statuere. Figures of Institutional Building. Frankfurt am Main: Klostermann, 2022. 392 p.
Forman S., Patrick S., Salomons D. Recovering from Conflict: Strategy for an International Response. New York: New York University, Center on International Cooperation, 2000. 67 p.
References
Abakumova I.V. & E.N. Ryadinskaya (2016), “The specific features of a post-conflict reconstruction: domestic and foreign experience”, Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva, №4 (38), pp. 208–214.
Balakirev, A.N. (2018), “All-Union march of the pioneer teams “Always Ready!” and its realization in Burytia in the 1970s – 1980s”, Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrenney Azii, № 3, pp. 3–10.
Benevalenskaya, E.N. (2022), “Pioneer organization of the Altai Krai and the formation of Soviet identity in 1945–1955”, Istoricheskiy kuryer, № 6 (26), pp. 124–134.
Bojanic, P. (2022), In-Statuere. Figures of Institutional Building, Klostermann, Frankfurt am Main, Germany, 392 p.
Bojanich, P. (2023), “War and cessation of violence: designing just institutions”, Diskurs-Pi, vol. 20, № 3, pp. 156–167.
Domozhirov, V.I. (2011), “The work of young correspondents of the detachment «Caravelle»”, Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, vol. 89, № 2, pp. 46–53.
Forman, S., Patrick, S. & D. Salomons (2000), Recovering from Conflict: Strategy for an International Re-sponse, New York University, Center on International Cooperation, New York, USA, 67 p.
Kirpichnik, A.G. & T.V. Truhacheva (2016), “Organized social life of children: historical legacy, status, prospects (Part One)”, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sotsiokinetika, vol. 22, № 2, pp. 262–265.
Krapivin, V.P. (1982a), “Twenty years as a counselor”, Ural'skiy sledopyt, № 7, pp. 29–30.
Krapivin, V.P. (1982b), “We want it ourselves!”, Pioner, № 7, pp. 25–27.
Krapivina, L.A. (2015), “Social competence formation among teenagers from humanist trend multiple-aged groups”, Obrazovanie i nauka, № 5(124), pp. 87–104.
Lebedeva, S.V. (2023), “Media educational aspects of the activity of the Caravella detachment”, Media. Informatsiya. Kommunikatsiya, vol. 37, № 3, pp. 43–47.
Lun'kov, A.S. (2023), “The ideological evolution of the pioneer movement in the USSR, the GDR, and Yugoslavia in the context of post-conflict projects of a human”, Diskurs-Pi, № 3, pp. 138–155.
Nurkina, K.K. (2015), “The daily life of children in the city of Omsk in the 1960s – 1970s within the regulated area”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, № 396, pp. 96–101.