ИЕРАРХИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРИФЕРИИ В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РСФСР

Авторы

  • Д. В. Хаминов

Ключевые слова:

университет, центр-периферийные отношения, внутренняя периферия, научная коммуникация, азиатская часть РСФСР, Зауралье, Сибирь, Дальний Восток

Аннотация

На выстраивание иерархии внутри советской университетской системы влияло множество факторов, особенно в позднесоветский период (в 1950–1980-е гг.), на этапе завершающего витка советской модернизации в экономике, общественном устройстве, культуре: многоукладность советской экономики, неравномерность социально-экономического развития регионов (как следствие – формирование специфических экономических районов и внутренней периферии), сложная структура административно-территориального устройства в силу огромных и разнопорядковых территорий (союзное государство, которое имело в своем составе другую сложную структуру – РСФСР), колониальный характер освоения и развития азиатской периферии и многое др. В этой связи видится репрезентативным рассмотрение на примере конкретного и уникального в своем роде макрорегиона – азиатской части РСФСР (включающего в себя субрегионы Зауралья, Сибири и Дальнего Востока) ‒ процессы выстраивания такой неоднородной университетской системы и проанализировать особенности иерархии университетов на внутренней периферии советской университетской системы. Это позволит понять, каким образом планировались, организовывались и осуществлялись исследования, готовились научные кадры в университетах внутренней периферии, с акцентом на агентность различных акторов, их взаимодействия и взаимовлияния. Это даст понимание в вопросе о том, как выстраивалась научно-коммуникационная система старых (ведущих) и новых университетов, какие были разрывы и в чем была преемственность в этой иерархической системе. По результатам исследования удалось выявить трехуровневую иерархию советских университетов, а также определить структуру внутренней университетской периферии азиатской части страны в позднесоветский период, проанализировать систему выстраивания взаимоотношений между университетами, выявить в этой модели положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие научно-организационных связей между ними.

Библиографические ссылки

Аузан А.А. «Колея» российской модернизации // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 54–60.

Водичев Е.Г., Узбекова Ю.И. «Центр» и «периферия» в развитии отечественной науки второй половины ХХ в. // Уральский исторический вестник. 2008. № 3. C. 11‒19.

История Урала: в 2 т. / отв. ред. Ф.С. Горовой. Пермь: Перм. книжн. изд-во, 1963‒1965.

История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. / гл. ред. А.П. Окладников, В.И. Шунков. Л.: Наука, 1968–1969.

История рабочего класса Сибири: в 5 т. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1982–1986.

История крестьянства Сибири: в 5 т. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1982–1991.

Лисс Л.Ф. Мои университеты. Новосибирск: Параллель, 2013. 442 с.

Петрик В.В. Становление и развитие главных организационных форм вузовской науки в конце 1950-х ‒ начале 1990-х гг. (на примере высшей школы Сибири) // Известия Том. политехн. ун-та. 2006a. Т. 309, № 1. С. 234‒241.

Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х – начале 90-х годов XX века. Томск: Том. гос. ун-т, 2006b. 648 с.

Тихонова Н.Е. Социальная модернизация и перспективы культурной динамики в России // Россия реформирующаяся: ежегодник ‒ 2011 / отв. ред. акад. РАН М.К. Горшков. М.; СПб., 2011. Вып. 10. С. 110‒126.

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010) / пер. с англ.; под общ. ред. Н.И. Лапина. М., 2011. С. 236–239.

Суздалева Т.Р. Модернизация в понимании ученых // Модернизация как условие развития современной России: статьи и доклады XI Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 27 мая 2011 г. М., 2011. С. 42–46.

Суздалева Т.Р., Федоров К.В. «Догоняющая» модель модернизации: теоретические и историографические аспекты [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2013. Вып. 5. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/histarch/russhist/67.html (дата обращения: 08.04.2024).

Узбекова Ю.И. «Центр» и «периферия» в развитии академической науки в восточных регионах страны в XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2009. 195 с.

Узбекова Ю.И. Трансграничные регионы азиатской России в парадигме центр-периферийных отношений // Многовекторность в развитии регионов России: ресурсы, стратегии и новые тренды / отв. ред. В.Н. Стрелецкий. М., 2017. С. 283‒290.

References

Auzan, A.A., (2007), “«The track» of Russian modernization”, Obshchestvennye nauki i sovremennost', № 6, pp. 54–60.

Gorovoy, F.S. (ed.) (1963-1965) Istoriya Urala [History of the Urals]: in 2 vol., Perm. knizhn. izd-vo, Perm, USSR.

Istoriya krest'yanstva Sibiri (1982–1991) [History of the peasantry of Siberia]: in 5 vol., Nauka, Sibirskoe otdelenie, Novosibirsk, USSR.

Istoriya rabochego klassa Sibiri (1982–1986) [History of the working class of Siberia]: in 5 vol., Izd-vo «Nauka», Sibirskoe otdelenie, Novosibirsk, USSR.

Lapin, N.I. (ed.) (2011), Obzornyy doklad o modernizatsii v mire i Kitae (2001–2010) [Overview report on modernization in the world and China (2001–2010)], Ves' Mir, Moscow, Russia, pp. 236–239.

Liss, L.F., (2013), Moi universitety [My universities], Parallel', Novosibirsk, Russia, 442 p.

Okladnikov, A.P. & V.I. Shunkov (eds.) (1968–1969) Istoriya Sibiri s drevneyshih vremen do nashih dney [History of Siberia from ancient times to the present day]: in 5 vol., Nauka, Leningrad, USSR.

Petrik, V.V. (2006a), “Formation and development of the main organizational forms of university science in the late 1950s and early 1990s (using the example of a higher school in Siberia)”, Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, vol. 309, № 1, pр. 234–241.

Petrik, V.V. (2006b), Vysshaya shkola Sibiri v kontse 50-h – nachale 90-h godov XX veka [Higher school of Siberia in the late 50s – early 90s of the 20th century], Tom. gos. un-t, Tomsk, Russia, 648 р.

Suzdaleva, T.R. (2011), “Modernization as understood by scientists”, in Modernizatsiya kak uslovie razvitiya sovremennoy Rossii [Modernization as a condition for the development of modern Russia], Moskovskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki, statistiki i informatiki, Moscow, Russia, pp. 42–46.

Tihonova, N.E. (2011), “Social modernization and prospects for cultural dynamics in Russia”, in Gorshkov, M.K. (ed.), Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik–2011 [Reforming Russia: Yearbook 2011], Federal'nyy nauchno-issledovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr RAN, Moscow; St. Petersburg, Russia, vol. 10, pp. 110–126.

Uzbekova, Yu. I., (2009), «Tsentr» i «periferiya» v razvitii akademicheskoy nauki v vostochnyh regionah strany v XX v. [“Center” and “periphery” in the development of academic science in the eastern regions of the country in the 20th century], PhD thesis, Tomsk State University, Tomsk, Russia, 195 p.

Uzbekova, Yu.I. (2017), “Cross-border regions of Asian Russia in the paradigm of center-peripheral relations”, in Streletskiy, V.N. (ed.), Mnogovektornost' v razvitii regionov Rossii: resursy, strategii i novye trendy [Multi-vector development in Russian regions: resources, strategies and new trends], IP Matushkina I.I., Moscow, Russia, pp. 283–290.

Vodichev, E.G. & Yu.I. Uzbekova (2008), “«Center» and «periphery» in the development of domestic science in the second half of the 20th century”, Ural'skiy istoricheskiy vestnik, № 3, pp. 11–19.

Загрузки

Опубликован

2024-10-07

Как цитировать

Хаминов, Д. В. . (2024). ИЕРАРХИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРИФЕРИИ В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РСФСР. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 66(3), 72–84. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/9561